Слайд 1"Причины
агрессивности школьников.
Как избежать вспышек агрессии"
МБОУ «Иваново-Эсинская средняя общеобразовательная школа» Ковровсого района
Социальный педагог Захаров Г.М.
Слайд 2Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С
миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
«Поздно заметили»… «Поздно учли»…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Слайд 3 «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения
своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»
Эрих Фромм
Слайд 4Что такое агрессия?
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету
или предметам, человеку или группе людей.
Агрессия может проявляться
физически (ударили)
и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
Слайд 5Агрессия
инструментальная
враждебная
проявляется человеком для
достижения определенной цели
Она часто
выражается
у младших детей
(я хочу забрать игрушку,
предмет и т.д.)
направленная на то,
чтобы причинить человеку боль
Характерна для подростков
Слайд 6Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью.
* Как
вы считаете, это равнозначные качества?
* Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость.
Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Слайд 7Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости
от ситуации,
но иногда агрессивность принимает устойчивые формы!!!
Причин для такого поведения много:
* положение ребенка в коллективе,
* отношение к нему сверстников,
* взаимоотношения с учителем и т.д.
Слайд 8Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем
другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики.
Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
Слайд 9Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия
с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Слайд 10Причины детской агрессии
врожденные побуждения или задатки;
потребности, активизируемые внешними стимулами;
познавательные
и эмоциональные процессы;
актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Слайд 11Дети черпают знания о моделях поведения из 3-х источников.
Первый – это
семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Второй – агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения (“я самый сильный – и мне всё можно”).
Слайд 12Третий, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но
и на символических.
В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя.
Слайд 13Факторы детской агрессивности
Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так
же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение.
Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.
Слайд 14Факторы детской агрессивности
семья
сверстники
средства массовой информации, компьютер
Слайд 15Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
Агрессивное поведение членов семьи
в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.
Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
Слайд 16Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
Непоследовательность родителей в обучении
детей правилам и нормам поведения.
Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Слайд 17Факторы воспитания
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение
слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.
+
Слайд 18Факторы воспитания
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от
общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка.
Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм.
Что это такое?
Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Слайд 19Очень значимо для человека и наказание, если:
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жесткое;
оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Слайд 20 Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей
и подростков принадлежит семье, родителям.
Слайд 21Дети-агрессоры и аутсайдеры.
В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров,
как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.
Слайд 22Аутсайдер
не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно
проводит свободное время дома в полном одиночестве;
не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
Слайд 23Аутсайдер
выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
выбирает нестандартную дорогу в школу.
Слайд 24Агрессор
вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
типичным агрессором, как правило, является
ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
Слайд 25Агрессор
приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их
появления;
группируется со старшими подростками;
имеет садистские наклонности;
в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
в игре навязывает друзьям свои правила;
злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
игнорирует указания и легко раздражается;
введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
Слайд 26Методические рекомендации для родителей
Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор
при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
Слайд 271. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не
только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
Методические рекомендации для родителей
Слайд 282. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания
многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор.
После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
Методические рекомендации для родителей
Слайд 29 3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания»
Отправителю такого
послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости.
Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.
Методические рекомендации для родителей
Слайд 30Я-послания
Я думаю, что...
Я недоволен тем, что...
Мне не нравится, что...
Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.
Слайд 31Ты-послания
Ты поступил плохо.
Ты не смеешь.
Ты не должен.
Почему ты
получил двойку.
Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.
Слайд 32 Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что Разговаривая
на равных с родителями, активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями.
дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств.
Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями.
Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом.
Слайд 33 Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык
принятия» и метод «без поражения» не помогают.
Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях.
Слайд 344. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня,
могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.
Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок.
Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
Слайд 35 5. Для ребенка необходимо
рациональное чередование сна и отдыха,
учителям известен «синдром понедельника»,
когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.
Слайд 36Предлагаем ответить
на вопросы теста
«Мой ребёнок»
Слайд 37Мой ребенок
Выходит из себя
А
Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Слайд 38
2. Спорит со взрослыми
А
Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Мой ребенок
Слайд 393. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные
взрослыми
А Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Мой ребенок
Слайд 404. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
А Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Мой ребенок
Слайд 415. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
А Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Мой ребенок
Слайд 426. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
А Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Мой ребенок
Слайд 437. Злобен и нетерпим к критике
А
Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Мой ребенок
Слайд 448. Недоброжелателен или мстителен
А
Б С Д
никогда | иногда | часто | очень
или редко часто
Мой ребенок
Слайд 45
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум
на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься.
Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы.
Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит.
Слайд 46Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее
понаблюдать за его поведением дома и вне его.
Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно.
Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете?
Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?
Слайд 47«Золотые правила» воспитания
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
Слайд 48«Золотые правила» воспитания
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в
угоду чему – либо.
Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
Слайд 49
Если ребенок окружен критицизмом,
он учится обвинять.
Если
ребенок видит враждебность,
он учится драться.
Если над ребенком насмехаются,
он учится быть робким.
Если ребенок окружен терпимостью,
он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают,
он учится уверенности.
Если ребенка хвалят,
он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо,
он учится справедливости.
Если ребенка ободряют,
он учится нравиться самому себе.
Если ребенок чувствует себя в безопасности,
он учится верить.
Если ребенка постоянно стыдят,
он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому