Слайд 1«Ребёнок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи
своей жизни»
(Януш Корчак)
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАСНИКОВ и Особенности адаптационного периода
Выполнила: Мэркэуцану М.В
Педагог-психолог МБУОО СОШ №1
г. Советская Гавань
Слайд 2ПЕРИОДЫ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1 КЛАСС
5 КЛАСС
10 КЛАСС
Слайд 3Снижение
самооценки
мотивации
Слайд 5Падает уровень авторитета родителей
Начало полового созревания
Слайд 6К концу 4 класса на 1 план выходят ребята те, которые
хорошо учатся, а которые умеют хорошо и интересно общаться. Весело рассказывать истории, придумывать новые игры…
Слайд 7На первый план начинает выходить не учебная мотивация, а мотивация на
общение, на обретение более высокого социального статуса
Слайд 8И все это ещё осложняется тем, что исчезает «мама – наседка»
Слайд 9Нужно за перемену все успеть
Найти кабинет
Приготовиться к уроку
Перекусить
Пообщаться
Поиграть
Слайд 10Увеличивается количество прогулов
Слайд 11Наша задача пробудить учебную активность
Слайд 12Уровни мотивации учащихся
пятых классов
Слайд 13Возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в
семье;
повышенная утомляемость;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным
запретам;
Слайд 14восприимчивость к промахам учителей;
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном
будущем;
отсутствие адаптации к неудачам;
отсутствие адаптации к положению “худшего”;
ярко выраженная эмоциональность;
требовательность к соответствию слова делу;
повышенный интерес к спорту.
Слайд 15Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 16Рекомендации классным руководителям 5-х классов
Классный руководитель — очень значимая фигура в
образовательном процессе.
Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке.
От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Слайд 17Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать
контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Слайд 18
Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не
«болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей.
Слайд 19Рекомендации учителям -предметникам
Слайд 20
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии,
подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
Слайд 214. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений, классных
и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
Слайд 226. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7.
Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
Слайд 239. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать
«Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально
Слайд 24НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Физминутки
Глазодвигательные упражнения
Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
Динамические паузы
Слайд 25«Звуковая гимнастика»:
Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной; сначала
делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы; расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.