Слайд 1«ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
педагог-психолог МАОУ «Гимназия №1» г.
Советска
О. И. Герлак
Слайд 2БОЛЕЕ ЯРКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ СЛАБОСТИ,
ЧЕМ ТЕРРОР, В МИРЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
ДЭН БРАУН
Слайд 411 февраля 2017 года на уроке в школе №1 Нижнекамска…
12 мая 2017
года в Усинске (Республика Коми)…
5 сентября 2017 года в городе Ивантеевке (Московская область)…
19 октября 2017 года в Сыктывкаре (Республика Коми)…
25 октября 2017 года в туалете школы №85 Дзержинского района Волгограда…
17 ноября 2017 года на уроке географии в одной из школ Нижнего Новгорода…
28 ноября 2017 года в средней школе №1 города Высоковска (Московской области)…
18 декабря 2017 года на спортивной площадке одной из школ города Иркутска…
22 декабря 2017 года в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край)…
15 января 2018 года в школе №127 Мотовилихинского района Перми…
17 января 2018 года в школе в деревне Смольное (Челябинской области)…
18 января 2018 года в гимназии №1 им. К. Д. Ушинского в Симферополе (Крым)…
19 января 2018 года в школе №5 в поселке Сосновый Бор (Республика Бурятия)…
10 мая 2018 года в городе Барабинск Новосибирской области…
В марте в городе Шадринск Курганской области…
В апреле в Стерлитамаке…
В этот печальный список необходимо добавить Керчь и Архангельск…
Слайд 5 По словам В. В. Путина, в 2017 году в России было
зафиксировано снижение на 16% числа преступлений, совершённых подростками. Росстат в том же периоде оценивал снижение на 12,5%. А вот за первые три месяца 2018 года МВД увидело рост на 4,7% числа преступлений, совершённых при участии несовершеннолетних, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Слайд 6ПОЧЕМУ ТАКОЕ ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ?
ПОЧЕМУ С ВИДУ БЛАГОПОЛУЧНЫЕ ПОДРОСТКИ ХВАТАЮТСЯ ЗА
ОРУЖИЕ И ИДУТ УБИВАТЬ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ И ОДНОКЛАССНИКОВ?
Слайд 73 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА.
ШКОЛА № 263,
ОТРАДНОЕ, МОСКВА, РОССИЯ.
Слайд 820 АПРЕЛЯ 1999 ГОДА.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА КОЛУМБАЙН,
ГОРОД ЛИТЛТОН, ШТАТ КОЛОРАДО,
США.
Слайд 914 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «СЭНДИ-ХУК»,
ГОРОД НЬЮТАУН, КОННЕКТИКУТ, США
Слайд 107 НОЯБРЯ 2007 ГОДА.
ЛИЦЕЙ ЙОКЕЛА,
ГОРОД ТУУСУЛА, ФИНЛЯНДИЯ
Слайд 1111 МАРТА 2009 ГОДА.
УЧИЛИЩЕ АЛЬБЕРТВИЛЬ-РЕАЛЬШУЛЕ, ГОРОД ВИННЕНДЕН, ГЕРМАНИЯ.
Слайд 1224 МАРТА 1998 ГОДА.
ШКОЛА ДЖОНСБОРО,
ШТАТ АРКАНЗАС, США.
Слайд 1321 МАРТА 2005 ГОДА.
ШКОЛА РЕД ЛЕЙКА,
ШТАТ МИННЕСОТА, США
Слайд 14Случаи школьных нападений во всём мире происходят по определённому алгоритму, срабатывающему
лишь при наличии определённых исходных событий. И эти исходные события не меняются в зависимости от географического расположения, страны и даже культуры. Подобное, на первый взгляд, спонтанное и абсурдное насилие – никогда не происходит импульсно, спонтанно. Напротив, оно всегда имеет чёткую внутреннюю логику и весьма длительный «инкубационный» период вызревания, время, когда намерения будущего убийцы/убийц ещё можно остановить и направить в иное, созидательное русло.
Слайд 15В России с начала 2017 года по январь 2018 года зафиксировано
12 инцидентов нападений либо случайного использования холодного или огнестрельного оружия.
Погибли три человека, более 20 раненых, включая трёх учителей.
Слайд 16КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?
КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ПОВТОРЕНИЯ
ПРОИЗОШЕДШЕГО?
Слайд 17Во-первых, данные преступления объединяет пол и возраст нападавших. Как правило, это
молодые люди, вошедшие в так называемый пубертатный период – стадию полового созревания (средний возрастной диапазон 14–18 лет). 93% школьных стрелков – лица мужского пола; 98% нападавших незадолго до трагедии пережили серьёзный стресс или утрату; 78% школьных стрелков ранее совершали попытки суицида или задумывались над этим.
Во-вторых, стандартно и место действия: обычная средняя школа и её окрестности.
И, в-третьих, все они были «колумбайнерами»...
ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРА, ОБЪЕДИНЯЮЩИХ ДАННЫЕ ИНЦИДЕНТЫ:
Слайд 18КОЛУМБАЙНЕРЫ
это подростки, которые интересуются массовыми убийствами в американской школе и являются
их поклонниками и подписчиками подобных групп. В социальной сети постоянно мелькают какие-то опасные игры, которые доводят детей до самоубийства, подростки в школах устраивают поножовщину, стрельбу, пожары, подражая каким-то подросткам-убийцам.
Слайд 19КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ИЛИ ПРОЦЕССЫ, ПОДТАЛКИВАЮЩИЕ К СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПОДРОСТКАМИ?
«ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ».
12–18 лет сам по себе – время гормонального взрыва, когда уровень вырабатываемого тестостерона почти в десять раз превышает «взрослую» норму.
Слайд 20«ПОДРОСТКОВАЯ КОНТРКУЛЬТУРА».
Социальное явление, отрицающее ценности доминирующей культуры. В головах учеников на
фоне резкого всплеска гормонального фона начинается тотальное перестроение и беспощадное уничтожение прежних синапсов и формирование новых.
Слайд 21«БУЛЛИНГ (ТРАВЛЯ)».
Это настоящая кузница террористов. Практически все садисты, тираны, маньяки, серийные
убийцы, человеконенавистники и прочие маргиналы в детстве подвергались травле и издевательствам в закрытых вертикально интегрированных системах (авторитарной семье, школе, армии).
Слайд 22«АВТОРИТЕТНЫЕ ПЕДАГОГИ».
Наследие советской школы негласно предполагает, что ученики должны не
только уважать, но и побаиваться педагога. Нередки случаи, когда дети просто боятся учителей.
Слайд 23«РЕАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ:
СМЕРТЬ КАК ИЛЛЮЗИЯ».
Один из террористов Сергей Гордеев, застреливший
в средней школе своего классного руководителя и несколько сотрудников правоохранительных органов, в возрасте 10 лет задумался о том, что жизнь не имеет смысла, что мир – это иллюзия, сон... Он думал, что закроет глаза, и все те, кто ему неинтересен, исчезнут. Он говорил собственной маме, что она его иллюзия».
Слайд 24«ЭСКАПИЗМ – БЕГСТВО ОТ РЕАЛЬНОСТИ».
Уход от реальности может иметь традиционные
формы – любимое хобби, чтение книг, просмотр фильмов, занятия спортом, прослушивание музыки. Баварский король Людвиг Второй сбегал от реальности в мир опер Вагнера, построив сказочный замок Нойшванштайн. Но если подросток стал заядлым игроманом, то на это стоит обратить внимание его родителям.
Слайд 25«ЗАБЛУДШИЕ ДУШИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ». Подростки, ничего из себя не представляющие
в общественной жизни, находят себе подобных «жертв трудного детства» в сообществах социальных сетей, выплескивающих агрессивно-радикальные идеи.
Слайд 26ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ?
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – навык, приобретаемый в результате опыта непосредственного общения
одного индивида с другими людьми. Наличие окружающих тебя людей – главное и необходимое условие формирования личности, сознания, выделения ребенком собственного «Я» и его персонализации, отделения от окружающего мира. А люди сегодня перестают становиться личностями. Зато они становятся «никами», юзерами и геймерами.
ПРИЗНАТЬ НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ИГРОМАНИИ, доступ к шутерам (играм-стрелялкам) школьников должен быть законодательно ограничен и неукоснительно контролируем.
ПОНЯТЬ, что никакое наращивание мер физической защиты в школах не позволит обеспечит полностью защиту от нападений.
ВЕСТИ В ШКОЛАХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ на тему тех изменений, которые будут неизбежно происходить с подростками и как с ними нужно справляться.
Слайд 27ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ?
ВСЕ ДОЛЖНЫ ПРИВЫКНУТЬ к тому, что стоит заранее следить
и сообщать о всех элементах агрессивного подросткового поведения.
ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО ОСОЗНАТЬ, что для обеспечения коллективной безопасности стоит начать осуществлять общественный надзор за своими интернет-«друзьями», за их постами и поведением в соцсетях. Эти люди пытаются напомнить о себе, получить реакцию мира и мечтают о том, чтобы их остановили до того, как прольется кровь.
МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – нужно показывать в сетях кадры арестов, перепуганные лица «революционеров и героев-мстителей», сидящих за решёткой на суде, объяснять все последствия грядущей жалкой и никчемной жизни ничтожного человека после совершения им преступления. Супермены – это люди, сохраняющие жизнь другим и предотвращающие преступления, а не несущие за собой кровь и хаос.
ТЕРРОРИСТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ТЕРРОРИСТАМИ СТАНОВЯТСЯ. Когда общество не уделяет отдельным людям должного внимания, когда незаметно, но неуклонно с подростками начинают происходить приступы игромании, они становятся замкнутыми, отдаленными, ушедшими в себя, меняют свой внешний вид, начинают увлекаться религией... Может быть, именно в этот момент с ними как раз и нужно разговаривать? А не пускать всё на самотёк? Оторвитесь от смартфона! В наших силах протягивать руку поддержки и помощи тем, у кого не получается пока полноценно социализироваться в нашем весьма непростом современном обществе. И стоит помнить о том, что однажды такая помощь может понадобиться и нам. На путь самоуничтожения может встать любой человек, оказавшийся во власти обстоятельств.
Слайд 30НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НАЗАД В НАШ ЛЕКСИКОН ПЛОТНО ВОШЛИ ТАКИЕ СТРАШНЫЕ СЛОВА,
КАК «ТЕРРОРИЗМ» И «ЭКСТРЕМИЗМ»
ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ
ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «ЭКСТРЕМИЗМ» ОБНАРУЖИВАЕТ СВОИ КОРНИ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ, ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «КРАЙНИЙ» (ВЗГЛЯДЫ И МЕРЫ).
ТЕРРОРИЗМ «TERROR» ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «УЖАС» (УСТРАШЕНИЕ СМЕРТНЫМИ КАЗНЯМИ, УБИЙСТВАМИ И ВСЕМИ УЖАСАМИ НЕИСТОВСТВА).
Слайд 31К ПРИЧИНАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА МОЖНО ОТНЕСТИ СЛЕДУЮЩИЕ:
это большое имущественное расслоение населения
оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
это нарастание социальной напряженности.
это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Слайд 32ЛЮБОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ ИЛИ УГРОЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЯ, ЧЕМ БЫ ЭТО НЕ
ПЫТАЛИСЬ ОПРАВДАТЬ, НЕСУТ ЗЛО, ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. УГРОЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ВЕЗДЕ.
Слайд 33ТЕРРОРИЗМ
Терроризм один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание.
Терроризм
это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.
Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.
Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.
Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.
Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.
Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.
Слайд 34Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело
назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события…
Экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды.
Различают следующие виды экстремизма:
политический;
национальный ;
религиозный.
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
ТЕРРОРИЗМ=ЭКСТРМИЗМ
Слайд 35КСЕНОФОБИЯ!?
Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых
сложных проблем российского общества.
Преступления на почве ненависти - наиболее яркие проявления ксенофобии.
С появлением Федерального закона № 114
«О противодействии экстремистской деятельности»
и особенно после внесения в него поправок такие преступления все чаще стали называть «экстремистскими», а деятельность по предотвращению преступлений ненависти — «профилактикой экстремизма».
Слайд 36Молодежный экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям определяет девиантное
поведение (поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития), выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании. Одной из форм подобного поведения молодежи являются враждебные действия по отношению к так называемым «чужим».
Содержанием понятия «ксенофобия» является «боязнь чужих» («ксенос» – «чужой», «необычный»; «фобос» – «страх»).
Слайд 37ЭКСТРЕМИЗМ И КСЕНОФОБИЯ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, НО ПРИ ЭТОМ ИМЕЮТ И
СУЩЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) - страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»).
Слайд 38Ксенофобия – это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно
стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм – это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц.
Слайд 39
КСЕНОФОБИЯ ВЫСТУПАЕТ ВАЖНЕЙШИМ ИСТОЧНИКОМ ЭКСТРЕМИЗМА В НЕСКОЛЬКИХ ОТНОШЕНИЯХ:
во-первых, из носителей
ксенофобии формируются экстремистские организации;
во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат «сырьем» для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил.
Слайд 40Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в молодежной среде можно условно
выделить несколько категорий: социально-экономические, групповые и личностные. Эти факторы могут взаимодействовать и влиять друг на друга.
В группу социально-экономических факторов могут входить, например:
особенности экономического развития общества;
безработица;
стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции;
На социально-экономическом уровне рост экстремистских проявлений среди молодежи объясняется следствием трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, а также с явлениями экономического кризиса. Подобные процессы могут вызывать снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализацию сознания в условиях социально-экономического кризиса и неопределенности.
Слайд 41Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:
установки, предубеждения родителей;
взгляды, убеждения референтной
группы (включая группу сверстников) (это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций);
влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
Указанные выше причины действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
представления, установки подростков;
индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т.п.).
Слайд 42Cоциально-экономический подход, объясняющий ксенофобию и молодежный экстремизм, пока достаточно узок и
не раскрывает истинных причин подобного поведения. Склонность к насилию среди молодежи возникает под влиянием не только внешних факторов, таких как отсутствие места работы или дома, но и внутренних характеристик – моральных принципов и типических особенностей индивида.
Если подчеркивать только социальные причины ксенофобии, то ключевую информацию дает детальный анализ биографии молодых людей, совершающих ксенофобские и насильственные действия. Особое внимание следует обращать на эмоциональное развитие таких подростков.
Ксенофобия и чувства вражды в отношении иностранцев проявляются не только в отношении «чужих» этнических групп. Некоторые подростки испытывают подобные чувства и по отношению к незнакомым сверстникам.
Слайд 43Различные типы агрессивности можно проследить
еще на ранних этапах жизни человека.
Одну из групп составляют самоуверенные, доминантные дети, которые позже в подростковом возрасте используют агрессию в насильственных актах.
Ко второй группе относятся гиперактивные дети, склонные к совершению яростных атак. Их поведение во многом было обусловлено биохимическими особенностями нервных процессов, определяемыми уровнем гормонов и нейротрансмиттеров. Однако многие родители и учителя не справляются с такими детьми и реагируют на их поведение довольно жестко, что впоследствии увеличивает агрессивность детей. Таким образом, генетические и средовые влияния, взаимодействуя, усиливают негативные реакции детей.
