Слайд 2От того, что и как мы говорим,
зависит не только наша
собственная
успешность и самочувствие,
но и самочувствие и успешность
других людей, а также успешность дела,
которым мы занимаемся
Луиза Хей:
Слайд 3Дети с нарушениями речи-
Категория детей, у которых сохранен физический слух, интеллект,
но есть значительные речевые нарушения, которые влияют на становление психики в целом
Слайд 4
Основная цель человеческой речи- средство общения между людьми
Но при нарушениях речи
сложность общения становится очевидной
Не могут выбрать профессию по душе
Проблематичен поход в магазин или разговор по телефону
Не могут устроить свою личную жизнь
Слайд 5
«Зовут меня Люба. Мне 18 лет. В прошлом году закончила 11
классов, но пока на работаю и не учусь. Знаю, что это плохо, но не знаю, что делать. Я сильно заикаюсь….. Никак не могу начать разговор по телефону. Возьму трубку и стою молчу- никак не могу сказать ни слова.»
«Мне 21 год. Дело в том, что я не совсем
выговариваю букву Р, меня очень
тревожит и угнетает этот дефект речи. Вы
не представляете, как это страшно, иногда нужно
выступать на собраниях, семинарах, в такие минуты очень хочется умереть.»
Слайд 61. Первичный дефект- Нарушение речи
2. Вторичный дефект-
Отклонение в поведении
Замедление психического
развития
Нарушение эмоционально-волевой сферы (неуверенность, замкнутость, агрессивность, робость и т. п.)
Структура дефекта
Слайд 7Клинико-педагогическая
классификация
I. Нарушения устной речи
II. Нарушения письменной речи
Слайд 8Нарушения устной речи
Нарушение голосообразования
Дисфония - расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового
аппарата
Афония - отсутствие голоса
Слайд 910,2 % нарушение голоса у педагогов
52,1 % возникает изредка
Чаще всего у
учителей
начальных классов 72,2 %
Слайд 10Голос
Охриплый
Осиплый
Сильное утомление при речи
Поперхивание
Рефлекторный кашель
Затрудненное дыхание
Слайд 11Коррекционная работа:
Охранительный голосовой режим
Не форсировать голосом
Не говорить шепотом
Массаж шеи
Закаливание
Не курить, не
кушать сильно горячей или холодной пищи
Должен быть поставлен речевой голос, т. е. он гибкий, податливый, ровный, большого диапазона
Слайд 12Нарушения устной речи
2. Нарушение темпа речи
Брадилалия
Тахилалия
медленный быстрый
темп темп
- монотонность - запинки
- длинные паузы - повторения
- растянутое - проглатывание
произношение окончаний
Слайд 13Брадилалия
У флегматиков, медлительны лиц
При умственной отсталости
После менингита, укуса клеща
Подражание замедленности речи
20-30 знаков в секунду
Гиперактивность
Течение мысли быстрее, чем ее способность высказать
Предвестник заикания
Тахилалия
Слайд 14Коррекционная работа
Развитие мышления
Медицинское лечение
Психотерапия (аутогенная тренировка)
Минуты отдыха на уроке под счет,
под мелодичную музыку (или бодрую)
Речевые упражнения под счет
Прослушивание образцов правильной речи
Публичные выступления
Речь с отстукиванием
Слайд 15Нарушения устной речи
3. Дизартрия- расстройство артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации
речи
Органическое поражение центрального отдела, который отвечает за движение мышц языка, губ, гортани, мягкого неба
Страдает произношение всех звуков речи
Носовой оттенок речи
Дыхание поверхностное, аритмичное
Слайд 16Логопед
Массаж
Лечебная гимнастика
Лечебная физкультура
Фитотерапия
Медикаментозное лечение
Коррекционная работа
Слайд 17Нарушения устной речи
4. Алалия- отсутствие или недоразвитие речи в следствии органического
поражения речевых зон КГМ
речедвигательный речеслуховой
хорошо понимает, не понимает
но сам не говорит обращенную речь
Слайд 18Алалия
Системное недоразвитие речи
Недоразвитие общей и мелкой моторики
Недоразвитие памяти
Своеобразие личности
Замкнутость
Неуверенность
Обидчивость
Отказ от речи
Используют
жесты
Слайд 19Должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер
Логопедическая помощь
Медикаментозное лечение
Развитие общей и ручной моторики
Развитие
психических функций
Массаж
ЛФК
Коррекционная работа
Слайд 20Нарушения устной речи
5. Афазия- полная или частичная утрата речи
Чаще у взрослых
Причины:
1. Нарушения мозгового
кровообращения
2. Травмы, опухоли ГМ
3. Инфекционные заболевания ГМ
Слайд 21Должна начинаться с момента поражения
Систематическая логопедическая работа
Медикаментозное лечения
Психотерапия
Коррекционная работа
Слайд 22Нарушения устной речи
6. Ринолалия- нарушение тембра, голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-
физиологическими дефектами речевого аппарата
Слайд 23Ринолалия
Носовой оттенок речи
Нарушение звукопроизношения
Затруднение в правильном питании
Нарушается дыхание
Своеобразное положение языка
Тяжелое переживание
дефекта (застенчивость, раздражительность)
Общее недоразвитие речи
Задержка психического развития или умственная отсталость
Слайд 24Коррекционная работа
Медико-педагогическая реабилитация с 2 мес.
