Слайд 1Использование биоэнергопластики у детей дошкольного возраста.
Слайд 2
ЧЕМ БОЛЬШЕ УВЕРЕННОСТИ В ДВИЖЕНИИ ДЕТСКОЙ РУКИ, ТЕМ
ЯРЧЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ РУКЕ, ТЕМ РЕБЕНОК УМНЕЕ.
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Слайд 3Успешное обучение в школе
Хорошо сформированная устная речь
Слайд 4Современный ребёнок
знать буквы, читать
иметь развитые фонематические процессы
уметь правильно произносить
звуки
Должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза
иметь богатый словарный запас
Слайд 5 Всё это поможет малышу
полноценно общаться со сверстниками
всесторонне развиваться и
успевать по всем предметам
быть уверенным в себе, в своих силах
Наладить контакт с учителем
Слайд 6Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников
Недостатки
звукопроизношения в последующей жизни ребёнка могут явиться причиной:
отклонений в развитии психических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия.
Слайд 8биоэнергопластика
помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям
помогает длительно удерживать интерес ребенка
поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.
Слайд 9«
Термин «бионергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия-это энергия, которая
находится внутри человека. Пластика-плавные, раскрепощенные движения тела, рук.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика- пластичное движение.
Слайд 10Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики
(плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губа.
Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.
Слайд 11Артикуляционные упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые используются для
развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.
Комплекс упражнений подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами.
. Вначале с ребенком разучивается упражнения без использования движения рук, затем постепенно подключается упражнения с биоэнергопластикой.
Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используются придуманные герои перчаточного театра «волшебные перчатки».
Слайд 12АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА
Цель:
-укрепление мышц артикуляционного аппарата
-развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе
-объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады
Цель:
-развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
-активизация интеллектуальной деятельности ребенка
-развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи
-формирование умения действовать по словесным инструкциям
Слайд 13 ПЕРВЫЙ ЭТАП
1-2 неделя сентября.
Вначале проводится обследование строения и подвижности
органов артикуляционного аппарата.
Слайд 14ВТОРОЙ ЭТАП
3-4 неделя сентября.
Знакомство со строением органов речи и традиционными артикуляционными
упражнениями. При выполнении упражнений логопед сопровождает движениями своей ведущей руки.
Слайд 15ТРЕТИЙ ЭТАП
1-ая неделя октября.
Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно. На этом этапе педагог
знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Взрослый объясняет и показывает артикуляционные упражнения, сопровождая его движениями ведущей рукой в перчатке. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет, при этом возможно использование движения ведущей руки.
Слайд 16ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
5-7 недель.
В течении этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Слайд 17ПЯТЫЙ ЭТАП
2 недели.
Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед
показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.
Слайд 18ШЕСТОЙ ЭТАП
5-7 недель.
На этом этапе педагог сопровождает упражнения движения обеих рук.
Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.
Слайд 19СЕДЬМОЙ ЭТАП
На данном этапе используются сказки о приключениях «Волшебных перчаток». К
этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.
Слайд 20
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей
к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Слайд 21«БЕГЕМОТИК»
Исходное положение- сидя перед зеркалом рот закрыт. На счет «один» открыть
рот, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов.
Кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются
Слайд 22ШИРОКО ОТКРЫЛИ РОТИК- ПОЛУЧИЛСЯ «БЕГЕМОТИК». А ЗАТЕМ ЗАКРЫЛИ РОТ- ОТДЫХАЕТ «БЕГЕМОТ»
статическое
упражнение
Слайд 23«ЛЯГУШКА»
Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать.
Затем вернуть губы в исходное положение.
Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь, пальцы слегка направить вверх
Слайд 24ПРЕВРАТИЛИ НАС В ЛЯГУШЕК - ДОТЯНУЛИСЬ МЫ ДО УШЕК. ДОТЯНУЛИСЬ, УЛЫБНУЛИСЬ,
А ЗАТЕМ ДОМОЙ ВЕРНУЛИСЬ.
статическое
упражнение
Слайд 25«ХОБОТОК»
Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот
закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Затем вернуть губы в исходное положение.
Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки.
Слайд 26ВЫТЯНУЛ СЛОНЕНОК ХОБОТ, ПОИГРАТЬ НАМ ПРЕДЛОЖИЛ. ГУБЫ «ХОБОТКОМ» СЛОЖИЛИ, СО СЛОНЕНКОМ
ПОДРУЖИЛИСЬ.
статическое
упражнение
Слайд 27«ПАРУС»
На счет «один» открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы
и упереть в альвеолы. Затем вернуться в исходное положение.
Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть.
Слайд 28ВЕТЕР ПАРУС РАЗДУВАЕТ, НАШУ ЛОДКУ ПОДГОНЯЕТ. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ,
БУДЕМ ПАРУС МЫ ДЕРЖАТЬ.
статическое
упражнение
Слайд 29«ИГОЛКА»
На счет «один» вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий
язык.
На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.