Третья группа включает в себя детей, проявлявших преимущественно тревогу, застенчивость и подозрительность по отношению к незнакомым людям. Позже в своей жизни они демонстрируют импульсивно-реактивную и защитную агрессию. Иногда в эту группу попадают дети, пережившие горе (например, утрату матери), и, если окружающими это не принималось во внимание, дети проявляют свое горе, как крик о помощи, в агрессивных действиях.
ОТМЕЧАЮТСЯ ЧЕТЫРЕ РАЗЛИЧНЫХ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТАКИХ ЯВЛЕНИЙ, КАК АГРЕССИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К «ЧУЖИМ», КСЕНОФОБИЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, А ТАКЖЕ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К КРАЙНЕ ПРАВОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ. АГРЕССИЯ.
Слайд 44ОТМЕЧАЮТСЯ ЧЕТЫРЕ РАЗЛИЧНЫХ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТАКИХ ЯВЛЕНИЙ, КАК АГРЕССИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ
К «ЧУЖИМ», КСЕНОФОБИЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,
А ТАКЖЕ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К КРАЙНЕ
ПРАВОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Ксенофобия, враждебность или насилие по отношению к «чужим» возникает на основе эмоциональных факторов, которые, главным образом, направлены не на «чужих», а в большей степени – против незнакомых людей в целом. У детей с высоким уровнем ксенофобии обнаруживается нечто похожее на мизантропию или отсутствие социальной компетентности.
Девиантное поведение. Третий путь развития демонстрируют лица, совершившие преступления на почве ненависти, которые в подростковом возрасте проявляли провокационное, антисоциальное и девиантное поведение. Возникновение этого пути связано, как правило с тем, что молодые люди прогуливают школу, гуляют без дела, пьют алкогольные напитки. Для того чтобы проявить себя они часто дразнят взрослых – например, выкрикивают нацистские лозунги, которых часто не понимают. Позже такие подростки могут совершать преступления, начиная от воровства до нанесения физического вреда в отношении лиц другой национальности, расы или религии.
Слайд 45ОТМЕЧАЮТСЯ ЧЕТЫРЕ РАЗЛИЧНЫХ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТАКИХ ЯВЛЕНИЙ, КАК АГРЕССИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ
К «ЧУЖИМ», КСЕНОФОБИЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, А ТАКЖЕ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К КРАЙНЕ ПРАВОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ. АГРЕССИЯ.
Правоэкстремистская идеология. Для многих преступников, совершивших преступления на почве ненависти, характерен четвертый путь развития, связанный с возникновением правоэкстремистской идеологии. Иногда детей привлекают рассказы о войне, окрашенные сочувствием к нацистской идеологии. Как правило, вначале нацистские лозунги повторяются детьми без понимания их содержания. Подростки могут поддерживать идеи некоторых взрослых, которые разделяют расистские и крайне экстремистские взгляды. Позже в их жизни такие не вполне сформировавшиеся мнения могут связаться с неонацистской идеологией в основном благодаря группам сверстников. Эти установки, однако, рационализируют общие агрессивные тенденции, личные проблемы, тревожность или проблемы с самооценкой. Такие преступники обычно не способны последовательно аргументировать свои политические взгляды.
Исследования подтверждают, что большая часть преступников имела длинную историю возникновения ксенофобских установок и поведения, уходящую в детство. Многих правонарушителей исключали из школ, даже иногда из детских садов, за их агрессивное поведение, что указывает на длительное развитие агрессивных тенденций. Часто эти общие агрессивные тенденции находят выражение в ксенофобских проявлениях уже в юношеском возрасте. Кроме того, нередко преступники имели делинквентную историю (кражи в магазине, грабежи, вождение без прав, шантаж других подростков, нападения с нанесением травм и т.д.) и совершали преступления на почве ненависти (нападение на беженцев, избиение панков, вовлечение в пропаганду фашизма и т.д.).
