Слайд 1Презентацию подготовила учитель-географии
МОБУ СОШ № 24 имени С. И. Климакова
Бадяева Ирина
Викторовна
Словарь русских мифических змеев
Слайд 2АЛКОНОСТ
(алконос) — в русских средневековых легендах райская птица с человеческим лицом
(часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином).
Слайд 4АСПИД
мифическое существо, чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос
и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...
Слайд 5Славянский миф об аспиде.
Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух:
летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет.
Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:
- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу. Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Слайд 6Славянский миф об аспиде.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал
совета у богов. Молчали боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей. Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму, обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в железном чане разложили костер, а среди бревен оставили малое отверстие. А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид. Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.
Слайд 8Славянский миф об аспиде.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была
такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись - и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут - помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю - только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!
Слайд 9ВАСИЛИСК
царь-змей, взгляд которого поражает на смерть как молния, а дыхание заставляет
вянуть травы и никнуть деревья.
Слайд 10ГАГАНА
мифическая птица, которая дает птичье молочко, гага.
Слайд 11ГАМАЮН
вещая птица. Она прилетает на блаженный Макарийский остров. Живет в море.
Изображалась обычно с женским лицом и грудью.
Слайд 12ЖАР-ПТИЦА
воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает
из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья.
Слайд 13ВЕРЬ-ИНДР
(Индрик, Вындрик, Единорог) — мифический зверь, о котором стих о Голубиной
книге рассказывает, как о властителе подземелья и подземных ключей, а также как о спасителе вселенной во время всемирной засухи, когда он рогом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озерам.
Слайд 14ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
(Горынчище) — горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и
скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых позднее, при затемнении смысла старинных метафор, признали обыкновенные земные возвышенности и болота.
Слайд 15ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК
(Вук Огнезмий) — в славянской мифологии герой. Он рождается
от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения.
Может оборачиваться волком и другими животными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.
Слайд 17КАГАН
вещая птица, приносящая счастье.
В народных песнях весьма обыкновеные обращения к ветрам,
которые древний человек признавал существами божественными. Так как ветры олицетворялись в образе птиц, то подобные обращения стали воссылаться и к ним.
Изображения птицы Каган не сохранилось.
По поверьям, видевший ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать.
Слайд 18КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
как существо демоническое змей в народных русских преданиях выступает
под этим именем.
Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей.
Слайд 19http://www.zoo-penza.ru/children/narodtales/kotlisa1
http://drevniebogi.ru/vasilisk-mifologicheskoe-chudovishhe-s-golovoy-petuha/
http://sova-kr.narod.ru/fun/text/myth-s/11/081.html