Слайд 1«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности учащегося»
Учитель ОШ №2
Крамар Галина Павловна
Слайд 2Основа для счастья и гармонии – это духовность.
Даже высокий уровень
жизни в условиях бездуховности не
принесет счастья.
Академик Н.Ф. Фёдоров
Слайд 3Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка , уверенно идущего
по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь. Конфуций.
Слайд 4Актуальность проблемы
духовно-нравственного воспитания
Слайд 5Нравственность — это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые
человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Слайд 6Элементы нравственных потребностей
Отзывчивость;
Нравственная установка «Не вредить никому,
а приносить максимум пользы» ;
Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла;
Слайд 7Как воспитать нравственные потребности?
Родители должны осознавать важность этой задачи.
Развивать сами в
себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Слайд 8Факторы воспитательного потенциала семьи
материальная и жилищно-бытовая обеспеченность;
культурно-образовательный уровень родителей,
морально-психологический
климат;
авторитет отца и матери у детей;
доверие детей к родителям;
единство требований в семье.
Слайд 9
Атмосфера искренности.
По словам И.А. Ильина
«Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью.
Слайд 10Разъяснение. Воздействие словом.
В. А. Сухомлинский отмечал, чтобы слово воспитывало, оно
должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.
Как же правильно говорить с ребёнком?
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
Слайд 13Методы нравственного воспитания
Атмосфера любви.
Лишённый этого чувства человек
не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
Слайд 14Регулярный труд в присутствии ребёнка.
Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок
начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
Оградить ребёнка от контакта с
безнравственными людьми.
Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей.
Слайд 15Причины педагогических ошибок родителей
неполная семья;
конфликтная атмосфера в семье;
наличие сформировавшейся изначально ложной
точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;
при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
излишняя порочная родительская любовь
Слайд 16Основные правила нравственного воспитания
Не делайте того, чего не желаете себе
Это правило
создает условия для творения благоразумных, благовоспитанных, добросовестных, добропорядочных, доброжелательных, добросердечных поступков
Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность.
Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи, учит сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать, как свое собственное.
Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество.
Это правило поможет любить свою Родину, свой народ; быть гордым за принадлежность именно к этой стране, независимо от ее экономического, климатического или другого положения; развивать чувство чести и достоинства
Слайд 17Воспитывайте в ребенке
общечеловеческие ценности:
Любовь к матери и близким людям
Патриотизм
Силу воли, ответственность
Добро,
милосердие, толерантность
Совесть
Трудолюбие
Стремление к саморазвитию
Слайд 18Спасибо за внимание!
Будьте счастливы и здоровы!
Любите своих близких!