Слайд 46Сложные взаимосвязи между агрессией, девиантным поведением, ксенофобией и правоэкстремистской идеологией, с
одной стороны, затрудняют понимание возникновения данных явлений, но с другой – позволяют шире взглянуть на причины их возникновения и их взаимосвязи.
Исследования ксенофобии и молодежного экстремизма необходимы для разработки эффективных мер по профилактике девиантного поведения среди молодежи.
Профилактика должна быть ориентирована на систему причин, факторов, вызывающих подобные явления и действующих на различных уровнях: социально-экономическом, групповом, личностном.
Слайд 47Очень важен социально-экономический уровень профилактики проблем подобного рода, велика его значимость
для становления социальных установок и правосознания молодых людей, их жизненных планов, ощущения перспективы и безопасности либо для протестных настроений.
Решение задач на этом уровне лежит в сфере социальной и экономической политики государства.
На уровне практической психологии одним из шагов в формировании такой системы может стать изучение и диагностика на ранних этапах тех индивидуальных эмоциональных и поведенческих особенностей молодых людей, которые могут служить предикторами проблем социального взаимодействия в будущем. Психологическая помощь в создании такой социальной ситуации развития ребенка, которая позволила бы минимизировать возможные риски в семье, детском саду, школе, могла бы стать еще одним этапом в формирования профилактической системы. В дальнейшем, на стадии школьного обучения, необходима разработка психологических критериев оценки риска в отношении развития ксенофобских установок и их поведенческих проявлений у детей и подростков, а также программ, направленных на их профилактику и коррекцию. Эти задачи необходимо решать психологическим службам учреждений образования во взаимодействии с социальными работниками, социальными педагогами, которые выстраивают социальную деятельность детей и подростков и осуществляют профилактическую работу на уровне группового взаимодействия.
Эффективность системы профилактики будет зависеть от согласованности,
скоординированности действий на всех уровнях.
Слайд 48ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН ЭКСТРЕМИСТКОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ:
Социальная сфера:
снижение социальной напряженности в регионе, улучшение психологического микроклимата;
поддержка незащищенных и малообеспеченных групп населения;
осуществление мер по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств и норм толерантности;
проведение мероприятий по обоснованному и рациональному распределению квот на использование труда мигрантов.
Экономическая сфера:
повышение инвестиционной привлекательности региона;
повышение уровня жизни населения.
Политическая сфера:
проведение последовательного политического курса на улучшение отношений между представителями различных национальностей и религий;
последовательная политика улучшения социально-экономической обстановки;
проведение органами власти постоянного мониторинга ситуации в области межнациональных отношений, открытость данной информации для населения, недопустимость замалчивания тех или иных конфликтов.
Слайд 49ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН ЭКСТРЕМИСТКОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ:
Образовательная сфера:
разработка и реализация образовательных программ формирования у граждан норм поведения, характерных для гражданского общества;
введение в образовательных учреждениях курсов по подготовке будущих специалистов-педагогов к воспитанию подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, патриотизма и толерантности;
внедрение в методические программы образовательных учреждений дошкольного образования и воспитания большего объема мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважения к представителям других национальностей и религиозных воззрений;
введение в образовательных учреждениях курсов, воспитывающих у подрастающего поколения понимание, что многокультурность при наличии толерантности – фактор стабильного развития общества.
Сфера культуры:
регулярное проведение круглых столов, конференций, конкурсов и олимпиад, воспитывающих терпимость и уважительное отношение к представителям других национальностей и конфессий;
регулярное проведение выставок, демонстрирующих достижения совместного труда и творческой деятельности представителей различных национальностей;
регулярное проведение дней культуры различных народов, способствующих разрушению тех или иных негативных стереотипов;
проведение национальных праздников.
