Слайд 1Девиантное поведение школьников
Захарова
Елена
Сергеевна
Слайд 31. Девиантное поведение. Основные положения
2. Специфические особенности девиантного поведения личности
3. Виды
социальных норм
4. Формы девиантного поведения
5. Разновидности девиантного поведения
Преступность
Алкоголизм
Наркомания
Суицид
Лекция
Слайд 4 Девиантное поведение. Основные положения
Поведение - процесс взаимодействия личности со средой,
опосредованный ее индивидуальными особенностями и внутренней активностью, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков
Девиантное поведение то, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам
Нормальное поведение то,
которое соответствует принятым в конкретном обществе правилам
Слайд 5Специфические особенности девиантного поведения личности
норма
отклоняющееся
поведение
Критерии
статистический
качественно-количественный
психопатологический
социально-нормативный
индивидуально-психологический
Слайд 6Виды социальных норм
Нравственные нормы (носителями являются люди, социальные институты)
Морально-этические нормы (ожидания-предписания
социальной группы в отношении ее членов)
Правовые нормы (закреплены в основных документах государства)
Политические нормы (сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами)
Организационно-профессиональные нормы (Регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями)
Слайд 7Формы девиантного поведения
Поступок (ударить человека по лицу)
Деятельность (постоянное занятие вымогательством
или проституцией)
Образ жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков)
Слайд 8Разновидности девиантного поведения
Преступность
Алкоголизм
Наркомания
Суицид
Слайд 9
Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности
Пьянство
- это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию
Алкоголизм
Слайд 10Психологические особенности пьющих людей
Неадекватное отношение к болезни
Эгоцентризм
Непоследовательность и раздвоение личности
Инертность
Слайд 11Наркомания
Наркомания - это заболевание,
которое выражается в
физической или психологической
зависимости
от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению
Слайд 12 Причины наркомании
семейные проблемы
любопытство
стремление достичь интеллектуального и творческого успеха
бунтарство против семейных
и общественных устоев
внутренняя недисциплинированность
внутренние конфликты
неудовлетворение самим собой
подражание кумирам
повысить свою популярность в компании сверстников
отсутствие интересов к здоровым увлечениям, дурное окружение
кризис ценностей в современном обществе
влияние западной культуры
триумф аморальности и отсутствие цензуры в источниках информации
неполноценность системы детско-юношеских организаций и клубов по интересам
отсутствие эффективной пропаганды здорового образа жизни
Слайд 13Суицид
Самоубийство (суицид) - это свободное и намеренное прекращение своей жизни
Слайд 14 Виды суицида
неосознанный суицид – может быть причинен неосознаваемыми потребностями, которые
образуют основу неосознанной сферы психики человека
психопатологический и аффективно-невропатический суицид – осуществляется психически больными людьми
рискованная игра и рискованная безопасность – рискованное поведение апатичных, беззаботных и легкомысленных личностей относительно к его психологической сущности
суицид психически здорового человека – реализуется как выбор ним смерти для достижения цели при адекватном сознании и аффективно-невротическом возбуждении, которое не достигает патологического уровня
Слайд 15Преступность
Преступление - это
противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые
законом общественные отношения и приносящие им существенный вред
Проступок - это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность
Слайд 17Семинар
Группы поведенческих девиаций по
Ю.А. Клейбергу, И.П. Короленко и Т.А. Донских
Классификация
отклоняющегося поведения по
Е.В. Змановской
3. Основные варианты поведения и их характеристика
4. Причины возникновения девиантного поведение
5. Профилактика отклоняющегося поведения
Слайд 18 Группы поведенческих девиаций по Ю.А. Клейбергу,
И.П. Короленко и Т.А.
