Слайд 1ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Выступление для родителей дошкольников
(5-6 лет)
Слайд 2Готовность к школе -
это не только набор определенных умений
и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
Слайд 3 «Быть готовым к школе
–
не значит уметь читать,
писать и считать. Быть
готовым к школе – значит
быть готовым всему этому
научиться» (Венгер Л.А.).
Слайд 4Виды готовности
к школе:
Физическая
Интеллектуальная
Личностная
и социально-психологическая
Эмоционально-волевая
Слайд 5Готовность к школе
Психологическая готовность
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика
рук, движения, возраст
Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Слайд 6Физическая готовность
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп мышц.
Координация движений в
соответствии с возрастной нормой
Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Слайд 7 Физиологическая готовность
Филиппинский тест учитывает длину конечностей,
которая должна быть у ребенка 7-ми лет.
Не готов
Готов
Слайд 8 Психологическая готовность
Необходимый и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.
Успешное усвоение школьного материала.
Слайд 9
Интеллектуальная готовность
Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний, усвоенных в системе.
Желание узнавать новое,
любознательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
Смысловое запоминание.
Слайд 10Высокая мотивационная готовность
Наличие у ребенка познавательных интересов:
любит книги;
любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
любознателен;
задает много вопросов.
Слайд 11Признаки познавательной активности
Ребенок занимается умственной деятельностью.
Предпочитает сам найти ответ на загадку,
вопрос.
Просит почитать книги, дослушивает до конца.
Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.
Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
Дожидается ответа на поставленный вопрос.
Слайд 12СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Общие знания.
Знать свои фамилию, имя, отчество; домашний адрес.
Знать состав семьи;
фамилию, имя, отчество родных, их место работы и профессии.
Знания об окружающем мире (растения, домашние и дикие животные, явления природы, люди, техника и т.д.)
Знать цвета и их оттенки.
Слайд 13МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Числовая последовательность
в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах
10.
Отношения «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
Основные геометрические
фигуры.
Измерения и построения
с помощью линейки.
Слайд 14Умение составить связный рассказ по картинке.
Умение пересказать небольшой текст.
Умение связно рассказывать
истории из своей жизни.
Умение рассуждать.
Умение различать отдельные
звуки (фонематический слух).
Умение читать желательно,
но необязательно.
Слайд 15
Личностная и социально-психологическая готовность
Принятие позиции школьника .
Потребность в общении.
Умение подчиняться
правилам и интересам группы.
Способность устанавливать отношения с другими детьми.
Способность действовать совместно с другими детьми.
Слайд 16 Волевая готовность
умение сдерживать и контролировать поведение
Умение сознательно
подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
Умение ориентироваться на заданную систему требований.
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Слайд 17Эмоционально-волевая готовность
Способность управлять своими эмоциями и поведением.
Умение организовывать рабочее место и
поддерживать порядок в нем.
Стремление преодолевать трудности.
Стремление к достижению результата своей деятельности.
Слайд 18 Коммуникативная готовность
Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с
другими людьми:
играть и общаться с другими ребятами;
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Слайд 20Ребенок к школе готов, если:
Нормально физически развит, движения скоординированы
Желает учиться, проявляет
любознательность
Умеет управлять своим поведением
Владеет приемами умственной деятельности
Проявляет самостоятельность
Положительно относится к труду
Умеет общаться со сверстниками и взрослыми
Умеет дружить
Умеет ориентироваться в пространстве (в том числе и в тетради) и во времени (на элементарном уровне)
Слайд 21ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Методика Н.Е. Веракса
Тетрадь диагностики готовности к
школе
Параметры диагностики:
Физическое развитие
Развитие общих способностей ребёнка:
- сенсорные
- интеллектуальные
- творческие
- коммуникативные
- регуляторные
3. Речевое развитие
Осведомлённость в основных областях знаний
Уровни готовности к школе: оптимальный – 3 балла
достаточный – 2 балла
недостаточный – 1 балл
Слайд 23Результаты по параметрам
(группа «Заюшка»)
Слайд 24Тест для родителей
«Готов ли Ваш ребёнок к обучению
в школе?»
15-18
баллов — Ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;
10-14 баллов — ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!
9 и менее баллов — в ближайшее время Вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна Ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу!
Слайд 25Советы родителям будущего ученика
1. Внимательно относитесь к здоровью ребенка.
Хорошее здоровье
– залог успешного обучения в школе!
2. Хвалите ребенка за любые, даже незначительные, успехи (но не перехваливайте).
3. Наберитесь терпения, исключите из общения с ребенком окрики и резкость.
4. Если у ребенка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.
5. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
6. Ребенок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.
7. Обратите внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми и взрослыми.
8. Побеседуйте с ребёнком на тему «Школа» (Зачем надо учиться? Хочет ли он стать школьником? и т.п.)
9. Развивайте мелкую моторику у ребёнка (рисование, раскрашивание, лепка, пальчиковая гимнастика)
Слайд 2610. Учите ребенка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение
10-15 минут.
11. Различает ли ваш ребенок правую, левую стороны?
12. Повторяйте с ребенком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делить слова на слоги.
13. Предлагайте ребенку решать простые задачи в одно действие.
14. Знакомьте ребенка с цифрами.
15. Учите ребенка сравнивать предметы по величине.
16.Тренируйте навык прямого (до 10) и обратного (от 10) счета.
17. Учите ребенка ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
18. Развивайте умение давать обобщающие понятия предметам. Например, Стол, стул, шкаф - это мебель и т.д.
19. Развивайте мыслительные операции. Например, Стол, тарелка, стул, шкаф – что здесь лишнее?
Кошка – рысь – Чем похожи и чем различаются?
Слайд 27Правила для родителей:
Ребенок учится в игре
Обучение требует систематичности (10-15 минут
ежедневно)
Знания лучше передаются «От простого к сложному»
Не забывайте оценивать успехи ребенка и одобряйте его действия
Помните, что поступление ребенка в школу не является смыслом всей жизни (как Вашей, так и ребенка)
Если Вы плохо себя чувствуете или Вам не хочется заниматься, то лучше отложите занятия на другое время
Слайд 28ИТАК, что же является самым важным при подготовке ребенка к школе?
Подведём
итоги!
Слайд 29Здоровье
Память
Мышление
Внимание
Зрительно-моторная
координация
Речь,
кругозор
Желание быть школьником
Самостоятельность
Самоорганизация
Умение общаться
Готовность ребенка
к школе
Слайд 30 Готовы ли родители к школе?
Жертвовать своим личным временем и некоторыми
привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Слайд 31 Спасибо за внимание!
Успехов, терпения и радости
в общении с детьми!