Слайд 1Всероссийская открытая
научно-практическая конференция
«СУБЪЕКТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»
19 –
20.12.2012
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ ДВФУ
Кафедра педагогической психологии
Слайд 2Управление становлением образовательных практик: концепция проектной продуктивной образовательной практики
Бочкарева Алла Григорьевна
Слайд 3Контекст гуманитарного управления и исследования инноваций
Система образования как объект управления (образовательное
учреждение):
цели поставлены «объемлющей» системой;
содержание образования в системе определено;
функции, отношения между «элементами», частями предписаны;
оценка состояния и качества образования (системы) осуществляется извне.
Слайд 4Состояние системы и результаты образования:
единообразие оснований как для организации образования, так
и для самоопределения «образующихся»;
редукция «человеческого» содержания образования:
образование = обучение
человек = исполнение функций в системе
совместная деятельность = «сидение» рядом
.
Слайд 5Состояние системы и результаты образования: (продолжение)
дефицит участия человека в своем образовании:
синергетический
(дефицит самоорганизации);
гуманитарный (дефицит субъекта);
антропологический (дефицит «личного присутствия»)
Слайд 6Задача инноваций
в образовании :
преодоление дефицитов участия и «личного
присутствия» человека
в своем образовании.
.
Слайд 7Образовательные инновации
участие в образовании;
создание мест «личного присутствия»;
переход
к открытому образованию.
.
Слайд 8Методология гуманитарного исследования образовательных инноваций.
Инновации как действие:
по влиянию человека на свою
повседневность;
по созданию мест «личного присутствия»;
по присвоению смысла и значения создаваемой реальности;
основным результатом которого является образование самого человека.
Работы:
Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 – (Разделы Влияние концепции культур на концепцию человека, С. 43-68; «Идеология как культурная система», С. 225-267).
Страус А., Корби Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Изд-во. 2-е, стереотипное. М.: Как Книга, 2007-256 с.
Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Кол. монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, изд-во Том. ун-та, 2002 – 342 с.
Слайд 9Методика гуманитарного исследования образовательных инноваций
Прецедентный (эмпирический) анализ
инноваций
- феноменологическое описание случаев, ситуаций личного действия;
- реконструкция инновационного опыта: типологизация эмпирических признаков, характеристик, зависимостей, определяющих «явления» инновации;
- обобщение эмпирического материала для определения образовательных эффектов и результатов инноваций.
Работы:
Страус А., Корби Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Изд-во. 2-е, стереотипное. М.: Как Книга, 2007-256 с.
Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005, 484 с.
Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2009. – 448 с.
Слайд 10Образовательная практика:
порождение образовательных инноваций
20-30-е годы: А.С. Макаренко, В.С. Сорока – Росинский,
С.Т. Шацкий и др.
50-60-е годы: В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и др.
90-2000 годы: Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов, Е.А.Ямбург и др.
Слайд 11Образовательные практики и инновации: регион
Образовательные практики
Уссурийск
Находка
Владивосток
Спасск-Дальний
Арсеньев
Слайд 12Образовательная практика: эмпирические признаки:
инициатива конкретного человека;
«место», личного действия по организации образования;
ситуации
влияния на организацию образования;
деятельность (акции) по созданию:
«образцов» совместной деятельности;
технологий (инновационные разработки);
знаний, представлений об образовании, его содержании.
Слайд 13Концептуальные основания.
Практика – «деятельность человека»
Освоение и преобразование объектов;
Акт созидания ценностей;
Процесс детерминирования
мышления.
Филос.энциклопед.
словарь,С. 522-523
.
Слайд 14Практика – тип организации, самоорганизации жизни, требующие и воспроизводящие определенный набор
человеческих качеств (антропологические типы)
П. Бурдье
Слайд 15Практика образования – «генеративные», «коммунальные отношения», которые обусловливают:
способ производства
знания и его качество;
отношение к Другому;
образование самого человека.
Дж.К. Джерджен
.
Слайд 16Образование человека определяется его совместной деятельностью с Другими:
мир - не произведение
человека, и человек - не автор его; мир – это со-творение, а человек -неотъемлемая часть своего творения;
человек образуется и определяется присутствием в «бытии – одних – вместе – с – другими» (множественность, комбинаторность, уникальность);
практика, образующая человека – это сотворчество, со-вместность, «опространствование смысла», со-творение мира.