Донски
Ю.А. Клейберг
негативные
позитивные
социально-нейтральные
И.П. Короленко и Т.А. Донски
нестандартное
деструктивное
Слайд 19Классификация отклоняющегося поведения по Е.В. Змановской
антисоциальное (делинквентное)
асоциальное (аморальное)
аутодеструктивное (саморазрушительное)
Слайд 20Основные варианты поведения и их характеристика
Нормативное поведение
Маргинальное
Нестандартное
Патологическое
Слайд 21Причины возникновения девиантного поведение
биологические факторы
отсутствие социальных умений
незрелость мотивационной сферы
деструктивных убеждений
низкая самооценка
Слайд 22Профилактика отклоняющегося поведения
организация социальной среды
информирование
обучение социально-важным навыкам
организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
организация
здорового образа жизни
Формы психопрофилактической работы
Слайд 23Проблемная задача 1
Молодой человек 23 года. С 19 лет периодически принимает
наркотические препараты (с его слов «все перепробовал»), последние 2 года принимает героин. Дезадаптирован (бросил учебу в институте, утрачены прежние социальные связи), имеются изменения личности.
Слайд 24Проблемная задача 1
Вопросы и задания:
Какие изменения личности может привести такое состояние
?
Может ли самостоятельно мужчина выйти из такого состояния?
Как можно мужчине вернуться к нормальной жизни?
Предложите рекомендации по «выходу» из него?
Слайд 25Кейс 1
Прочитайте отрывок из письма: «Решила вам написать. То ли мое
настроение, то ли судьба (?) в тот момент помогли мне найти любимого человека. А сейчас у меня наворачиваются слезы, почему - не знаю. Полная апатия ко всему, кроме плохих привычек. Если посмотреть на мою жизнь, у меня все отлично: доучиваюсь в университете, зарабатываю неплохо, рядом отличные друзья, родители добрые, работящие люди, брат - золотые руки. А мне хочется спрятаться ото всех, уснуть на долго-долго.. Не нравлюсь самой себе, набрала 15 кг лишнего веса, стала ужасно ленивой, небрежной, неаккуратной, не могу начать заниматься полезным делом, кажется, что голова стала деревянной. Когда ко мне обращаются другие, легко могу успокоить, придать уверенность, «остудить», разрешить конфликты. А себя мотивировать ничем не могу. Внутри пустота, мрак, тоска. Мне не о чем разговаривать с другими людьми, чувствую себя неодушевленным предметом. Зачем что-то делать, добиваться успеха, зачем диплом? Чтобы работать всю жизнь? Зачем работа? Зачем друзья? Зачем быть красивой? Зачем здоровье? Смысл жизни? Написала письмо, из глаз брызнули слезы. Пореву, успокоюсь, посплю; ведь завтра будет еще один следующий день. Антонина».
Слайд 26Кейс 1
Вопросы и задания:
Определите состояние, которое испытывает Антонина. Опишите его характеристики.
Какие условия
сформировали такое поведение?
Предложите рекомендации по «выходу» из него.
Слайд 27Кейс 2
Проанализируйте, что было отмечено у десятилетнего мальчика Джорджа при проведении
такого же, как и в предыдущих случаях, широкого популяционного осмотра. В течение последнего года он таскал у родителей мелкие деньги, а однажды украл большую сумму, которую его родители отложили на оплату квитанции за газ.
Несколько раз он крал из близлежащего магазина, на чем его как-то поймал хозяин. Он вечно по мелочам ссорился с братьями и ввязывался в бесконечные драки по дороге из школы домой. У него бывало недержание кала, он часто мочился в штаны, а случалось, что и в постель. Приступы ярости происходили каждый день, он легко расстраивался и плакал, когда его ругали. При обследовании он постоянно гримасничал, беспокойно дергался и выглядел несчастным.
Слайд 28Кейс 2
Вопросы и задания:
Как в психотерапевтической практике называется такой метод описания
случая клиента?
Когда уместно его применять?
Какова роль педагога в реализации педагогического подхода к поведенческим девиациям?
Слайд 29Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Методика «копинг-поведение»