Челюстно-лицевой хирург
Ортопед с 3 лет
Стоматолог
Ортодонт с
3 лет
Педиатр
Оториноларинголог
Офтальмолог
Психоневролог
Генетик
Логопед с 2 лет
Слайд 25Нарушения устной речи
7. Заикание- расстройство темпа, ритма, плавности речи в результате
речевых судорог
Возникает в 3-5 лет
Слабая нервная система
Подражание заикающимся
Слайд 26Симптомы заикания
Судороги речевых мышц (застревание, повторение)
Сопутствующие движения рук, ног, головы
Вегетативные расстройства-
неустойчивость пульса, потливость, побледнение или покраснение кожных покровов)
Страхи (перед речью, перед отдельными звуками)
Двигательные и речевые уловки (поправляет волосы, ударяет рукой, вставляет слова «ну, вот, и, это, значит»)
Слайд 27Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося
Психотерапия
Работа над речью
Благоприятные семейные отношения
и в школе
Соблюдение режима дня и рекомендаций логопеда
Плавание, иглоукалывание
ЛФК, массаж
Коррекционная работа
Слайд 29- частичное нарушение процесса письма, выражающееся в специфических ошибках стойкого характера
Дисграфия
Слайд 30Классификация дисграфии
1. Артикуляторно- акустическая дисграфия
Первично- нарушение процесса проговаривания во время
письма (неправильное звукопроизношение )
Ошибки:
- замены ( с = ш, з = ж, л = р)
- пропуски (л- отсутствует)
- смешения ( р – л)
Слайд 32Классификация дисграфии
2. Акустическая дисграфия
- недоразвитие фонематического слуха и восприятия
это способность человека к распознанию звуков речи
звуковой анализ и синтез слов
Слайд 35 Ошибки:
Путают:
-Звонкие и глухие согласные (б- п, т- д, ш-
ж ….)
-Твердые и мягкие согласные ( «писмо», «лубит» )
- Свистящие и шипящие согласные ( з- ж, ч- щ, ц- с .. )
Слайд 36Ошибки:
- Пропуски гласных, согласных букв
- Пропуски слогов
- Перестановки букв, слогов
- Недописывание
слов
- Добавление букв, слогов
- Несоблюдение границ предложений
Слайд 37Классификация дисграфии
3. Аграмматическая дисграфия
недоразвитие лексико- грамматической
стороны речи
Сочинение
Про дедушка Миша. Мой дедушка полковую школу. Направлен в киевский в в окрух для дальнейшей службы. Он служил корячев точков у его есть легкое ранения и тяжелое ранение осколок снарядом ранил левую руку в плечо левую руку остановился в мышце осколок. Воин должен чесным, добросовестно, от носится к службе.
Слайд 38
Ошибки:
- Раздельное написание приставок (с мотри)
- Слитное написание предлогов ( кдому)
-
Слитное написание слов ( детипришли)
- Изменение падежных окончаний (много деревов)
- Нарушение в словообразовании ( соломина шляпа)
- Нарушение последовательности слов в предложении
Слайд 39Классификация дисграфии
4. Оптическая дисграфия
недоразвитие зрительного анализа и синтеза, пространственных
представлений
Ошибки:
- Смешения букв по оптическому сходству
- Зеркальное написание с, е, з, 5, 6, 9, 2
Слайд 40Дислексия
- Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся
ошибках
Слайд 411. Фонематическая дислексия
- смешение звонких- глухих, свистящих -шипящих
- пропуски букв
- вставки
гласных, слогов
- перестановки звуков, слогов
2. Аграмматическая дислексия
- изменение падежных окончаний
- изменение числа существительных
- неправильное согласование в роде
- изменение окончаний глаголов
Виды дислексии
Слайд 42Виды дислексии
3. Оптическая дислексия
- Смешения букв по оптическому сходству ( В-
З, Д- Л, Ь- Ъ, П- Н- И- Г ….)
- Зеркальное чтение
4. Мнестическая дислексия
- Не запоминает буквы
- Не формируется процесс чтения
Виды дислексии
Слайд 43Нарушение средств общения
ФНР-
1. нарушение звукопроизношения
Коррекция: постановка звуков
2. нарушение фонематического слуха
Коррекция:
развитие ФС
Психолого- педагогическая классификация
Слайд 442. ФФНР- фонетико- фонематическое недоразвитие речи
нарушение звукопроизношения
+
нарушение фонематического слуха
Психолого-
педагогическая классификация
Слайд 453. ОНР- общее недоразвитие речи
Нарушение формирования всех компонентов речевой системы
(звукопроизношение,
словарь, грамматический строй, связная речь)
1 уровень ОНР
2 уровень ОНР
3 уровень ОНР
Психолого- педагогическая классификация
Слайд 46Нарушение в применении средств общения
1. Заикание
Психолого- педагогическая классификация
Слайд 47Великие дисграфики!
Они не были отличниками !
Агата Кристи
Ханс Кристиан Андерсен
Альберт Эйнштейн
Томас
Эдисон
Спасибо за внимание!