Ж-Л. Нанси
Слайд 17Для построения такого объекта необходимо представить его как:
трансцендентный элемент опыта;
будущее, которое
«обладает объективным существованием в настоящем»;
сущность , «предшествующую процессу опытного восприятия» и включаемую в него.
А. Уайтхед
Слайд 18Что мы имеем ввиду, когда говорим «образовательная практика»
совокупный опыт мышления
и деятельности, конкретная историческая форма их организованности,
множество нерационализированных и малоосознанных моментов как результат активности многих деятелей,
практика безлична, досубъектна, объективна.
Слайд 19Как появляется образовательная практика
Субъект входит в существующие практики, осваивает
их, в них и из их материала строит свою индивидуальную деятельность. Практика – предельная рамка развертывания каждой конкретной деятельности, конституирует ее содержание и границы. Субъектом практики являются социальные группы, реализующие практику, вступающие в практические отношения. В их деятельности она «живет».
Слайд 20Как появляется образовательная практика
Образовательная практика преобразует участников образовательной деятельности: она предлагает
им программы поведения в конкретной образовательной ситуации, преобразует сознание, мышление и деятельность. Структурное единство элементов ОП задается социокультурной функцией данного типа образовательной активности как основание для различения видов ОП.
Слайд 21Типы образовательных практик
Практика обучения и воспитания
Практика нормирования и перенормирования практики обучения
и воспитания
Практика управления образовательными процессами
Практика повышения квалификации
Слайд 22Образовательная практика
обучения и воспитания
Организуется вокруг конкретных задач. Реализуется в деятельности
учителя, воспитателя, психолога и т.п. Взаимодействие носит контактный, личный характер. Необходимы знания о человеке, закономерной смене его состояний, приемах и способах работы с этими состояниями. Деятельность осуществляется на основе нормативных и методических указаний.
Слайд 23Образовательная практика
нормирования и перенормирования практики обучения и воспитания
Возникает из необходимости
обеспечения воспроизводства исходной педагогической практики. Взаимодействие опосредовано практикой нормирования. Предмет нормировщика включает 2 объекта: ученика и педагогическую деятельность. Необходимо знание о деятельности собственно обучения и воспитания, о дидактических принципах, процессах усвоения информации и т.д.
Слайд 24Образовательная практика управления образовательными процессами
Определяется целостностью процесса образования, понимаемого как сложная
совокупность структур мышления и деятельности, находящихся в постоянной динамике. Ее необходимость обусловлена самим фактом кооперативной деятельности многих в сфере образования. Объект – образовательная ситуация, обеспечиваемая деятельностью ученика, педагога и нормировщика.
Слайд 25Образовательная практика
повышения квалификации
Сквозной элемент описанных выше типов активности
деятелей образования
Самостоятельная функциональная организованность
Квалификационная самоидентификация
Слайд 26Образовательная практика как объект управления инновациями:
совместная деятельность, цели, формы и нормы
которой образуются ее участниками, образуют их;
место «личного присутствия» и участия человека в своем образовании;
«вещь», стоимостная ценность которой определяется в процессе ее создания и теми, кто ее делает;
интерактивный способ добывания знания и значений культуры;
Концепт
Слайд 27Образовательная практика как объект управления инновациями (продолжение).
феномен образовательной культуры, смысл и
значение которого определяется его созданиями;
уникальный экземпляр организации совместной деятельности, являющийся феноменом культуры и фактом биографии, жизненной истории его создателей.
Слайд 28Образовательное сообщество как субъект управления инновациями.
участники создания мест «личного присутствия» в
образовании, (образовательной практики);
группа, осуществляющая контроль над «повседневностью» своего образования;
объединение, производящее «стоимостные ценности» в образовании;
создатели ресурса для преодоления в образовании антропологического дефицита;
субъект обоснования и добывания знаний о смысле и значении создаваемых им феноменов образовательной культуры.
Слайд 29Оценка влияния образовательных практик на образование
Появление:
уникальных мест «личного присутствия» человека в
образовании;
образовательных сообществ в качестве субъектов управления образованием;
представлений об образовании как сфере производства, создания «стоимостных ценностей».
Создание:
инновационных разработок по организации участия человека в своем образовании и управлении «участием»;
ресурса для преодоления антропологического дефицита образования.
.
Слайд 30
Проектная продуктивная
образовательная практика
“Цель и пафос развития педагогической науки и практики
- это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет”.
(Академик В.П. Беспалько, 1977)
Слайд 31Проектная продуктивная
образовательная практика
Проектирование как метод деятельного познания
решительно поддерживал выдающийся русский философ Н.Ф. Федоров (1828-1903).В его учении был разработан принцип единства теоретического знания и практического действия. Н.Ф. Федоров полагал, что человек может познать им самим сотворенный мир, мир, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при её практической реализации. Он признавал познание “не как чистое только мышление, а как проект дела…” (Федоров Н.Ф. Философия общего дела.). И далее: “Идея вообще не субъективна, но и не объективна, она проективна” (Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 429).
Слайд 32Проектная продуктивная
образовательная практика
Цель продуктивной проектной образовательной практики – предоставить ученикам
возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы. Обеспечить достижение этой цели, как и выполнение требований государственного образовательного стандарта, помогает проект по предмету, в котором ученики могут создавать помимо программы свои знания и образовательные продукты. Ученики могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу.
Слайд 33Проектная продуктивная
образовательная практика
Продуктивная образовательная практика отличается от развивающей качественно новой
задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования.
Главная особенность данной образовательной практики – создание учениками (и учителем) индивидуальной, личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий – изобретений и конструкций.
Дидактическое обеспечение ОП – проекты продуктивного образования – обеспечивают результаты как внутренней динамики ученика (его умений, способностей, знаний), так и изучаемых дисциплин разного уровня (творческие работы учащегося).
Слайд 34Основные психолого-дидактические принципы и технологии создания проектной продуктивной образовательной практики
Основная цель
ОП– деятельное обучение, ориентированное на развитие.
Смысл образования – не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его как личностный, так и общекультурный рост
Главная отличительная черта продуктивной ОП – создание нового для ученика (и учителя) образовательного продукта: идеи, вопроса, дефиниции, текста, правила, интеллектуального или художественного произведения
Слайд 35Основные психолого-дидактические принципы и технологии создания проектной продуктивной образовательной практики
Обучение носит
сопровождающий характер
Проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, свои умственные возможности и способности.
Принцип свободы выбора
Принцип предметной деятельности
Принцип индивидуального целеполагания и рефлексивной деятельности
Слайд 36Чем характеризуется проектная продуктивная образовательная практика?
Научно-образовательными проектами и программами, обеспечивающими этапы
развития личности, высокую социальную адаптивность, реализацию достижений личности, стимулирующие познавательную и созидательную творческую деятельность
Проектами образовательных событий, ориентированных на познавательную деятельность
Авторскими учебными программами
Авторскими учебно-методическими комплексами
Авторскими системами аттестации и тестирования
Слайд 37Проектная продуктивная
образовательная практика
Продуктивная проектная образовательная практика, имея несколько
уровней и этапов своего действия, есть модель целей в виде тех проектных заданий и задач, ради которых организуется обучение, а адекватное их содержание – система тех видов деятельности, которые обеспечивают успешное решение этих задач.
Слайд 38Последствия становления продуктивной проектной образовательной практики:
демассовизация образования;
многообразие прецедентов и «экземпляров» практик;
дифференциация
форм и норм образования;
взаимная дополнительность (субъектов, форм образования);
возможность образовательного самоопределения и выбора.
.
Слайд 39Элементы образовательной системы
Проектные продуктивные образовательные практики как культурно-образовательные кластеры
Научные исследования
Содержание
образовательных программ
Формы организации обучения – педагогические модели
Образовательная инфраструктура
Образовательный потенциал выпускника
Слайд 40Управление становлением образовательной практики
.
Опыт со-творения мест «личного присутствия» в образовании
Феномен («экземпляр»)
образовательной культуры,
Образовательная реальность инноваций
Образовательные инновации: прецеденты
Инновационное движение
Гипотеза
Образовательное сообщество