Слайд 1
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА
Слайд 2ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
с 3-7 ЛЕТ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
нельзя в этом
возрасте наращивать физическую силу;
нельзя закаливать волю ребёнка;
главное – развитие ловкости и координации через игры;
ребёнку присуща неуправляемая боевитость, задиристость, повышенная эмоциональность;
Слайд 3ребёнок способен плакать, ныть, скулить или наоборот – ликовать, блаженствовать, восторгаться;
приступить к этому он может в любую секунду, продолжать сколько угодно, контролируя свои эмоции, чтобы добиться желаемого результата;
главная задача возраста – постижение окружающего мира природы и мира слов и речи;
этот период – возраст лингвистической гениальности, именно в этом возрасте ребёнок должен постигнуть речь в полном объёме;
для него не должно оставаться недоступных слов или слишком сложных оборотов;
Слайд 4после семи лет учить разговору уже поздно, как человек научится говорить
до семи лет, так и будет говорить всю жизнь;
не заботьтесь о том, чтобы фразы были умны, логичны и ясны по смыслу, главное, чтобы ребёнок использовал все разнообразие речевых конструкций, всё богатство словарного запаса;
не выбирайте слова и обороты попроще, разговаривайте с ним как со взрослым, не делайте скидок;
знакомство с миром природы не должно быть заочным, выезжайте на волю, на природу!
Слайд 5ребёнок этого возраста – никудышный ученик. И не надо его учить,
всё что ему нужно, он возьмёт сам, задача родителя лишь создать обстановку, в которой это может произойти;
главным механизмом его учёбы по-прежнему остаётся игра. Увлечёте игрой – и он понарошку, в игре сделает то, что никогда не сделал бы всерьёз;
не идите в лоб на маленького упрямца, дурачьте его, напрягайте свою фантазию, разыгрывайте комедию и таким образом добивайтесь результата;
не пытайтесь с ребёнком быть безупречно честны и не требуйте этого от него, не взывайте к совести, возраст для совести еще не пришёл;
Слайд 6прощайте этому ребёнку все его косяки, согревайте его своим теплом и
вниманием, не получив этого ребёнок может и озлобиться;
страшно малышу остаться без поддержки, так что если один родитель поругает, пусть другой немедленно пожалеет.
Слайд 7МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
этот возраст считается центральным;
родители теряют своё значение и авторитет;
ведущей деятельностью становится учение;
самооценка теперь зависит от оценок учителя;
привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности;
сейчас очень авторитетен учитель, воспитатель;
дети безоговорочно верят в то, чему их учат;
они доверчивы и исполнительны;
Слайд 8 высокая умственная активность, они хотят подражать и
повторять, выполняя учебные действия;
читать, писать, считать, решать задачки, понимать вопросы и уметь находить ответы;
главное умение – это умение учиться;
научиться учиться – вот цель этого возраста.
Слайд 9жажда деятельности, продвижения вперёд;
ребёнок требует максимальной сосредоточенности на себе;
этот возраст должен
быть нашпигован делами, ни одна минута не должна пропасть впустую;
необходимо организовать такую среду, в которой ребёнок мог научиться максимально большому количеству дел;
ребёнок должен обслуживать не только себя, но и помогать по хозяйству, мыть полы, ходить в магазин, забивать гвозди, штопать носки;
не надо пытаться ему помогать, пусть всё делает сам, не ограничивайте его инициативу;
Слайд 10этот возраст требует больших физических нагрузок – бег, плавание, гимнастика, самбо..
также
надо набирать выносливость и закалку, в следующем возрасте накачивать мышцы будет несвоевременно, организм станет ломким и хрупким;
НЕДОБРАТЬ ТУТ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ ПЕРЕБРАТЬ!
У ДАННОГО ВОЗРАСТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ: ЕСЛИ УСТАНЕТ, ТО ПРОСТО ЗАСНЁТ.