Информационная сфера:
активная пропаганда в СМИ ценностей гражданского общества, идеалов гуманизма, добра и справедливости;
активная информационная деятельность по разрушению негативных стереотипов о той или иной национальности;
противодействие распространению экстремистских печатных изданий, листовок, блокирование сайтов, пропагандирующих национальную, расовую, религиозную или социальную вражду;
постоянное освещение в СМИ позитивного опыта межнациональной дружбы.
Слайд 50В разных странах и в разные времена было дано много разных
юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует.
Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления.
Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно неоднозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
ПОНЯТИЕ «ЭКСТРЕМИЗМ»
Слайд 51ЭКСТРЕМИЗМ
это сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто
бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных, общепринятых.
В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.
Однако, обозначение видов деятельности людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» – это всегда субъективный и политический вопрос.
Слайд 52В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, А КОНКРЕТНО В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 25 ИЮЛЯ
2002 Г. N 114-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», ПОНЯТИЕ «ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЭКСТРЕМИЗМ)» РАСКРЫВАЕТСЯ КАК:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Слайд 53Интересно заметить что, как таковой, нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный
знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно неизвестно. Его изображение до сих пор используется во многих странах, имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.
Слайд 54Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков
и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.
Внедрение экстремизма в молодежную среду в настоящее время приобрело очень большие масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение - это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодежь в силу природных и социальных особенностей молодежного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение.
Анализ проявления экстремизма в молодежной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создает угрозу общественной безопасности. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодежных объединений (футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево – и праворадикальных элементов), вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение обстановки в стране.
Слайд 55ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти
или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.
Слайд 56ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с
насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.
Слайд 57Уголовная ответственность
за данные преступления
возникает с 16 лет.
Степень уголовной
ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).
Слайд 58«Ксенофобия» и «экстремизм» – понятия, обозначающие разные явления, которые в своем
крайнем выражении могут иметь сходные формы. Социальный аспект актуальности проблемы состоит в особом статусе экстремизма в иерархии социальных проблем. Экстремизм, особенно экстремистское поведение в молодежной среде, – явления чрезвычайные, зачастую влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране не редким и уже, к сожалению, достаточно массовым явлением.
Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма – случаи насилия и агрессии, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь и это вызывает беспокойство.
Характерная черта современного молодежного экстремизма - рост масштабности, жестокости, навязывание своих принципов оппонентам, стремление к общественному резонансу путем устрашения населения.
Слайд 59ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА:
Открытые призывы к насилию (в конкретной ситуации, с указанием объекта
насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть черным»);
Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов;
Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения типа «хорошо бы сделать с ними …», «давно пора …», «нужно всем вместе сделать…», «следует не позволять им …» и т.п.);
Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);
Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»);
Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»);
Слайд 60ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА:
Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы
и ее представителях (недостаток культурности – «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей – «умственно ограниченные тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «казахи туповаты», «цыгане - бездельники», «русские – пьяницы» и т.д.);
Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»);
Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «цыгане – воры»);
Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («евреи корыстолюбивы», «цыгане – обманщики» – отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности);
Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;
Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство («размывание национальной идентичности», «инородцы превращают Москву в нерусский город», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»);
Слайд 61ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА:
Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как
таковых в унизительном или оскорбительном контексте (в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);
Призывы не допустить закрепления в регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе (например, протесты против строительства мечети в «православном городе»);
Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;
Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);
Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).
Работа по профилактике ксенофобии и преступлений ненависти должна вестись и рассматриваться как часть профилактики экстремизма, как один из элементов деятельности по патриотическому воспитанию молодежи; один из ключевых методов профилактики ксенофобии.
Слайд 62ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:
следует относить профилактику ксенофобии и
нетерпимости в молодежной среде в число приоритетов молодежной политики и молодежной работы на всех уровнях, выделив для этого направления деятельности соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение;
следует стимулировать поиск и разработку инновационных методик и социальных технологий в сфере противостояния ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, в том числе адаптацию к российским условиям лучшего международного опыта в этой сфере;
рекомендуется проводить постоянный мониторинг ситуации с ксенофобией и нетерпимостью в молодежной среде, активностью радикально-националистических групп и учитывать полученные в ходе него данные при планировании текущей деятельности, разработке программ и комплекса мероприятий в этой сфере;
необходимо предусматривать меры по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде;
стараться содействовать диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных общностей в борьбе с нетерпимостью, в том числе, использовать потенциал неагрессивных молодежных субкультур.
