Цель исследования:
изучить особенности самооценки младших школьников с ЗПР 8-9 летнего возраста, разработать методику коррекционной работы по формированию адекватной самооценки у детей ЗПР для повышения качества обучения, успешности ,адаптации в социуме.
Для изучения самооценки использовали методику А.И. Липкиной «Три оценки».
Применяли методику «Лесенка», которая была разработана Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейном и адаптирована В.Г.Щур
По методике Андрущенко Т.Ю.,ЗахаровойА.В.с целью выявления особенности формирования оценки и самооценки у учащихся второго класса ребятам был предложен эксперимент.
Методика определения особенностей уровня притязаний по методу ,аналогичному методике Хоппе, показала реакцию на успех или неуспех учащихся.
Методика «Половозрастная идентификация», разработанная Н.Л. Белопольской, характеризовала как знания о себе, так и отношение ребенка к взрослению
предложен эксперимент, предлагалось идентифицировать себя и своих одноклассников с героями ,действующими в условиях ситуации спектакля –сказки .
Нам понравилась методика “Какой я ?”, предназначенная для определения самооценки ребенка .Пользуясь представленным далее протоколом выясняли у учащихся ,как они себя воспринимают по десяти различным положительным качествам личности .
Понравилась методика определения особенностей уровня притязаний по методу ,аналогичному методике Хоппе, которая показала реакцию на успех или неуспех учащихся. Понравилось, что учащиеся по желанию выбирали карточку с заданием .
10 % учащихся имеет высокий уровень сформированности учебной деятельности и познавательной активности при оценке и самооценке качеств личности . Проявляется доброжелательность в оценке товарищей и самокритичность в оценке себя . Самооценке присущи адекватность, обоснованность .90% учащимся характерна переоценка собственных личностных качеств
Методика “Какой я ?” предназначена для определения самооценки ребенка На основе такой методики мы сделали выводы относительно самооценки учащихся .20%учащихся имеют 10баллов «очень высокий».40%учащихся –9баллов «высокий».20%учащихся -8баллов «высокий».10%учащихся-5 баллов «средний».10%учащихся-2балла»низкий «. Исходя из данной методики видим ,что у 90%учащихся неадекватная самооценка.
Методика определения особенностей уровня притязаний по методу ,аналогичному методикеХоппе, показала реакцию на успех или неуспех учащихся.10%учащихся –с оптимальной нагрузкой .10%учащися с самым легким заданием .Эта методика показывает что 90%учащихся имеют неадекватную самооценку.
Анализ результатов Обращалось
внимание ,на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.80%учащихся поставили себя на 8,9,10 ступеньку. Мы можем считать ,что самооценка у 80%учащихся завышена .
Повторился отмеченный ранее Н.Л. Белопольской феномен негативного отношения к взрослению школьников с ЗПР. Его продемонстрировало 45 % испытуемых. Выявлен также феномен «отрицания старости». 65 % детей с ЗПР отказывались признать, что состарятся.
Основные направления работы по развитию адекватной самооценки у учащихся:
1.Комплекс мероприятий,направленный на построение эффективного использования времени,ресурсов и формирование адекватной самооценки учащихся.
2.Формирование групп детей для дифференцированной работы.
3.Организация диагностики и мониторинга.
4.Создание групп по интересам(клубы,секции,ведение портфолио).
5.Повышение своей квалификации по данному вопросу.
6.Обмен опытом с другими педагогами по развитию адекватной самооценки учащихся.
7.Создание безбарьерной среды для детей с различными возможностями здоровья.
Разработаны коммуникативные игры, часы общения, тренинги для 10% учащихся
Разработано портфолио по теме:” Портфолио как средство развития самооценки”
Разработано рефлексия для детей ЗПР
Разработаны игры для формирования позитивного образа “Я” у 10% учащихся
Разработаны ролевые игры направленные на умение создавать альтернативы 80% учащихся
Разработаны 6 шагов для разрешения конфликта у 40%
Разработана работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть