Слайд 1«Особенности формирования ценностно-смысловой
сферы личности»
Педагог-психолог
МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Герлак
Ольга Ингмаровна
22.11.2018
Курсы дополнительного профессионального повышения квалификации
по программе «Методика преподавания комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»»
Слайд 2Психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников.
Понятие ценностей
и
ценностных ориентаций.
Слайд 3Ценность
Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину:
ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры.
Слайд 51. Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.
2. Ценность
возникает в ходе практической деятельности человека.
3. Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».
4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.
5. Ценности по природе своей объективны.
Слайд 6Ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет
положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.
Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе.
Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека.
Ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение.
Слайд 7Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность
Слайд 8Можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям:
по сферам общественной жизни;
по субъектам, или носителям ценностей;
по роли ценностей в жизни общества.
Слайд 9В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы
ценностей:
материальные,
социально-политические,
духовные.
Слайд 10Материальные ценности
это ценностнозначимые природные объекты и предметы, то есть средства
труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Слайд 11Социально-политические ценности
это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических
актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами.
Слайд 12Духовные ценности
это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих
формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права...
Слайд 13Второе основание классификации ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности:
индивидуальные,
групповые,
общечеловеческие.
Слайд 14Индивидуальная, или личностная, ценность
это ценностная значимость предмета, явления, идеи для
конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.
Слайд 15Групповые ценности
это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности
людей (класса, нации, трудового коллектива). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.
Слайд 17Общечеловеческие ценности
это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества.
К общечеловеческим ценностям относятся:
во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества.
Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг ).
К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка.
Слайд 18С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества
и человека, их можно разделить на три следующие группы:
1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
3. Высшие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.
Слайд 19К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей.
Это,
прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро)...
Слайд 23Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.
Слайд 25Ценностные ориентации
это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида,
всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.
Слайд 26Развитые ценностные ориентации
признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Важнейшими
ценностными ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество.
Неразвитость ценностных ориентаций признак инфантилизма (свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутренней структурой личности.
Слайд 27Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не
сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентации.
Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям:
по сферам общественной жизни,
по субъектам,
по роли в жизни общества.
Слайд 28МЕТОДИКА МИЛТОНА РОКИЧА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
Слайд 29ПРОРАНЖИРУЙТЕ ПО СТЕПЕНИ ЗНАЧИМОСТИ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ:
СЕМЬЯ
ЗДОРОВЬЕ
ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ. ИДЕЯ
ЛЮБИМАЯ РАБОТА
ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ
ЛЮБОВЬ
СПОКОЙНАЯ ЖИЗНЬ
УСПЕХ
ПРОСТЫЕ
РАДОСТИ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ЖИЗНЬ ПО СОВЕСТИ И МОРАЛИ
РИСК, АЗАРТ
НАСЫЩЕННАЯ ЖИЗНЬ
ИНТЕРЕСНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ
ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА
КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ
ОБЫЧНАЯ РАБОТА
ОБЫЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Слайд 30ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Слайд 32«Считаете ли Вы себя успешным человеком и почему?»
Слайд 36Ценностный контекст современного образования
Мы живем в век распространяющегося все шире чувства
смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то,
чтобы не только передавать знания, но и
оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации.
В. Франкл
Слайд 37Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в
диалоге воспитателя и воспитанника (и эта актуализация имеет отношение к ним обоим).
Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформулированная таким образом, выглядит несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных форм поведения).
Воспитание сегодня – прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.
Слайд 38Как в контексте деятельности психологической службы определяются понятия «ценности» и «ценностное
поле» школы?
Ценности – это:
система устремлений личности;
высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми;
внутренний источник поведения человека, основание его выборов.
Слайд 39ценности – это осознаваемые (то есть, они могут быть осознаны) представления, которые выступают
для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.
Слайд 40Какие ценности называются среди приоритетных в современной культуре?
Приоритетными являются высшие ценности:
правда, красота, цельность,
гармония, активность, уникальность,
совершенство, нужность,
необходимость, завершенность,
справедливость, порядок, простота,
богатство, спокойствие, свобода,
игра, самодостаточность.
Слайд 41Ценностное поле
это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы
жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса.
Слайд 42Ценностное поле (можно сказать и «ценностный контекст образовательной среды школы») формируется
за счет нескольких источников:
проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений);
личные ценности участников образовательного процесса;
ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.
Слайд 43Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный
по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:
предъявление ценностей человеку;
осознание личностью ценности;
принятие ценности;
реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;
закрепление ценностей в статусе качества личности;
их актуализация в ценностных ситуациях.
Слайд 44Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ на вопрос:
«Как, каким образом
может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека, превращение его из знаемой нормы в руководство к действию?
Слайд 45В поисках ответа на этот вопрос мы вышли на формулировку нескольких
важных для нас положений:
Необходимо правильно определиться с тем, что такое процесс формирования ценностей и какую роль в нем может играть педагог.
Необходимо проанализировать само содержание образования с точки зрения задач формирования ценностей.
Необходимо выявить методические возможности работы с ценностями в различных сферах взаимодействия ребенка и взрослого в школе.
