Слайд 1Подростковый возраст. Психологические особенности
МКОУ «Никитский УВК»
Педагог-психолог
Меметова Зульфие Рустемовна
2016
год
Слайд 2
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все
в ней- переход, все течет.
(Л.С. Выготский)
Слайд 3Из психологического словаря:
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством
и взрослостью
(от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
❖Отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
❖Определение своего
места в среде сверстников;
❖Установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
❖ Профессиональное самоопределение;
❖Движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни»
СЛОЖНОСТЬ ЭТОГО ВОЗРАСТА - РЕШЕНИЕ ВСЕХ ЗАДАЧ ОДИНАКОВО ВАЖНО!!!
Слайд 5
Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»
НЕ хотят
учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.
Слайд 6Кризис подросткового возраста
Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом
3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
Слайд 7Подростковый комплекс
Проявления подросткового комплекса:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности
внимательность порой
уживается с черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения
пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет
Слайд 8Для подростков характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью,
Развязность в
поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
Неустойчивость интересов
Слайд 9Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при
этом не зная, что с ней делать.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Слайд 10Смена настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Веселье, радость может быстро
смениться апатией
Повышенная самоуверенность быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
Слайд 11Каковы ощущения
подростка?
Внутренний
Конфликт
Я – уникальная личность
Я – такой же как
и все
Слайд 12Чувство взрослости
Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться
к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.
Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя,тусовки,
(внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.
Слайд 13Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.
Меняется походка, манеры,
внешний облик.
Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы. У него появляются новые выражения.
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений
Слайд 14Внутренний конфликт
Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не
должен выделяться в классе.
Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!
Слайд 15Борьба подростка:
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За утверждение среди сверстников.
За прекращение
посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Слайд 16Главным для подростка со стороны семьи является:
Любовь
Доверие
Понимание
Поддержка
Слайд 17Правила для родителей подростков:
Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
Все замечания
делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.
Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Демонстрируйте взаимное уважение.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
Слайд 18Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком
показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
3. Ты невыносим(а)!
4. У всех дети, как дети, а у меня...
5. Ты мой(я) помощник(ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился(сь)!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!
Слайд 19Обработка результатов теста:
Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу
за каждый ответ.
Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.
Слайд 20Успехов Вам,
уважаемые родители!