Слайд 1Дети с запоздалым психическим развитием
Выполнила: Карашашева Ж.
Слайд 2Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое
чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Слайд 3Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в
1959 г. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным .Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении.
Слайд 4Синдром ЗПР полиэтиологичен, основными причинами являются:
1) перинатальные поражения центральной нервной системы
(гипоксии, травмы, инфекции, алгокольная и другие фетопатии)
2) эпилепсия и эпилептические энцефалопатии;
3) гидроцефалия
4) краниостенозы (раннее закрытие черепных швов)
5) новообразования головного мозга
6) пороки развития головного мозга
7) наследственные болезни (фенилкетонурия, гистидинемия, гомоцистинурия и др.)
8) митохондриальные заболевания
9) хромосомные болезни (синдром Дауна)
10) наследственные синдромы
11) нейрокожные синдромы (нейрофиброматоз)
12) врожденные эндокринные заболевания
13) аутистические расстройства (синдром Канера, Аспергера, Ретта )
14) соматическая патология (болезни сердца, почек и др.)
15) снижение зрительной и слуховой функции
16) педагогическая запущенность
Слайд 5 У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с
нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.
Слайд 6Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию
буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.
Слайд 7На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность
тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ, недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации, формирование представлений. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие от умственно отсталых, дети рассматриваемой категории относительно простые узоры выполняют правильно.
Слайд 8 Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием
на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Слайд 9Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии
памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим.
Диагностика:
Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.
Слайд 11Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки
развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.