Слайд 2АДАПТАЦИЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) – это приспособление организма к новым или к изменившимся
условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический
Школьная адаптация (социально-психологическая) – активный, многосторонний процесс, который включает в себя формирование способов, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новым для школьника окружением.
Адаптационный период – это время в начале года, когда есть возможность выбрать направление педагогической деятельности на этот год и с этими детьми.
Слайд 3Участники адаптационного периода
Учащиеся десятиклассники
Учителя, работающие в 10-ом классе
Родители десятиклассников
Классный руководитель 10
класса
Психолог школы
Администрация школы
Слайд 4Задачи адаптационного периода для педагогов
снижение собственной тревожности перед новым составом класса,
привыкание к незнакомыми учащимися;
понимание трудностей, с которыми сталкиваются ребята при поступлении в школу и при переходе на третью ступень обучения в ней;
утверждение доброжелательной атмосферы в классном коллективе, при которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги.
приобретение опыта взаимодействия с учениками, способствующего взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию друг друга.
уточнение целей и задач работы с классным коллективом на предстоящий год.
Слайд 5Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
Адаптация к новому классному коллективу.
Актуализация учебной мотивации,
необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
Адаптация к качественному и количественному росту, «трудности» обучения.
Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Слайд 6Психолог школы и классный руководитель
Адаптационный период - это время, когда школа
работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев.
Задачей психологической службы школы является совместная с классными руководителями разработка содержания деятельности в период адаптации
Слайд 7Задача администрации
- обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного
и эффективного проведения такого периода; обеспечении четкой координации работы педагогического коллектива.
Адаптационный период можно разделить на 3 этапа:
подготовительный (май, июнь, август);
собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);
постадаптационный или аналитический (ноябрь-декабрь).
Слайд 8ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
чувство тревожности
способность к труду, обучению, к
организации досуга и отдыха;
способность к самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
ясное представление своего будущего
наличие конфликтных отношений, не типичных для конкретного ребёнка
интерес к учебной деятельности
затруднение принятия как интеллектуальных, так и личностных решений
психогенные и физиологические заболевания
невнимателен, безответственен, отстает в учебе,
успешное принятие решений,
быстро утомляется
просто не хочет идти в школу
проявление инициативы
нарушений учебы и поведения
активное поведение во внеурочной школьной деятельности.
(Адаптация: 2,3,4,6,10,13,15
Дезадаптация: 1,5,7,8,9,11,12,14)
Слайд 9Школьная дезадаптация
– это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в
форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения.
При этом возникает общая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.