Слайд 30ЯЗЫЧОК НАШ, КАК ИГОЛКУ, СДЕЛАЕМ МЫ ОСТРЫМ, ТОНКИМ. РАЗ, ДВА, ТРИ,
ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, НУЖНО НАМ ИГЛУ УБРАТЬ.
статическое
упражнение
Слайд 31«КОШКА СЕРДИТСЯ
Открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть
в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперед.
На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.
Слайд 32ЕСТЬ У НАС В КВАРТИРЕ КОШКА, ЛЮБИТ ПОШИПЕТЬ НЕМНОЖКО. СПИНКУ ВЫГНУЛА
ДУГОЙ, СЕРДИТСЯ НА НАС С ТОБОЙ.
статическое
упражнение
Слайд 33«ЧИСТИМ ЗУБЫ»
На счет «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы
и выполнять движения из стороны в сторону. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону.
На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону.
Слайд 34МЫ, КОНЕЧНО, ОЧЕНЬ ЛЮБИМ АККУРАТНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,
ПЯТЬ- БУДЕМ РОТИК ПОЛОСКАТЬ.
динамическое
упражнение
Слайд 35«КАЧЕЛИ»
На счет «один» открыть рот , упереть язык в альвеолы за
верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами.
На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз.
Слайд 36НА КАЧЕЛЯХ МЫ КАЧАЛИСЬ, ВЫСОКО ВВЕРХ ПОДНИМАЛИСЬ, ВВЕРХ-ВНИЗ, ВВЕРХ-ВНИЗ, ОЧЕНЬ КРЕПКО
ТЫ ДЕРЖИСЬ.
динамическое
упражнение
Слайд 37«ЧАСИКИ»
На счет «один» открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и
коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта.
Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.
Слайд 38СЛОВНО СТРЕЛОЧКИ ЧАСОВ, ДВИГАЕМ МЫ ЯЗЫЧКОМ. НАШИ ЧАСТИКИ СПЕШАТ, ЯЗЫЧКУ ПОМОЧЬ
ХОТЯТ.
динамическое
упражнение
Слайд 39«ЛОШАДКА»
Открыть рот, присосать язык к небу. Под счет ритмично и сильно
щелкать языком.
4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.
Слайд 40К НАМ ЛОШАДКА ПРИСКАКАЛА, СТУК КОПЫТ МЫ УСЛЫХАЛИ, ВВЕРХ ПОДНИМЕМ ЯЗЫЧОК
И ПОСКАЧЕМ НА ЛУЖОК.
динамическое
упражнение
Слайд 41«ИНДЮК»
На счет «один» высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть
вверх. Двигать языком по губе вперед-назад и произносить при этом «бл, бл, бл»
Ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения.
Слайд 42РАССЕРДИЛСЯ НАШ ИНДЮК, НЕ ПУСТИЛ ИГРАТЬ НА ЛУГ. ОН ПРОГНАЛ ВСЕХ
СО ДВОРА, РАЗБЕГАЙСЯ, ДЕТВОРА!
динамическое
упражнение
Слайд 43ПЕРЧАТОЧНЫЙ ТЕАТР «ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ»
Слайд 44СКАЗКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК»
Как-то раз «Волшебные ручки» решили пойти в зоопарк
и посмотреть на животных. По пути им встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться. (упр. «лягушка»). Пришли они в зоопарк и увидели, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»). Тут они услышали громкий звук. Заинтересовались «Волшебные ручки», захотели узнать, кто так громко трубит, и пошли дальше. Смотрят, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»). Полюбовались слоном и пошли к другой клетке. А в этой клетке никого не было, только длинный резиновый шланг лежал посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и увидели они, что это змея. Она подняла свою голову и высунула длинный язык (упр. «иголочка»). Понаблюдали «Волшебные ручки» за змеей, и пошли дальше. Смотрят маленькая лошадка-пони катает детей. Решили наши друзья тоже прокатиться. Сели они на лошадку и очень быстро поскакали по дорожке (упр. «лошадка»).
Слайд 45
Покатались , поблагодарили лошадку, дали ей зеленой травы и пошли дальше
по зоопарку. Увидели они на озере небольшую лодочку с красивым разноцветным парусом (упр. «парус»). Сели они в лодку и поплыли. Наплававшись вдоволь, пошли к следующей клетке. А там увидели большого полосатого тигра, который выгнул спину и рычал (упр. «кошка сердится»). Полюбовались тигром и перешли к следующей клетке. В этой клетке было несколько птиц. Сначала друзья увидели большого индюка (упр. «индюк»), затем павлина. Павлин раскрыл свой красивый яркий хвост и показал его посетителям (упр. «парус», затем разомкнуть пальцы). Долго путешествовали «Волшебные перчатки» по зоопарку, а потом посмотрели на часы и поняли, что им пора домой (упр. «часики»). По пути домой увидели , во дворе качели. Решили немного покататься (упр. «качели»). Накатавшись наши друзья пришли домой, поужинали, затем умылись, почистили зубы (упр. «чистим зубы») и легли спать.