Слайд 1
Психолого-педагогический семинар.
«Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?»
Слайд 3Значение термина «Агрессия»
Агрессия, в общих чертах, понимается как поведение или действие,
направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический и моральный ущерб объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), понимается как целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
Слайд 4 Причины агрессии:
Семейные причины
-Неприятие детей родителями
-Разрушение эмоциональных связей в семье
-Неуважение к
личности ребенка
-Чрезмерный контроль или
отсутствие его
Слайд 5Семейные причины
Неприятие детей родителями
Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы
у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации.
Слайд 6Разрушение эмоциональных связей в семье
Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в
такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.
Слайд 7Неуважение
к личности ребенка
Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной
критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.
Слайд 8Чрезмерный контроль или
отсутствие его
Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в
какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.
Слайд 9Жестокий характер матери или отца
Родители стремятся во всем управлять своим ребенком,
подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.
Слайд 10Запрет на физическую активность
Если ребенок целый день не имел возможности открыто
проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
Слайд 11Личные причины
Подсознательное ожидание опасности
Чаще
всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.
Слайд 12Эмоциональная нестабильность
До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые
часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.
Слайд 13Ситуативные причины
Плохое самочувствие, переутомление
Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха
Тип темперамента и
особенности характера
Слайд 14Социально-биологические причины
Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.
Повышенная агрессивность может быть
обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами.
Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.
Слайд 15Причины появления агрессии у детей
Слайд 16Типы агрессии
Доброкачественная
Биологически адаптивная агрессивность – это реакция на угрозу интересам индивида.
Возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины.
Слайд 17Злокачественная
Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют
никакой иной цели, кроме получения удовольствия.
Слайд 18Диагностические критерии
Для детей младшего школьного возраста.
Часто (чаще по сравнению с
поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
Завистливы и мнительны.
Часто сердятся и прибегают к дракам.
Слайд 19Для детей среднего школьного возраста и подростков:
Угрожают другим людям (вербально, взглядом,
жестом).
Инициируют драки.
Используют в драке предметы, которые могут ранить.
Жестоки по отношению к людям и животным (намеренно причиняют физическую боль).
Воруют у человека, который не нравится.
Намеренно портят имущество.
Слайд 20Виды агрессивных реакций
Физическая агрессия – конкретные физические действиях, направленных против какого-либо
лица, либо наносящие вред предметам.
Вербальная агрессия- выражается в словесной форме
Слайд 21Виды агрессивных реакций
Косвенная агрессия – непрямая агрессия (слухи, сплетни и т.д.)
Аутоагрессия-
выражается в нанесении ущерба самому себе
Слайд 22Причины подростковой агрессивности
Стремление привлечь к себе
внимание сверстников
стремление
быть главным
Защита
и месть
стремление получить
желанный результат
желание ущемить
достоинство другого
с целью подчеркнуть
свое превосходство
Слайд 23Необходимо научиться приемлемым способам выражения гнева.
Громко крикнуть в «стаканчик гнева».
Пометать дротики
в мишень.
Попрыгать на скакалке.
Пускать мыльные пузыри.
Пробежать по коридору.
Полить цветы.
Поиграть в настольный футбол, баскетбол, хоккей.
Устроить соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгнет».
Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить
Три способа снять агрессию: пассивный:поплакатьактивный:разбить тарелку, логический – дать работу мысли, найти причину. (Марк Аврелий).
Слайд 24Приемлемые способы выражения гнева
«Лист гнева»
Игра «Дартс»
Слайд 25Приемлемые способы выражения гнева
«Кукла БОБО» (боксерская груша, подушка и т.д.)
Изображение гнева
на бумаге
Слайд 26Спасибо вам всем за сотрудничество!