Слайд 63ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается
в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.
Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.
Слайд 64Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития
асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.
Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении.
Слайд 65Работа по профилактике экстремизма, в первую очередь, начинается с формирования у
работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако школа также берет на себя воспитательную функцию.
Слайд 66В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ
ЭКСТРЕМИЗМА:
1.ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА РАСПРОСТРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ТОЛКА. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.
В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал - и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.
2.ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА АФФЕКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ. В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций.
Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).
В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.
Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями.
Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.
Слайд 67В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ
ЭКСТРЕМИЗМА:
3.ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ. Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.
Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами - подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.
4.ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.
5.ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ. Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд
Слайд 68А. КРОМИН ВЫДЕЛЯЕТ ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ:
Предложение
специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.
Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.
Слайд 69ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ
СРЕДЕ
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.
В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе - несовершеннолетние лица 14-18 лет.
Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.
Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.
Слайд 70ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ
СРЕДЕ
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.
В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе - несовершеннолетние лица 14-18 лет.
Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
Слайд 71Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу
простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности.
Слайд 72Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный
день толерантности.
Согласно ст. 13 Федерального Закона "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т.п.
Слайд 73Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в
первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий.
Слайд 74СЛЕДУЕТ ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ:
во-первых, экстремизм формируется преимущественно
в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Слайд 75ПРИЧИНОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ, МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБО
ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ:
это обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.);
это криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.);
это изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности);
это проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций). Это - рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей);
это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
это использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);
это использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
Слайд 76Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму,
в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом.
На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание.
Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.
Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.
Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий.
Слайд 77АНТИЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА ДВА ТИПА:
Первичная профилактика - работа по
предотвращению притока (рекрутирования) новых членов в экстремистские формирования. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений.
Вторичная профилактика - профилактическая работа с участниками экстремистских формирований. Наиболее значима первичная профилактика, с помощью которой создаются различные препоны для прихода подростков в экстремистские формирования.
Эффективность в профилактике экстремизма дают уроки толерантности - ознакомление учащихся с многообразием различных культур. Но стоит учитывать, что подобные уроки могут быть эффективны только при достаточно высокой общей культуре подростка. Подростки далеко не всегда сразу оказываются в экстремистском формировании. Чаще всего, туда они попадают из другого неформального движения, которое оказывается промежуточным звеном для такого перехода. Кроме того, довольно значительную долю молодых людей - потенциальных экстремистов - вовлекает в свою деятельность криминальный сектор.
Слайд 78ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА:
предварительную иммунизацию подростка к
экстремистской идеологии;
формирование неприятия насилия как такового;
формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров.
Слайд 79Террористами не рождаются, они просто неправильно воспитаны. Ведь, если вдуматься, все рождаются
свободными, равными в правах, все изначально обладают одинаковым генетическим капиталом. В каждой культуре, в каждом народе, независимо от цвета кожи, встречается какое-то число эгоистов и какое-то число людей великодушных. Одних воспитывают солдатами, при помощи пропаганды учат подчиняться, убивать, не иметь собственного мнения. В других развивают способность мыслить самостоятельно и творить. Исходный материал один и тот же. За все отвечают родители.
Бернар Вербер
Слайд 80«ИСТИННОЕ СОСТРАДАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА,
КОГДА, ПОСТАВИВ СЕБЯ
В ВООБРАЖЕНИИ НА
МЕСТО СТРАДАЮЩЕГО, ИСПЫТЫВАЕШЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОСТРАДАНИЕ…»
Л.Н .ТОЛСТОЙ