Слайд 1Детская журналистика как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2Цель:
помочь ребенку достичь успешного общения с людьми: взаимодействовать со знакомыми и
незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими детьми.
Совершенствовать и развивать связную, диалогическую речь старших дошкольников.
Слайд 3задачи:
формирование начальных представлений о профессиональных журналистских качеств и навыков;
расширение и активизация
словарного запаса;
совершенствование связной диалогической речи;
развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе;
развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей;
способствование творческому и социальному самовыражению.
Слайд 4Принципы:
систематичности в работе по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам
массовой информации;
педагогического оптимизма;
гуманизма, уважительного отношения к себе и окружающим;
терпимого отношения к мнению собеседника;
интеграция всех образовательных областей;
сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Слайд 5
Занятие – игра- игровое общение -
базис, в рамках которого происходит
формирование и совершенствования речевой активности ребенка
Групповые
Индивидуальные
Индивидуально – подгрупповые (2-3 ребёнка)
Слайд 6методы:
моделирование ситуаций;
наблюдения;
развивающие игры;
тренинговые упражнения;
импровизации;
рассматривание рисунков и
фотографий;
рассказы детей;
беседы, обсуждение.
Слайд 7Задачи занятия:
Развитие диалогической речи дошкольников в сочетании с:
повышением уровня звуковой культуры
речи;
формированием умения ориентировки в окружающем мире;
коррекцией лексико-грамматических категорий;
тренировкой просодических компонентов речи;
развитием психических процессов.
Слайд 81 этап
«Организационно - подготовительный»
Познакомить:
с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера,
звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Предлагается:
просмотр познавательных фильмов о журналистике;
виртуальные и действительные экскурсии в редакцию, типографию газеты;
встречи с интересными людьми (журналистами города, телеведущими, знаменитыми людьми города);
Тренировать:
узнавать и различать виды и жанры журналистики;
видеть ее особенности;
высказывать свое мнение о журналистике;
понимать ее назначение в жизни людей.
Проводить:
речевые игры и упражнения ;
турниры: ответы на без на вопросы короткими и распространенными фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картин, осмотре предметов и игрушек.
Слайд 92 этап
«Давайте познакомимся»
Познакомить:
с разными журналами, газетами и их
творчеством;
с произведениями поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах;
с книгами об истории журналистики, о создании разных журналов и газет;
со стихотворениями, загадками, крылатыми высказываниями.
Тренировать:
целенаправленно брать интервью;
готовить репортаж по актуальной теме;
соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном;
умению вести себя раскованно и свободно.
Предлагается:
последовательно рассматривать газетные жанры,
читать произведения поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.
Слайд 10Проводить обучение составлению рассказа:
описательному и повествовательному;
по следам продемонстрированного действия;
рассказу по памяти;
совместного
рассказа на основе коллективного опыта;
на основе индивидуального опыта;
коллективных и индивидуальных рассказов по картине с помощью вопросов;
творческому рассказыванию:
заменять в фактическом материале одну какую-либо деталь, эпизод;
самостоятельному придумыванию начала или конца рассказа к изображенному на картине действию без опоры на наглядный материал;
придумыванию нового конца к разыгрываемому диалогу, сказке;
составлению творческих рассказов по одной из серий сюжетных картинок до и после событий, показанных на картинках;
составлению сюжетного рассказа о заданном предмете;
составлению рассказа на определенную тему.
Слайд 113 этап «Телепередачи и репортажи»
Познакомить:
с телевидением, и доступными средствами;
с телестудией;
с профессиями: тележурналист, диктор, телеоператор, звукооператор.
Предлагается:
просмотр детских телепередач, сказок, телерепортажей;
конкурс чтецов для выявления лучшего диктора.
Тренировать в естественном и активном речевом общении с окружающими:
задавать вопросы;
озвучивать просьбы, обращения;
составлять сообщения;
вести обмен мыслями, выражать желания и пр.
Проводить более сложные занятия:
беседа, полилог, анализ работ, самостоятельное составление рассказов разной сложности и т. д.
Придумывание несложных сказок, рассказов;
составление с последующей драматизацией рассказов;
рассказывание двух сказок с целью сравнения (персонажей, действий, зачина и конца сказок);
показ сказки в кукольном театре для детей из других групп;
драматизация сказок;
Слайд 124 этап
« Итоговый»
Представлен:
презентациями, видеороликами о работе детской телестудии;
показательными выступлениями для
родителей:
интервью у родителей, педагогов и других работников ДОУ, интересных гостей города;
разыгрывание диалогов: «Этикет телефонного разговора» , «Мы- ревизоры» и др.;
творческое выступление детей на лучший репортаж;
Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
Организация мини – музея «Журналистика – целая наука».
Слайд 13Работа с родителями
Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме
проекта.
Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется).
Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель.
Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие.
Домашняя игротека «Игры по журналистике».
Встречи с представителями различных профессий.
Участие в сборе материалов для мини-музея.
Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми).
Режиссёрская игра «Говорит и показывает Колокольчик» (совместно с детьми).