Слайд 46Первое. Процесс формирования ценностей
Процесс перехода (и его результат) значимых с точки
зрения взрослых ценностей из знаемых во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей.
Формирование ценностей – внутренняя работа души наших воспитанников, которую мы можем… можем что? Запрограммировать? Целенаправленно задать? Нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и иногда даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.
Слайд 47Мы выделяем для себя следующие возможности участия педагога в процессе формирования
ценностей:
личностное влияние педагога и других значимых взрослых;
ценностный диалог;
погружение в ценностную среду;
специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;
создание ситуаций ценностного выбора.
Слайд 48Личностное влияние педагога.
Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека
к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить?
Слайд 49Ценностный диалог.
В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре.
Например, одной из решающих ценностей становится чувство экзистенциальной безопасности. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством. Если воспитание – это процесс формирования ценностного сознания, то осуществляться он может именно в форме ценностного диалога двух субъектов:
воспитанника и воспитателя.
Слайд 50Погружение в ценностную среду.
Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время
и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, событийного ряда (мероприятий), образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе.
Слайд 51Осознание и проживание ценностных ситуаций.
Развитие рефлексии, способности детей и подростков осознавать
особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.
Конструирование ситуаций ценностного выбора.
Целенаправленное конструирование таких ситуаций.
Слайд 52Второе. Ценностный контекст содержания образования
Внесение ценностного контекста в содержание образования –
чрезвычайно важная и широко обсуждаемая сегодня в педагогике тема. Хотя правильнее говорить не о внесении ценностей в содержание образования (они всегда в нем присутствуют), а об их осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении ценностей в качестве фундамента образования, цели, условий его развития.
Слайд 53Б. Т. Лихачев проанализировал сущность и основное содержание категории «ценность» и выявил источники
ценностей воспитательной системы. Для Лихачева ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность ее внутреннего мира.
Он выделил четыре основных источника воспитательных ценностей:
индивидуально-личностный,
природный,
социумный
социально-космический.
Слайд 54Первый источник
способен продуцировать такие ценности, как воля к жизни, любви,
рачительности, коллективизм,
достоинство, уравновешенность, свободолюбие,
уверенность в себе.
Второй источник
человечность, открытость, красота мира, восхищение, ответственность.
Третий (социумный)
научные, этические, эстетические, религиозные,
материальные ценности. Главная ценность социума – Человек.
Космос как источник ценностей:
романтизм, мечта, целеустремленность, духовное величие, тайна и смысл человеческой жизни.
Слайд 551. Познание самого себя как важнейшая составляющая образования.
Познавший себя человек
– гуманен (А. Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире.
Прикладной вопрос: как можно организовать познание человеком себя в процессе обучения?
Предлагаемые варианты:
а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных;
б) очеловечивание информации. Любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки ему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося;
в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?
Слайд 562. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Ценностный аспект образования ориентирован
на выработку у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем.
Цель воспитания – формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.
Слайд 574. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая
установка («Мир – прекрасен и интересен»). Исследования показывают, что в момент высших переживаний (страдание, радость, восхищение, переживание справедливости) человек испытывает интеллектуальное озарение.
5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.
Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслять, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с детьми. Он может учить их разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую, например, работу, как:
осознание;
ранжирование;
изменение;
формулирование;
отстаивание;
поддержка;
сравнение.
Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.
Слайд 58Третье. Методические возможности
Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал
ценностной работы. Каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач педагогом-наставником), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа с ценностями воспитанников стала ее контекстом и содержанием.
Слайд 59Психологические механизмы, лежащие в основе формирования ценностных ориентаций
Слайд 60Идея диалога человека с современным миром на разных уровнях его проявления:
диалог
с природой,
обществом,
социальной группой,
вторым человеком.
Это предполагает, прежде всего, уважение ценностей взаимодействующих субъектов, принятие их и активную их реализацию.
«Сегодня педагогам важно осознать и довести до сознания каждого может что от их конкретных действий будет зависеть, сумеет ли человечество выйти на новый уровень цивилизации, когда обеспечивается гармоничное сочетание интересов природы, общества и экономики».
Слайд 61Необходимо делать ставку на сознательную ориентацию на высшие нравственные ценности, на
духовность человека, ибо именно духовности человечество обязана своим прогрессом.
В философских, психологических и педагогических исследованиях нравственные ценностные ориентации рассматриваются как ядро системы ценностных ориентаций субъекта, поскольку именно они определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение к себе и вторым людям.
Слайд 62«Формирование нравственных ценностных ориентаций предполагает установление субъектом (на сознательном или подсознательном
уровне) степени личной значимости моральных категорий (целей, свойств, норм) и становление иерархизированной системы аксиологических приоритетов, выступающим основой направленности и поведения»
Слайд 63Рассмотрение современных психологических основ формирования нравственных ценностных ориентаций позволило установить наличие
трех взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов системы ценностных ориентаций субъекта:
когнитивного (знание и понимание нравственных ценностей , нравственные суждения, мнения, идеалы),
эмотивного или эмоционального (понимание и проявление эмоций и чувств, переживаний, связанных с нравственными ценностями, адекватное эмоциональное отношение к нравственным нормам и ценностям)
поведенческого (нравственное поведение, направленность, намерения во взаимодействии с окружающими).
Эти компоненты обеспечивают функционирование системы ценностных ориентаций и характеризуются уровневой или стадийной организацией в процессе своего становления.
Слайд 64Ценностные ориентации
это образования со сложной структурой, сочетающие в себя работу
потребностей, мотивов, направленности,
отношений, установок личности, взаимосвязанных и влияющих друг на друга.
Механизмами формирования нравственных ценностных ориентаций в современных исследованиях выступают интериоризация, выбор, оценка и экстериоризация субъектом в ходе его социализации социокультурных нравственных ценностей.
Слайд 65Рассмотрение генезиса представлен в ценностных ориентациях нравственного воспитания в отечественной педагогике
показал, что воспитанию нравственной личности большое внимание уделялось во все времена. Установлено, что, несмотря на отсутствие Специальных институтов воспитания, формирование нравственных ценностных ориентаций у детей выступали имплицитными свойством процесса подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе и связывалось с представлениями о смысле бытия, о добре и зле еще в эпоху Др. Руси.
Ретроспективный анализ генезиса нравственных ценностных ориентаций в истории отечественной педагогики позволил выявить совокупность базовых нравственных ценностей - Человек, Любовь, Добро, Семья, Истина, Совесть, Мир, Свобода, Труд, - остающихся устойчивыми к изменению детерминирующих их социокультурных и цивилизационных факторов на протяжении всего исторического процесса, их тесную связь с определенными свойствами личности и предпочтительные методы их формирования.
Установлено, что в процессе развития педагогической теории и практики в России постепенно расширялся арсенал методов и приемов, уточнялись условия формирования нравственных ценностных ориентаций.
Слайд 66Сам термин «ценностные ориентации», под которым понимается дифференциация субъектом ценностей по
их значимости, определяющая его отношение к объектам действительности и регулирующая его поведение и деятельность, появился во второй половине ХХ века.
Появилась новая отрасль науки - педагогическая аксиология, в русле которой продолжается исследование проблемы ценностных ориентаций, выявляются перспективные нравственные ценности и возможности их формирования у детей.
Слайд 67В классической педагогике традиционно временем интенсивного становления нравственных ценностных ориентаций считался
подростковый возраст, поскольку он открывал возможность обращения к разуму, интеллекту ребенка.
Анализ современных теоретических основ исследуемого процесса показал, что в психолого-педагогических работах конца XIX - начала XX вв. возникает и развивается, отличное от идей классической педагогики, представление о процессе формирования ценностных ориентаций личности.
В соответствии с положениями антрополого-гуманистического подхода он рассматривается как длительный, характеризующийся определенной стадийностью процесс, начинающийся задолго до вступление субъекта в подростковый и юношеский возраст.
Необходимым и значимым для развития личности этапом этого процесса выступает формирование ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. На дошкольном этапе развития индивида формирование нравственных ценностных ориентаций выражается в постепенном становлении их иерархии, возможности дифференциации субъектом нравственных ценностей по степени их значимости, определяющей избирательность его поведения.
Ценностные ориентации дошкольников формируются как образования со сложной структурой в единстве когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.
Слайд 68Образование для устойчивого развития, должно обеспечивать возможность участия каждого человека в
повышение качества собственной жизни и местного сообщества на всех уровнях образования:
дошкольном, когда закладываются начальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения , которые определяют в будущем взрослом состоянии сознательность и уважение к природе, вторым людям и самому себе;
школьном, где ученик осваивает основной объем общеобразовательных знаний, подготавливается к самостоятельной жизни, принятию ответственных решений;
вузовском, когда формируется профессиональное мышление, готовятся кадры для сферы социально-экономического развития (в частности, в таких областях, как экологический мониторинг, социальная экология и экология человека, устойчивое развитие, экологический менеджмент, экологическое право, экологическое образование)
послевузовском, где идеи и принципы устойчивого развития реализуются в профессиональной деятельности граждан, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Слайд 69В ходе анализа теоретических основ формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников
установлено, что, в согласовании с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского, процесс становления ценностных ориентаций у дошкольников понимается как целенаправленная деятельность взрослых по трансформации (культурации) натуральных, врожденных форм психики детей (инстинкты, потребности, безусловные рефлексы, эмоции) в высшие психические формы (чувства, понятия, отношения, мотивы, потребности),
имеющие нравственное содержание.
Переход к высшим формам психики, имеющим нравственное содержание, осуществляется в ходе предъявления и присвоения детьми образцов деятельности, отношения, мышления, поведения,
основанных на базовых нравственных ценностях.
Слайд 70В ходе формирования развивается вся ценностная сфера ребенка, представленная сложной взаимосвязью
ее элементов,
поддерживающих функционирование ценностных ориентаций - потребностей, мотивов, установок,
отношений, направленности, интересов - в виде внутреннего регулятора - совести.
Слайд 71В исследовании Космачевой Н.В. охарактеризована специфика дошкольного детства в процессе формирования
нравственных ценностных ориентаций, которая заключается:
в сохранении некоторых натуральных форм психики (в частности, в возможности непосредственно запечатлевать нравственные нормы и ценности для ориентировки в окружающем) преобладающей роли эмоционально-чувственной сферы в регуляции поведения;
подражания как инстинктивного процессе усвоения социального опыта;
опоре на оценочные суждения взрослого;
использовании производительного воображения для компенсации недостаточных возможностей ребенка;
наличии базовых потребностей дошкольников (контактировать с близким взрослым, получать новые впечатления и др.), определяющий их стремление к социальному общению.
Слайд 72Дети 5-7 лет могут иметь обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости,
скромности, вежливости, трудолюбие, хорошо, плохо, а также положительное или отрицательное отношение к различным моральным качествам. Однако наличие определенных моральных знаний у детей НЕ означает, что они всегда руководствуются ими в поведении.
В ситуациях нравственного конфликта большинство детей предпочитает отклониться от выполнения известных им правил. Этот феномен объясняется, по мнениям ряда ученых , стихийным путем накопления нравственного опыта и формирования нравственных привычек. Подлинный же путь формирования нравственных ценностных ориентаций, обеспечивающий НЕ рефлекторно-механическую детерминации поведения, состоит в сознательном и эмоционально переживаемом усвоения нравственных ценностей.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может не только понимать нравственный смысл некоторых действий, но и эмоционально к ним относится, а также выражать свое внутреннее состояние и распознавать состояние сверстников.
Эмотивный компонент нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников проявляется в эмоциях сочувствия, сопереживания, радостного предвосхищение результатов поведения. Особенностями эмотивного компонента нравственной сферы дошкольников выступает воплощение их чувств в образах, продуктивный характер воображения, создающего определенное настроение.
Формирование ценностных ориентаций сопряжено с обогащением всего внутреннего психического мира растущего ребенка, развитием его потребностей, интересов, мотивов, совести.
Становление нравственных ценностных ориентаций выражается у детей старшего дошкольного возраста в появление соподчинением, иерархии мотивов поведения, в которой нравственные мотивы начинают занимать доминирующее положение.
Слайд 73 Аксиологический анализ Отечественных программ школьного образования показал, что в них отводится
место формированию нравственных ценностных ориентаций. Однако эта задача не из присутствует в них как самостоятельная, а рассматривается в связи с выработкой у детей привычек поведения.
При этом в программах НЕ раскрываются содержание и пути формирования нравственных ценностных ориентаций школьников, «что на практике зачастую приводит к стихийно их становлению, а преимущественная опора на бихевиориальные технологии обедняет результат».
Более эффективно процесс формирования нравственных ценностных ориентаций идет в разновозрастных группах детей, но практика редко реализует подобные формы взаимодействия. Совершенствование исследуемого процесса может быть достигнуто за счет повышения аксиологического потенциала программ школьного воспитания, включения в их содержание специальных задач и соответствующих разделов, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций, установления четких критериев и показателей их сформированности.
Слайд 74На основе анализа теории и практики школьного образования установлены и охарактеризованы
критерии (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и уровни (пропедевтическом, идентификационный, рефлексивный) сформированности нравственных ценностных ориентаций дошкольников, определены количественные показатели их оценки.
Выявлены наиболее часто используемые в практике дошкольного и начального образования методики диагностики нравственной сферы детей (И.Б. Дерманова, Р.Р. Калинина, Г. А. Урунтаева), переработан, уточнено и дополнено их содержание с учетом целей исследования, ранее названных критериев и возраста детей.
В исследовании Космачевой Н.В. выявлен оптимальный диагностический комплекс методик, позволяющий определить и оценить в баллах уровни формирования нравственных ценностных ориентаций школьников применительно к когнитивному, эмотивного, поведенческого критериям. Данный комплекс методик использовался в ходе апробации педагогической модели процесса формирования нравственных ценностных ориентаций у школьников.
Слайд 75В результате исследования сделаны выводы, основными из которых являются следующие:
Нравственные ценностные
ориентации выступают центром внутреннего духовного мира личности. Формирование нравственных ценностных ориентаций - длительный процесс становления субъективной иерархической совокупности нравственных ценностей, определяющих избирательность поведения и направленность личности, который может происходить, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.
Слайд 76Ценностные ориентации
это образования со сложной структурой, в составе которой представлены
три взаимосвязанных компонента - когнитивный, эмотивный и поведенческий. Эти компоненты обеспечивают целостность иерархической системы ориентаций, характеризуются уровневой организацией в процессе своего становления и выступают критериями сформированности ценностных ориентаций субъекта.
Функционирование ценностных ориентаций обеспечивается такими компонентами психики, как потребности, интерес, мотивы, установки, направленность, совесть. Психологическими механизмами формирования ценностных ориентаций выступают интериоризация, выбор, оценка и экстериоризация ценностей-качеств, ценностей-норм, ценностей-отношений и др. в ходе усвоения субъектом культурноисторических ценностных образцов.
Слайд 77В педагогике длительное время оставался дискуссионным вопрос о времени специально организованной
ценностно-ориентационной деятельности.В классической науке Нового времени он связывался с периодом подросткового и юношеского возраста. Однако с появлением антропологогуманистической педагогики, акцентирующей внимание к процессам развития ребенка как природного существа, традиционные представления начали подвергаться пересмотру, который окончательно состоялся в связи с появлением в ХХ в. психоанализа и гуманистической психологии.
Современные отечественные и зарубежные психологические исследования рассматривают период школьного детства как наиболее сензитивный к формированию нравственных ценностных ориентаций в связи с определенными особенностями психики детей (высокое развитие эмоционально-чувственного восприятия, способность непосредственно запечатлевать, сохранять и использовать в качестве ориентиров как материальные, так и духовные объекты внешнего мира).
Вместе с тем, указанные положения НЕ нашли своей реализации в практике школьного образования.
Слайд 78Целенаправленное формирование аксиологического ядра личности может успешно осуществляться в старшем дошкольном
возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации совокупности устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание, представленных в социокультурной среде в виде идеальных форм, образцов, эталонов поведения, отношения, деятельности, доступных для восприятия дошкольников. Базовыми нравственными ценностями, лежащими в основе формирования ценностных ориентаций, выступают общечеловеческие ценности, имеющие нравственное содержание - Человек, Любовь, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд.
Существуют возможности повышения аксиологического потенциала программ школьного образования засчет включения в их содержание специальных задач и соответствующих разделов, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций детей.
Слайд 79Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций включает в себя взаимосвязанные компоненты,
характеризующие цель, задачи, педагогические условия, психологические механизмы, особенности исследуемого процесса, раскрывающие специфику взаимодействия его субъектов.
Педагогическими условиями, способствующих эффективной реализации модели формирования нравственных ценностных ориентаций выступают: учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников (в частности, опора на эмоционально-чувственное восприятие и продуктивное воображение детей в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, подражание, наличие базовых потребностей в принадлежности, общении, любви и др.); наличие определенной подготовки педагогов ОУ к организации специальной совместное с детьми оценочной деятельности; комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы ребенка, организация специальной ценностноориентационной деятельности детей; опора на психологические механизмы формирования и функционирования ценностных ориентаций; благоприятная психологическая и нравственная атмосфера; использование в исследуемого процессе специальных игровых форм деятельности с нравственным содержанием и естественных ситуаций, требующих нравственного выбора и другие.
Слайд 80Перспективными направлениями дальнейших исследований выступают: подготовка студентов вузов (будущих педагогов дошкольного
и школьного образования) к формированию нравственных ценностных ориентаций; установление взаимосвязи нравственной направленности педагога и эффективности формирования нравственных ценностных ориентаций личности; выявление преемственности в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников и младших школьников, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Слайд 82
Возрастные особенности становления ценностно-смысловой сферы личности
Слайд 83Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для
развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
Слайд 84Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
высокий уровень активности;
стремление к
общению вне семьи;
стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
понимание различий пола;
стремление получить время на самостоятельные занятия;
ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным.
обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении;
предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка) .
Слайд 85Физические особенности
1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень
быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут.
Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
Слайд 86Интеллектуальные особенности
1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание
времени, пространства и чисел.
2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Слайд 87Эмоциональные особенности
Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки.
Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
Ребенок нуждается в любви и опеке.
Старается помочь маме по дому и учителям.
Слайд 88Социальные особенности
1. Дети этого возраста дружелюбны, им нравится быть вместе, участвовать
в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.
2. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.
Слайд 89Духовные особенности
1. Ребенок разбирается, что хорошо и что плохо. Он начинает
совершенно ясно различать добро и зло. Глубоко чувствует свою вину.
Слайд 90Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.
Концепция
нравственного воспитания детей 5-12 лет американского педагога П. Хадсона предполагает ("Классный руководитель" №5, 1999)
сознание единства человечества для решения таких проблем, как национализм, расизм, имущественное неравенство;
единство и разнообразие человечества, уважение и поощрение разных народов и культур в мире;
многогранность воспитания, совмещение нравственного воспитания со всеми предметами школьного курса;
участие родителей в разностороннем воспитании детей;
поступательность нравственного воспитания;
использование консультаций (создание проблемных ситуаций, как эффективного метода решения проблем);
признание духовных качеств личности.
Слайд 91Программа начального школьного образования предполагает последовательное достижение возрастающих уровней нравственного развития.
Занятия, включенные в программу, разделяются на 3 последовательных курса:
1. достижение мира с самим собой;
2. достижение мира с другими людьми;
3. достижение мира со всем человечеством.
Слайд 92Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из определяющих для формирования личности
школьника. Почему?
С.А. Герасимов поясняет это так: "Функцией нравственно-эстетического воспитания является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного".
Слайд 93Традиционно воспитываются общественные ценности, но мы должны работать с ценностной ориентацией
личности ребенка. Как?
Через усвоение типического опыта с помощью имитации, идентификации, чувства стыда и чувства вины ( муки совести)
Через накопление личного опыта с помощью личной деятельности, самовоспитания, привычки.
Слайд 94С 2 лет ребенок понимает – НЕЛЬЗЯ
С 7 лет – СТЫДНО
С
14 – СОВЕСТНО
ДОШКОЛЬНИК – нормативность и спонтанность нравственного поведения (под контролем взрослого старается быть хорошим, но нет взрослого – спонтанное поведение)
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК ( 7 – 10 лет ) - блаженный возраст (правильный возраст – ребенок усваивает нормы нравственного поведения, у детей типический опыт, развивается познавательный интерес)
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК ( 10 – 12 лет) - возраст крестовых походов
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК ( 12 – 14 лет) – инопланетянин (главная роль референтной группы)
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК ( 14 – 16,17 лет) –главное это постижение себя.
Слайд 95Духовный опыт личности
мы рассматриваем как совокупность ценностных личностно-смысловых образований, имеющих
интенциональные (ценностные ориентации, направленность личности) фиксированные (знания), динамичные (переживания, чувства) и практические (действия, поведение) формы и определяющих отношение личности к себе и окружающему миру, способы взаимодействия с ним.
Слайд 96Духовный опыт ребенка
можно рассматривать как совокупность личностно-смысловых образований, включающих ценностные
ориентации, культурные потребности, знания и представления о культурных и духовных ценностях и стремление к нравственным поступкам, что позволяет выделить совокупность его компонентов:
ценностно - ориентационный,
мотивационно - потребностный,
гностический,
поведенческий.
Слайд 97Т.Г. Русакова выделяет следующие показатели сформированности духовного опыта ребенка:
ориентация на позитивные
примеры и образцы для подражания, руководство в мыслях, действиях и поступках идеалами Красоты, Добра, Истины (ценностно-ориентационный компонент);
альтруистические потребности и мотивы, основанные на чувстве единства с миром и ответственности за мир (мотивационно-потребностный компонент);
знание примеров, образцов, эталонов духовно-нравственного поведения в соответствующих ситуациях и умение выделить необходимые в конкретной ситуации правила поведения (гностический компонент);
конструктивное взаимодействие с окружающими, ведущее к упрочению позиции духовного самосовершенствования (поведенческий компонент).
Слайд 98Содержание духовного опыта младшего школьника по нашему мнению включает:
эмоциональные состояния
(эмпатийное переживание душевного состояния другого человека, позитивное восприятие себя и мира);
потребности, мотивы, желания (потребности духовного взаимодействия, мотивация к самосовершенствованию);
представления о духовности (знание примеров и образцов духовных поступков, представления о собственной нравственной ответственности за настроение, самочувствие других);
способы проявления (содействующее поведение, включающее активное проявление сострадания и сорадования, внимания к окружающим).
Слайд 99 Становление духовного опыта личности напрямую связано с возрастным развитием, возрастной динамикой
организации внутреннего мира ребенка, его отношений с внешним миром.
Процесс становления в психологическом контексте рассматривается как «созревание и рост; переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного; как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития». Становление духовного опыта в онтогенезе мы рассматриваем как процесс, детерминируемый активностью самого человека и в определенной степени изоморфный процессу развития субъективной реальности, которая в психологической антропологии обозначается также понятиями «душевная жизнь», «внутренний мир человека», «индивидуальный дух».
Слайд 100Становление
духовного опыта ребенка
обретение целостности через «накопление» духовных переживаний
и идеальных образов, «запуск» внутренних механизмов самоопределения и саморазвития, смыслообразование.
Слайд 104Преодоление стереотипов
и эффекта социальной желательности
в духовно-нравственном
воспитании школьников.
Особенности построения
урока
в контексте задач
формирования способности
к нравственной рефлексии
и мотивации нравственного поступка.
Слайд 106Тема урока
«Нравственный поступок »
Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке
Слайд 107Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким
дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
Слайд 108 Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и
строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Слайд 110Мотив (от лат. слова movere – приводить в движение) – побуждение
к деятельности. «Зачем?»
Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является поступком.
Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.
Действие – это сам процесс.
Результат - это то, ради чего человек думал, планировал, старался.
Слайд 111Пять свойств
Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С
Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни ты от вора.
Слайд 112Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения
признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.
В группе обсудите утверждение
«Цель оправдывает средства».
Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.
Слайд 113 «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой
мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
Слайд 114 «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок,
каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».
Слайд 115Рефлексия – необходимый этап в осознании ребенком своей личности и ее
места в окружающем мире
Слайд 116Рефлексия
(от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности
человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека
В упрощённом определении, рефлексия — это «разговор с самим собой».
Слайд 117Вспомните произведение
А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Опишите развитие ситуации
с точки зрения старухи, старика и золотой рыбки. Опишите характер и мировоззрение героев сказки. Что думает о добре и зле каждый из них? Что таковым для них является?
Слайд 119 Владение человеком рефлексивными умениями – необходимый этап в процессе самосознания личности
и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить своих детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий (поступков), построению мыслительных конструкций, собранной и изученной информации. Все это создает основу развития рефлексии. Этим умениям нужно научить наших детей, чтобы они могли правильно оценивать ситуации (в том числе конфликтные) и свою роль в их развитии.
Слайд 120Рассказ В. Осеевой «Плохо».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.
Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешила на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно?!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Слайд 121 В.Г. Богин: «Для того чтобы ученик начал рефлектировать, необходимо создать такие
условия, когда всячески поощряется и стимулируется его выход в рефлексию, обращение его к своему внутреннему миру, своему опыту. Суть выхода в рефлексию (или, как принято говорить, в рефлексивную позицию) заключается в следующем: индивид прекращает привычный способ деятельности (мыследеятельности), перестает действовать (в широком смысле этого слова – то есть осуществлять практическую деятельность, мыслить,
коммуницировать) и как бы "отходит в сторону", выходит за пределы "пространства" этой деятельности в какое-либо другое из трех вышеперечисленных и начинает смотреть на нее со стороны, делает ее объектом рассмотрения, что позволяет ее "увидеть" по-новому (а иногда и вообще впервые увидеть) и начать анализировать. Рефлексия начинается с того момента, когда фиксируется некоторое «незнание», появляется «знание о незнании».
Слайд 123Социальная желательность
и стремление
к соответствию моральной норме: гендерная специфика.
Слайд 124Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и
другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. Нормы морали представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. В праве же законы закреплены юридически.
Слайд 125Нравственная культура.
Нравственные нормы, ценности являются практическим воплощением морали. Их особенность
заключается в том, что они определяют сознание и особенности поведения людей во всех жизненных сферах: быт, семья, профессиональная деятельность, межличностные отношения.
Слайд 126Морально-нравственные нормы – это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых
приносит ущерб обществу или группе людей. Их формулируют в виде конкретного набора поступков.
Например:
нужно уступать место тем, кто старше;
здороваться, встречая другого человека;
быть великодушными и защищать тех, кто слабее;
приходить вовремя;
говорить культурно и вежливо;
носить ту или иную одежду, и т.д.
Слайд 127Фундамент построения здоровой личности
Духовно-нравственные нормы и ценности составляют образ человека, совершенного
в смысле соответствия шаблону благочестия. Именно к этому портрету нужно стремиться. Таким образом выражаются конечные цели того или иного поступка. В виде идеала используется такой образ, как Иисус в христианстве. Он пытался заложить в человеческих сердцах справедливость, был великомучеником.
Нравственные правила и нормы играют роль персональных жизненных ориентиров для того или иного человека. Личность задает свои собственные цели, в которых проявляется ее позитивная или негативная сторона. Большинство людей стремятся к счастью, свободе, познанию смысла жизни. Нормы нравственности помогают им регулировать свое моральное поведение, мысли и чувства.
Мораль функционирует в обществе в виде совокупности трех структурных элементов, каждый из которых представляет собой одну из сторон нравственности. Этими элементами являются моральная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.
Слайд 128Мораль в прошлом и настоящем
Данные явления начали проявляться достаточно давно. У
каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.
Если обратиться к традиционным обществам, мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия свободы выбора, явление. Человек того времени не мог делать выбор между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.
В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества. Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать. Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.
Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.
Слайд 129Разнообразие нравственных норм
Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на
две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.
Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.
Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.
Слайд 130Возможно, значение морали преувеличено?
Может показаться, что следование нормам морали заковывает человека
в узкие рамки. Однако мы не считаем себя узниками, используя инструкцию к тому или иному радиоприбору. Нормы морали – это та же схема, которая помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, не вступая в конфликт с совестью.
Нравственные нормы в большинстве своем совпадают с правовыми. Но случаются ситуации, когда мораль и право вступают в конфликт. Разберем данный вопрос на примере нормы «не укради». Попробуем задаться вопросом «Почему тот или иной человек никогда не пойдет на кражу?». В случае, когда основанием служит страх перед судом, то мотив нельзя назвать моральным. А вот, если человек не крадет, исходя из убеждения, что воровство – это плохо, то, поступок основывается на моральных ценностях. Но в жизни бывает, что некто считает своим моральным долгом то, что с точки зрения права, является нарушением закона (например, человек решается на кражу лекарства, чтобы спасти жизнь родного человека).
Слайд 131Важность морального воспитания
Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её
тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали. И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.
Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.
Слайд 132Социальная голодовка
В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека
куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.
Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.
Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.
Слайд 133 Гендерные особенности нравственной социализации личности
В современном общественном сознании, как считают некоторые
исследователи, нормы нравственности едва ли не сомнительны, они теряют свой потенциал регулирования общественных отношений, стимула самосовершенствования людей. Система личных нравственных взглядов оформляется в моральную концепцию личности, в которой человек самоопределяется.
Нравственные взгляды резюмируют усвоение личностью моральных ценностей, что делает их непосредственной рациональной основой для формирования центрального элемента индивидуального морального сознания – моральных убеждений. Усвоение моральных норм, принципов, идеалов, происходит в процессе моральной социализации, которая является одним из аспектов социализации.
В каждом обществе существуют различные роли мужчины и женщины в соответствии с их полом. «Быть мужчиной» подразумевает играть определенную социальную роль, «быть женщиной» — играть другую. Эти социальные роли, определяемые по половому признаку, являются установками ожидания, которые определяют, как мужчина и женщина должны действовать, согласно нормам, принятым в данном обществе.
Слайд 134Педагогическое участие взрослого в ситуациях нравственного выбора подростка
Слайд 136ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЯ
Умение находить решение проблемы через анализ ассоциативного ряда
Слайд 137ПРОБЛЕМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ
Тематика: «Определение роли взрослого в ситуациях нравственного выбора ребенка»
Ценности
человека
Успех
ЗОЖ
Выбор
Профилактика
асоциальных явлений
и т.д.
Слайд 138ХОД УПРАЖНЕНИЯ
Первый этап – постановка проблемы, определение темы
Второй этап – работа
с ассоциативным рядом
Третий этап – работа в парах
Четвертый этап – работа в группах
Пятый этап – сопоставление общих взглядов и мнений на проблемный вопрос
Шестой этап – «Бриллиант» - выведение
формулы пошаговых задач
или явлений для решения проблемы
Слайд 139РЕЗУЛЬТАТ –
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА
1К – КООПЕРАЦИЯ (взаимодействие)
2К –
КОММУНИКАЦИЯ (общение)
3К – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (возможность увидеть в большом объеме информации
необходимую для себя)
4К – КРЕАТИВНОСТЬ (менять все, делать так, как не было раньше)
Слайд 142 В социальной психологии общепризнано, что одной из главных задач человека является
его самоопределение. В психологии, как правило, под самоопределением личности понимается сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение является центральным механизмом становления личностой зрелости, состоящим в осознанном выборе человеком своего места в многообразных социальных отношениях. Среди перечисленных в отечественных психологических источниках форм социального самоопределения, таких как конвенционально-ролевое, профессиональное, семейное, социальное, нас интересует социальное самоопределение.
Слайд 143 М. И. Рожков «…. социальное самоопределение - это выбор личностью своей
социальной роли и социальной позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включенность в эту ситуацию».
Понятие «социальная роль» трактуется в словарях как социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Слайд 144 "Социальная позиция" определяется двояко: во-первых, как место, положение индивида или группы
в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Во-вторых, как взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах.
Слайд 145 В процессе социального самоопределения личность определяет свое положение в системе общественных
отношений, способ поведения в зависимости от выбранной позиции, собственную социальную функцию и систему взглядов, ценностных ориентаций и представлений. Основой этого процесса является ситуация выбора.
Слайд 146 В ситуации социального выбора проявляется "субъектность" человека и его "самость". Период
младшего подросткового возраста характеризуется выработкой специфических черт человеческой "самости", а именно, формированием системы ценостных ориентаций, взглядов, убеждений. На этот процесс значительное влияние оказывает общение младших подростков со взрослыми.
Слайд 147 Выбор есть не что иное, как предпочтение одного из вариантов. Варианты
выбора - альтернатива (франц.) - «необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями».
Ситуация выбора - это совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив. Для того, чтобы была возможность выбора, должно быть наличие вариантов.
Варианты могут быть заданы ситуацией по-разному:
Могут быть четко заданы, и следует провести операцию выбора;
Могут только предполагаться, и их требуется найти;
Могут присутствовать как ощущение, что нужно что - то предпринять.
Слайд 148Ребенок растет, развивается и пробует выбрать себе такую позицию в системе
социальных отношений, которая будет ему близка и позволит реализовать себя. Значительное влияние на этот процесс оказывают личностные качества человека, осуществляющего этот выбор.
Слайд 149Младшие подростки, осознавая свои интересы, еще не всегда могут самостоятельно соотнести
их с объективным (со своими возможностями, личностными особенностями, жизненными обстоятельствами и др.), начиная делать свой выбор. Перечисленные качества начинают более ярко проявляться лишь в старшем подростковом и юношеском возрасте, и педагогу необходимо работать над их формированием.
Слайд 150 Вводя в ту или иную деятельность ситуацию выбора, мы ставим личность
перед необходимостью самоопределиться в своих возможностях, иными словами, самим определить ближайшую зону его развития. Младший подросток еще не всегда может соотнести свои интересы со своими возможностями. Их выбор совершается на основе «сиюминутных желаний». Однако следует отметить, что чем старше подросток, тем осознаннее становится его позиция в отношении к личностым особенностям, возможностям и потребностям.
Слайд 151 Включение в деятельность тех или иных ситуаций выбора способствует формированию у
детей умения совершать осознанный выбор, помогает им побороть чувство страха перед наличием альтернативы в действиях, а также способствует развитию внутренней свободы личности, когда границы меры для себя определяет сам человек.
«Свобода, по К.Д. Ушинскому, − отсутствие стесняющих преград в той области, в которой в данный момент вращается наша воля». Отсюда наиболее важно помочь человеку обрести именно внутреннюю свободу.
Слайд 152САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ЗРЕЛИЩЕ НА СВЕТЕ – РЕБЕНОК, УВЕРЕННО ИДУЩИЙ ПО ЖИЗНЕННОЙ
ДОРОГЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ УКАЗАЛИ ЕМУ ВЕРНЫЙ ПУТЬ.
КОНФУЦИЙ
Слайд 153Психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников
Обсуждение рассказа
В.
Солоухина
«Ножичек с костяной ручкой».
Слайд 154Разрешение в микрогруппах конкретных спорных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе.
Слайд 155Учителю надо хорошо овладеть психологической теорией личности и коллектива и —
самое главное — практическими психологическими навыками и умениями, в том числе специальными практическими психологическими приемами воздействия на личность и коллектив.