Презентация, доклад для педсоветаДомашнее задание: как не перегружать школьников

Содержание

Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки учащихся

Слайд 1


Слайд 2Домашнее задание как средство формирования прочных знаний

и умений и предупреждения перегрузки учащихся
Домашнее задание как      средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки

Слайд 3«Занятия в школе могут только вдолбить в ребёнка все правила, добытые

чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд»
Иммануил Кант
«Занятия в школе могут только вдолбить в ребёнка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться

Слайд 4Остро встают вопросы:

Остро встают вопросы:

Слайд 5Цель педсовета:
- проанализировать современные подходы к методам и формам домашнего задания

в аспекте ФГОС для педагогов и учащихся;
разработать рекомендации для дальнейшего использования в условиях образовательного пространства.
Задачи:
- провести исследование учащихся 4 – 11-х классов по теме педсовета с использованием диагностических методик;
- интерпретировать полученные результаты и обобщить сложившуюся в школе работу по данному направлению;
- представить нормативные документы по вопросам объёма и дозировки домашнего задания;
ознакомить учителей с новыми педагогическими технологиями домашнего задания, применяемыми в современной школе.
Цель педсовета:- проанализировать современные подходы к методам и формам домашнего задания в аспекте ФГОС для педагогов и

Слайд 6О чём говорят наши дети:
- «У нас в школе задают очень

много домашних заданий, особенно .в старших классах. Каждый педагог думает, что его предмет самый важный» (10 класс);
- «Как хорошая оценка за домашнее задание, так оценка просто в тетрадь, а как не сделал – 2 в журнал» (9 класс);

«От нехватки времени приходится всё учить ночами или на перемене» (11 класс);

«Мне трудно выполнять д/з, так как я не всегда понимаю тему на уроке, а помочь мне некому» (9 класс);

«Мне трудно выполнять всю домашнюю работу, потому что я ленивая» (9 класс);

- «Трудно, так как не умею работать с информацией» (8 класс);

«Очень много задают по английскому языку» (4 – 8 класс);

«Уроки делаю только по тем предметам, где проверяют д/з» (10 класс);

«Очень переживаю, если не сделаю домашнее задание,
ведь в таком случае родители не дадут спать» (4 класс)

О чём говорят наши дети:- «У нас в школе задают очень много домашних заданий, особенно .в старших

Слайд 7 Уже в 16 веке домашние задания  становятся обязательным компонентом

учебной работы. Домашние задания  на протяжении 19-20 веков  были предметом педагогических  дискуссий. Л.Н.Толстой считая, что домашнее задание  – это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. Константин Дмитриевич Ушинский считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения "без домашних уроков учение может продвигаться вперед лишь очень медленно". К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы. Придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться. Он доказывал целесообразность применения домашнего задания  лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. После 1917 года в условиях единой школы домашние задания не были обязательными, они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы с начала 30-х годов. 

Обратимся к истории…

Уже в 16 веке домашние задания  становятся обязательным компонентом учебной работы.    Домашние

Слайд 8« Домашнее задания – форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения,

закрепления и углубления знаний, полученных на уроке , а также для восприятия нового учебного материала , а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи.
Домашнее задание – обязательный компонент учебной работы, средство подготовки к самообразованию»

« Домашнее задания – форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на

Слайд 9Каковы функции домашнего задания?
Домашняя работа учащихся служит важнейшим средством углублённого усвоения

и закрепления знаний, умений и навыков;
Домашнее задание способствует развитию самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала;
Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования.

«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования»
Чарльз Дарвин

Каковы функции домашнего задания?Домашняя работа учащихся служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков;Домашнее

Слайд 10Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 1: Контроль знаний и умений

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 1: Контроль знаний и умений

Слайд 11Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 2: Практическое применение знаний, умений, навыков

при решении учебных задач

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 2: Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Слайд 12Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 3: Овладение системой знаний по предмету

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 3: Овладение системой знаний по предмету

Слайд 13Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 4: Формирование информационной

культуры

Метод проектов активно развивает все компоненты информационной культуры (поиск информации, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка информации, хранение информации);

Медиаобразование (работа с материалами периодической печати);
Самостоятельный поиск информации, используя средства массовой информации и библиотеку школы как информационный центр.;

Подготовка собственной информации с использованием разных носителей. Ученик должен самостоятельно подготовить небольшое информационное сообщение, содержащее не только перечисление фактов, но и их оценку.

Информационные технологии (подготовка презентаций)

Работа с текстом – важный метод работы учителя по развитию критического мышления учащихся.

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 4: Формирование информационной

Слайд 14Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 5: Развитие рефлексивных умений самоактуализации через

различные виды деятельности

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 5: Развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности

Слайд 15Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 6: Овладение способами учебной деятельности

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 6: Овладение способами учебной деятельности

Слайд 16Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 7: Реализация воспитательной функции

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 7: Реализация воспитательной функции

Слайд 17Цели домашнего задания (требования ФГОС)
Цель 8:
УСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕЙ КАРТИНЫ МИРА

Узнай пословицу, изложенную на языке биологических и технических терминов.
Приблизительно 20 г продукта полукоксования
твердого топлива приводит в непригодное к
использованию состояние весь продукт переработки
нектара растений представителями отряда перепончатокрылых,
находящийся в большой деревянной емкости

Выделите на карте Испании
крупные промышленные центры.
найдите среди них те, в названиях
которых допущены ошибки.

