Слайд 1Деятельность педагога-психолога
МОБУ СОШ №30 в рамках
ФГОС для детей с
ОВЗ
Слайд 2Контингент детей
1 дополнительного класса
МОБУ СОШ №30
В классе 10 обучающихся.
Из них у большинства обучающихся в заключении ПМПК – «Смешанная парциальная несформированность ВПФ»
У двух обучающихся – Тотальное психическое недоразвитие?
И у двух – РАС (расстройство аутистического спектра)
Слайд 3Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Особые образовательные потребности у детей
с ОВЗ обусловлены закономерностями нарушенного развития:
трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми;
нарушениями развития личности;
меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;
Слайд 4 недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и
в номинации объектов);
недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью
Слайд 5ФГОС 7.2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ:
Совершенствование движений.
Коррекция отдельных сторон психической
деятельности и личностной сферы.
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
Слайд 6Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности.
Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Слайд 7Что изменилось с введением ФГОС
Пролонгированный срок обучения (не 4 года а
5 лет обучения – вводится первый дополнительный год обучения)
Расширяется внеурочная деятельность (психо - коррекционные и логопедические занятия выводятся в рамки внеурочной деятельности и увеличивается их количество)
Вводятся особые образовательные условия (АООП НОО, специальные методы воспитания, коррекционные занятия).
Усиленное внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях (расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактах ребенка).
Слайд 8Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
Диагностический этап:
Был использован стандартный набор диагностических методик на:
изучение словарного
запаса
изучения запаса бытовых знаний
изучение памяти
изучение внимания
изучения мышления
Слайд 9Все полученные результаты обследования мы вносим в индивидуальную карту развития обучающегося.
Так же в эту карту вносятся результаты мониторинга в середине и в конце года. Это позволяет отслеживать динамику развития.
Помимо диагностики познавательных процессов, мы проводим диагностику и мониторинг жизненной компетенции обучающегося, результаты которого вносим в соответствующую таблицу.
Слайд 10Составление индивидуальных программ
При написании программ мы учитывали:
заключения ПМПК, где задаются «стратегические»
(общие) направления психолого-педагогического сопровождения ребенка в виде общих рекомендаций для каждого необходимого для ребенка специалиста.
Слайд 11 так же учитывали индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся, выявленные в результате
диагностики.
Составление индивидуальных программ
Слайд 12Коррекционно-развивающее направление
При проведении коррекционно-развивающих занятий мы за основу взяли ту программу,
которую нам рекомендовала ПМПК, адаптировав ее для детей.
В качестве методических пособий мы использовали:
Рабочую тетрадь школьника
Различные дидактические пособия (четвертый лишний, подбери узор, кубики Никитина, и др.)
Слайд 15Выявленные трудности
При проведении подгрупповых КРЗ, стало очевидно, что результативнее проводить занятия
индивидуально, дети разноуровневые, отвлекаемые, с низкой способностью сосредотачиваться.
Ведущим видом деятельности остаётся – игровая, поэтому практически все занятия проходят в виде игры.
Наглядно-образное и словесно-логическое мышление не сформировано и как следствие – задания на развитие мышления в рабочих тетрадях даются с большим трудом. Выходом из этой ситуации стало использование специального оборудования для детей с ОВЗ («доступная среда»). На этом оборудовании установлена компьютерная игра «Аделлин», которая способствует развитию наглядно-образного и других видов мышления.
Слайд 18Выявленные трудности
Основная масса детей была не охвачена дошкольным образованием, и как
следствие –навыки самоорганизации и организации учебной деятельности у них не сформированы. Поэтому, адаптационный курс «Мы теперь ученики» затянулся. Мы должны были научить детей как должен вести себя ученик, прежде чем приступить к следующим разделам.
Слайд 23Консультативная работа
― Психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении,
поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся.
― Консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.
Слайд 24Приобщение детей к школьной жизни
Для введения в более сложную социальную
среду и расширение опыта в социальных контактах дети принимают активное участие в школьных мероприятиях и занимают почетные призовые места.
Слайд 27Информационно-просветительская работа
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических
особенностей различных категорий обучающихся;
Психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
Психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.