Слайд 11данный возраст можно считать самообучающейся системой. Родителям следует избегать чрезмерной опеки
– только проверка результатов труда;
из-за самостоятельности могут возникать конфликты с учителями и родителями;
если нужно родителям переубедить ребёнка – необходим только ваш пример;
много неприятностей терпит ребёнок из-за неукротимой экспериментальной деятельности;
если деятельность становится разрушительной – направьте её в полезное русло, нагрузите работой;
Слайд 12открытость этого возраста делает ребёнка чувствительным к оценке окружающих;
хвалить необходимо, но
справедливо и по совести, грубая лесть теперь не пройдёт;
совесть должна стать воздухом семьи, никакой лжи и фальши, тем более, что любой обман будет разоблачён;
дети этого возраста очень проницательны;
мальчики этого возраста очень влюбчивы, чувство это придёт и уйдёт, доставив ему много переживаний, о которых будет знать только он один;
Слайд 13дружба мальчишек в этом возрасте кажется сильной, но на самом деле
поверхностна, не надо преувеличивать её значение;
настоящими друзьями остаются родители, которые служат примером для подражания;
делая из мальчика мужчину, не пытайтесь делать солдата – никаких приказов и требований, всё должно быть мотивированным и объяснённым, всё должно делаться сознательно.
Слайд 14СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ОТ 12-ТИ ДО 15-ТИ ЛЕТ
переходный от детства
к юности;
характерная особенность – половое созревание, которое нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания;
к сожалению, родители этот переход замечают не сразу, их могут водить «за нос»;
в ребёнке вдруг рождается новый человек – грубый, чужой, далёкий;
родители жалуются на хамство подростков, безжалостность, примитивность и грубость их вкусов, убожество лексикона;
Слайд 15характерной чертой является критичность, у ребёнка появляется своё мнение, которое он
пытается демонстрировать;
в этот период они склонны к спорам и возражениям;
вся предыдущая жизнь кажется нелепой;
родители из обитателей Олимпа превращаются в обычных людей, они считают, что их ребёнок подвержен чужому влиянию;
их место в жизни подростка занимает социум, общество сверстников, именно обществу подчинены все новые интересы;
Слайд 16именно в этом возрасте подростки создают замкнутый иерархический мир, со своей
моралью и своим кодексом;
мир подростка мало симпатичен и достаточно жесток, в этих группах есть вожак, гвардейцы, шестёрки, рассказчики и т.д.;
зло не в самих подростковых группах, а в их бесконтрольности и открытости дурным влияниям, родители должны знать друзей своего ребёнка, в какой компании он проводит время;
у подростка вдруг появляется чувство взрослости, любознательности;
семейные проблемы, проблемы в школе, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении;
Слайд 17этот период жизни ребёнка называют периодом «тяжёлого кризиса», признаками его могут
быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева;
подросток подражателен;
мальчики выбирают себе кумиров, но ими могут быть не только книжные герои, но и местные хулиганы;
подражая им подростки переходят грань, за которой смелость становится жестокостью, а любовь к себе – насилием над другими;
девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста и порой гордятся своим знакомством с правонарушителями;
Слайд 18идеал честного труженика для подростка перестал быть привлекательным;
возникают проблемы с успеваемостью,
вместо пятёрок всё больше появляется двое и троек. И это вовсе не связано с работоспособностью или интеллектуальными возможностями, это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации;
возможность самовыражения и самореализации стоит на первом месте, ребят привлекает возможность самим организовывать какие-то дела, принимать самостоятельные решения;
поэтому организуя дела со своим ребёнком родитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижёра оркестром;
Слайд 19любая реализация этого возраста должна носить потенциальный характер. Не надо требовать
много металлолома, скворечников или прополотых грядок;
сосредоточиться надо на способностях;
этот возраст самый благоприятный для творческого развития;
детям нравится решать проблемные ситуации, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение;
этот возраст превращается в парад амбиций, тайных или явных, что и хорошо, пусть они бушуют;
тут незаменимы конкурсы, олимпиады, всякого рода творческие состязания;
оборотная сторона амбиций – комплексы неполноценности;
В подростковом возрасте закладывается программа на всю социальную жизнь.
Слайд 20
СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ
15 – 17 ЛЕТ
ведущей деятельностью является учебно-профессиональная;
повышается значимость собственных ценностей,
человек осознаёт себя принадлежностью мира;
происходит формирование половой взрослой принадлежности;
старшеклассники пытаются обратить внимание на свою уникальность разными средствами;
многие задумываются о своей карьере, ставят цели и пытаются их реализовывать;
уровень тревожности ниже, чем у подростков;
Слайд 21отношения в классе становятся ровными и стабильными;
доверительность становится качеством общения со
взрослыми, в дружбе – избирательны;
развиваются и укрепляются: целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой;
появляется избирательное отношение к учебным предметам;
потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника;
Отличаются устойчивым вниманием, долговременной и логической памятью;
Слайд 22в этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения, которые можно и
нужно изучить родителю и учителю