Найдите биологическую неточность в стихотворении А.Фета «Бабочка»:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем  Я так мила. Вес бархат мой с его живым миганьем –  Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась?  Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот – дышу.

Цели домашнего задания (требования ФГОС)Цель 8:УСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КАРТИНЫ МИРАУзнай пословицу, изложенную на

Слайд 18Организация подготовки и выдачи домашних заданий
В старших классах каждое третье

домашнее задание сообщается уже после звонка (материалы ФИПИ)

Домашнее задание можно давать на любом этапе урока. Категорически нельзя давать за несколько минут до конца урока, и конечно же, после звонка.

Организация подготовки и выдачи домашних заданий В старших классах каждое третье домашнее задание сообщается уже после звонка

Слайд 19Домашнее задание следует написать на доске, разъяснить его смысл, выслушать вопросы

учащихся и проконтролировать запись в дневнике. (В электронном дневнике вместе с оценками следует написать тему и домашнее задание сразу же после урока или, хотя бы, до вечера.)
Домашнее задание следует написать на доске, разъяснить его смысл, выслушать вопросы учащихся и проконтролировать запись в дневнике.

Слайд 20Необходимо учитывать нормы продолжительности
домашней подготовки к урокам:

Необходимо учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам:

Слайд 21Примерное время (в минутах) на выполнение домашнего задания:

Примерное время (в минутах)  на выполнение домашнего задания:

Слайд 23Домашнее задание ученика 7 "Э" класса МОБУ "СОШ №10"

Домашнее задание ученика 7

Слайд 26Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания,

чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для

Слайд 29Чёткая постановка целей помогает грамотно отобрать содержание домашнего задания.
Отбор содержания

должен соответствовать уровню развития учащихся и уровню обученности на данном уроке.
Содержание домашнего задания должно плавно вытекать из содержания урока и связывать его с последующим уроком.
Учащиеся должны хорошо понять смысл задания. Нельзя на домашнее задание перекладывать то, что не успели на уроке.
Чёткая постановка целей помогает грамотно отобрать содержание домашнего задания. Отбор содержания должен соответствовать уровню развития учащихся и

Слайд 30В 80% домашнее задание относится к категории «Выполнить упражнение», «Решить задачу»,

«Составить схему»(таблицу)…
Рекомендации по логистике выполнения домашнего задания даются в 72% случаев…» (из отчета ФИПИ)

Выполнение домашнего задания учеником будет  результативным, если ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания.

В 80% домашнее задание относится к категории «Выполнить упражнение», «Решить задачу», «Составить схему»(таблицу)… Рекомендации по логистике выполнения

Слайд 31Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный

подход к ребенку.
Необходимо учитывать особенности каждого ребенка

Если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше и это будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии (статистика, материалы ФИПИ).

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку.Необходимо учитывать особенности каждого

Слайд 32Дифференцированные домашние задания
Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды

и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференцированный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу.
Давая дифференцированные домашние задания, учитель должен учитывать возрастные, гендерные, психологические особенности учащихся.

Дифференцированные домашние заданияРазным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным

Слайд 33
Существует несколько способов дифференциации заданий: - по объёму; - по содержанию; - по степени

сложности.

Дифференцированные домашние задания

Существует несколько способов дифференциации заданий: - по объёму; - по содержанию; - по степени сложности. Дифференцированные

Слайд 34Уровни сложности домашнего задания:
1уровень - задания, требующие усвоения правил в

пределах образовательного стандарта
и получение оценки - 3-4;

2 уровень - задания, требующие выхода за пределы
объема, усвоения правил, выходящих
за пределы образовательного
стандарта и стимулирующих более
высокую оценку - 4-5;

3 уровень - задания, требующие
самостоятельных решений,
находок, идей, творческого
подхода и стимулирующих
высокую оценку – 5.

Домашнее задание должно быть личностно значимым, творческим, практически направленным, вариативным, дифференцированным

Уровни сложности домашнего задания:1уровень - задания, требующие усвоения правил в

Слайд 35Дифференцированные домашние задания
Разноуровневое домашнее задание для 8 класса по теме
«Тире между подлежащим

и сказуемым»

•       Д/з. на «5» – написать мини-сочинение,  используя как можно больше (7 – 10) предложений, в которых между подлежащим и сказуемым ставится и  не ставится тире. Условия постановки тире или его отсутствия графически обозначьте.
•       Д/з. на «4» – выберите из произведений художественной литературы примеры, в которых между подлежащим и сказуемым ставится и не ставится тире, при этом примеры должны быть на все имеющиеся модели в учебнике или блокноте. Условия постановки тире или его отсутствия графически обозначьте
•       Д/з. на «3» – спиши предложения,  расставив в них, где это необходимо, тире. Условия постановки тире или его отсутствия графически обозначьте.
Дифференцированные домашние заданияРазноуровневое домашнее задание для 8 класса по теме«Тире между подлежащим и сказуемым»•       Д/з. на «5» – написать мини-сочинение,  используя

Слайд 36Выполнение домашнего задания учеником будет  результативным если его выполнение будет оценено

по достоинству и в срок.

«Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учет выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Н.К. Крупская

Выполнение домашнего задания учеником будет  результативным если его выполнение будет оценено по достоинству и в срок.«Задавание уроков

Слайд 37Виды домашнего задания
К урокам изучения нового материала
Заучивание материала учебника и

его пересказ.
Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке.
Сбор материалов из дополнительных источников.
Виды домашнего заданияК урокам изучения нового материала Заучивание материала учебника и его пересказ.Доработка материалов урока составлением рисунков,

Слайд 38Виды домашнего задания
К урокам обобщения
Ответы на специально поставленные вопросы учителя.
Подготовка

к ответу по заданию и плану, данному учителем.
Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану.
Выделение в тексте основного и второстепенного материала.
Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в
классе при измененных буквах или положения чертежа.
Подборка дополнительного материала
по теме.


Виды домашнего заданияК урокам обобщения Ответы на специально поставленные вопросы учителя.Подготовка к ответу по заданию и плану,

Слайд 39Виды домашнего задания
К урокам закрепления знаний
Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц

).
Решение задач, аналогичных классным.
Решение задач нестандартных.
Решение задач с межпредметными связями.
Самостоятельное составление задач.
Самостоятельное изучение несложного материала.
Работа над ошибками.
Виды домашнего заданияК урокам закрепления знанийПрактические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ).Решение задач, аналогичных классным.Решение задач нестандартных.Решение

Слайд 40Виды домашнего задания
К урокам контроля и проверки знаний

Письменные ответы на вопросы.
Домашняя

контрольная работа.
Решение нестандартных задач.
Виды домашнего заданияК урокам контроля и проверки знанийПисьменные ответы на вопросы.Домашняя контрольная работа.Решение нестандартных задач.

Слайд 41Виды домашней учебной работы:
индивидуальная;

групповая;

творческая;
дифференцированная;

одна на весь класс;

составление

домашней работы для соседа по парте.
Виды домашней учебной работы:  индивидуальная; групповая;творческая; дифференцированная;одна на весь класс; составление домашней работы для соседа по

Слайд 42Классификация творческих домашних заданий

Классификация творческих домашних заданий

Слайд 43 Контролировать – но как? Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными. Какую

форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели домашнего заданиями, с другой – от отношения к домашнему заданию учащихся. Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.
Контролировать – но как?  Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными. Какую форму контроля

Слайд 44контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке:

формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;

контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;

внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведенным с помощью прoектора правильным вариантом;

контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.
контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания

Слайд 45Оригинальные способы проверки домашнего задания
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на

группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Вопрос автору (в форме интервью) 
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут  наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель.

Оригинальные способы проверки домашнего заданияДискуссияДля ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать

Слайд 46Оригинальные способы проверки домашнего задания
Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя

при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.
Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.     
Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.   
Оригинальные способы проверки домашнего заданияТематический кроссвордМногие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно

Слайд 48Еще раз о домашнем задании…
НЕЛЬЗЯ:
завышать объем предлагаемой домашней работы;
давать задания на

выходные (в начальных классах), праздничные и каникулярные дни;
перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогов развития их самостоятельности);
предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);
задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;
предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;
не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.

Еще раз о домашнем задании…НЕЛЬЗЯ:завышать объем предлагаемой домашней работы;давать задания на выходные (в начальных классах), праздничные и

Слайд 49Добрые советы педагогам
 При планировании урока не забывайте о домашнем задании.
Перспективное

планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств обучающихся.
Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
Добрые советы педагогам При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы

Слайд 50Добрые советы педагогам
Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний

и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.
Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей
Добрые советы педагогамСтремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные

Слайд 51Добрые советы педагогам
  Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники

обязательно выполнят поставленное вами задание.
Мотивируйте заданиями, пробуждая в обучающихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
Добрые советы педагогам  Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте

Слайд 52Добрые советы педагогам
  На уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности

школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условиях. Удостоверьтесь, все ли обучающиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
Добрые советы педагогам  На уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания

Слайд 53Добрые советы педагогам
  На уроках учите школьников методам и технике учения.

На дом давайте задания, при выполнении которых обучающиеся сознательно применяют эти методы.

Предлагайте,
рекомендуйте обучающимся
ЛОГИСТИКУ ВЫПОЛНЕНИЯ,
исходя из
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Добрые советы педагогам  На уроках учите школьников методам и технике учения. На дом давайте задания, при выполнении

Слайд 54Добрые советы педагогам
  Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для

развития индивидуальных способностей обучающегося и их применения в интересах всего классного коллектива.
Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
Добрые советы педагогам  Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей обучающегося и их

Слайд 55Добрые советы педагогам
  С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников

не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания.
Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
Добрые советы педагогам  С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть