Слайд 1Психологические особенности юности
Выполнила: Алексеева Анна Евгеньевна,
заместитель директора по УВР.
2017 год
Слайд 2«Я не считаю, что раннее развитие особенно необходимо; человек может много
приобрести после школьного учения, но основания и занятий, и всего умственного быта складываются в юности».
А.И.Герцен
Цель работы - получение более полного, всестороннего представления о психологических особенностях юности.
Задачи:
Изучение психологических особенностей юношеского возраста.
Знакомство с основными психологическими подходами в изучении юности как этапа развития.
Знакомство с этапами профессионального самоопределения.
Изучение особенностей общения и мировоззрения в юношеском возрасте
Рассмотрение проблемы кризиса юности.
Слайд 4Психологические особенности юности
Юность – последнее время детства и первый
возраст взрослости.
Юношеский возраст
Ранняя юность
15-17 лет
Поздняя юность
18-21 год
Слайд 5Ю
Н
О
С
Т
Ь
самоконструирование личности
соотношение идеала с окружающими людьми
частые конфликты
юношеский максимализм
осознание своей индивидуальности, неповторимости,
непохожести и уникальности
внутренняя напряженность
чувство одиночества
избирательность в общении со сверстниками
дружба и романтическая любовь
общение носит доверительный, интимный характер
преобладание словесного общения
ведение дневников
общение в социальных сетях
Слайд 6Основные психологические подходы в изучении юности как этапа развития
Жан -Жак Руссо:
сформулирована романтическая концепция юности;
Стенли Холл: считал юность временем больших потрясений, плохой эмоциональной адаптации и неуравновешенности, частой смены настроений, колебаний между активным интересом ко всему вокруг и апатией, вялостью и подавленностью, самовлюбленностью и скромностью;
Гезелл: юность - процесс созревания совместно управляемый генетическими и биологическими факторами, которые определяют последовательность появления поведенческих черт и тенденций развития;
Зигмунд Фрейд: юность как период сексуального возбуждения, тревожности, а иногда и личностных отклонений;
Эдуард Шпрангер: считал, что основное содержание этого возраста составляет духовный процесс, несводимый ни к природным, ни к социальным влияниям;
Слайд 7Основные психологические подходы в изучении юности как этапа развития
А.В. Петровский отмечает,
что «юношеский возраст по существу остается белым пятном на карте психологических исследований»;
И.С. Кон: главным психологическим проявлением ранней юности являются открытие своего внутреннего мира. В нем много не только радостных, но и тревожных переживаний, внутреннее «Я» не совпадает с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля;
Л.И. Божович: в юношеском возрасте под влиянием потребности самоопределения с одной стороны, и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей — с другой, юноша начинает осознавать в общих нравственных категориях и свой опыт, и опыт окружающих;
Л.С. Выготский выделяет юношеский возраст в особую категорию, характеризующуюся не эволюционными, а революционными преобразованиями. Юность впервые была названа «началом зрелой жизни».
Д.И. Фельдштейн: в юношеском возрасте перестраивается вся система, и ведущей в психическом и социальном развитии становится развитая форма познавательной деятельности, активно сочетаемая с общественно - полезным трудом что имеет определяющее значение для выбора профессии;
А.В. Зосимовский: юношеский возраст — период полной моральной свободы, когда поведение воспитанника принимает характер творческого, подлинно добровольного следования личности требованиям познанной нравственной необходимости.
Слайд 8
Этапы
профессионального
самоопределения
Слайд 9Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на
себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.
Второй этап – подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.
Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, – предварительный выбор профессии.
Четвертый этап, по мнению И.С. Кона, – практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности.
Слайд 10Особенности общения и мировоззрения
в юношеском возрасте
окончание школьной учёбы
начало профессионального обучения
первая
самостоятельная трудовая деятельность
окрепшие личностные привязанности
поиск своего места в жизни
осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов (выстраивание стратегии), вызревает готовность к самоопределению
особый интерес к общению со взрослыми
с родителями обсуждаются планы на будущее, жизненные перспективы
в психологическом времени жизни для юношей и девушек акцентировано будущее
настоящее – это только подготовка к будущей, подлинной (взрослой) жизни
Слайд 11Вместе с тем:
юность ограничена в своём понимании всей полноты того,
что происходит в ней и того, что происходит в окружающей действительности Именно эта недальновидность юности обнаруживает её принадлежность к детству;
неумение адекватно оценить собственное состояние, "социальная слепота", которые связаны с отсутствием житейского опыта, могут привести к тому, что цельность и возвышенность чувств будут подменены "лёгкой жизнью" по принципу "получи от жизни всё" или фанатическому устранению всего того, что мешает юношескому радикализму;
физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на самый высокий уровень притязаний, юношеский максимализм часто не позволяет делать самого простого и необходимого;
в учёбе зачастую проявляется стремление к внешним достижениям – притягательными становятся высокий материальный или социальный статус будущей специальности, стремление понравится преподавателям.
Слайд 12 Кризис юности
Основное содержание
кризиса – встреча реальной жизни с её идеальными представлениями.
Помогают пережить кризис:
Подготовленность юности к крупным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить своё поведение в соответствии с ними, а не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.
Сформированная к этому возрасту способность юношей и девушек самостоятельно принимать решения и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы – далёкие и близкие, выстраивать тактику и стратегию в собственной жизни, осознание того, что реально ожидать от будущего.
Важным фактором преодоления его становится умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в своей душе идеалы.
Слайд 13Проблемы кризиса юности
Отсутствие жизненного опыта зачастую приводит юношество к тому, что
оно путает идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить в душе человека, иллюзии рассыпаются при первом же жизненном испытании).
Романтика в восприятии юношей зачастую подменяется экзотикой, которая не способствует развитию позитивных качеств личности, а служит некоторым стимулом для внешнего проявления.
Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу – алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.
Слайд 14Выводы
Юность - это ещё не взрослый возраст.
Возможны опасности для развития личности
юноши или девушки.
Присутствует предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других.
Браки, заключенные в раннем возрасте, очень хрупки и, как правило, распадаются.
Стремление и готовность в реальной жизни продемонстрировать ответы на основные вопросы юности: Кто я? Чего я хочу? Что я могу? - обозначают границу перехода в новый период развития.