Слайд 1Классный час: методические и психолого-педагогические аспекты подготовки и проведения
Дмитриева Светлана Александровна
МБОУ
СОШ № 10 «Пересвет»,
г.Бердск, Новосибирская область
Слайд 2Что такое классный час ?
1.Классный час—это одна из наиболее распространенных форм
организации фронтальной воспитательной работы
(Н.И.Болдырев).
Слайд 32.Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у
школьников системы отношений к окружающему миру
(Н. Е. Щуркова, Н.С.Финданцевич).
Слайд 43.Классный час —это время для общения классного руководителя со своим коллективом,
когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Титова).
Слайд 54.Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками
(В.П.Созонов).
Слайд 65.Классный час — час работы классного руководителя. Это форма воспитательной работы,
при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру (Л.В.Байбородова).
Слайд 7Вывод:
Классный час —это гибкая по своему составу и структуре форма работы,
представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса
с целью формирования
и развития классного
коллектива.
Слайд 8Функции классного часа:
- «О чем говорят на классных часах?»
-«Обо всем!»
Слайд 9Просветительская функция:
Расширяет круг знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебных
программах.
Слайд 10Ориентирующая функция:
Формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности,
выработка у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей.
Слайд 11Направляющая функция:
Помогает переводить разговор о жизни в область реальной, направляя их
деятельность.
Слайд 12Формирующая функция:
Формирование у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и
самих себя, выработка умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать свое мнение.
Слайд 13Педагогические задачи классного часа:
•обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике,
человеке;
•формирование у детей навыков и умений мыслительной и практической деятельности;
•развитие мотивационной, эмоционально-чувственной сфер и ценностно-смыслового ядра личности;
•содействие становлению и проявлению
индивидуальности учащегося,
его творческих способностей;
•формирование классного
коллектива как благоприятной
среды развития и
жизнедеятельности школьников.
Слайд 14Типы классных часов:
1.Рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя.
2.Выступление специалиста.
3.Встреча с «гостем»
-интересным человеком, политиком, артистом, писателем и пр.
4.Сообщения самих учащихся.
Методы и приемы:
•рассказ, беседа, лекции специалистов
•чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, обсуждение конкретных событий
•обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением
•анкетирование и анализ результатов
•беседы «за круглым столом», «мозговая атака»
•знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют)
•работа по творческим группам, использование приемов и элементов методики КТД и пр.
Слайд 16Структура классного часа:
•Вступительная часть
•Основная часть
•Заключительная часть
Слайд 17Логическая цепь:
•Постановка вопроса—в первой части;
•Решение вопроса —во второй части;
•Определение значимости решения
для каждого учащегося и для класса —в третьей.
•При определении структуры
руководствуются принципом
педагогической целесообразности.
Слайд 18Вступительная часть:
(5-7 минут):
Цель:
•мобилизация внимания
•проблематизация определение значения (места) обсуждаемого
вопроса в жизни человека
•определение цели классного часа
•эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу.
Слайд 19Основная часть:
(время не регламентируется)
Цель:
•Рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии
с целями, задачами и функциями классного часа
Слайд 20Заключительная часть:
(время не регламентируется, но нельзя затягивать)
Цель:
•Подведение итогов разговора, работы.
•Создание чувства
удовлетворения состоявшимся разговором.
•Побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса.
•Хорошо, если разговор перейдет в русло практических дел.
•Не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить основного содержания.
Слайд 21Спасибо за внимание!
Дмитриева С.А.