Слайд 1«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях
перехода
на ФГОС ООО»
Слайд 2Важнейшая проблема начальной школы – преемственность между дошкольным образованием и начальной
школой, адаптация первоклассников к школьной жизни и преемственность между начальной школой и основной школой. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в среднем и старшем звене.
Слайд 3 Большое количество детей дошкольного возраста
не посещают дошкольные учреждения. Дети, получившие семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения.
Очень хорошо, что в лицее создана подготовительная группа «Малышок». Занятия, проводимые в группах, способствуют быстрейшему формированию у детей желания учиться, поверить в свои силы и личностную значимость, осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности, причем игра как средство обучения на первых порах доминирует.
Слайд 4После организационного собрания родителей учащихся первых классов и предварительного комплектования, я
столкнулась со следующими проблемами:
1) количественный состав класса более 30 детей;
2) дети с ослабленным здоровьем;
3) деление класса на группы по отношению к учебной деятельности и по типу характера;
4) количество детей, посещающих занятия у логопеда;
5) взаимоотношения с родителями (анкетирование родителей и выявление ожиданий семьи от школы);
6) проблема адаптации детей в первом классе (особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе и отношения с детьми);
Слайд 5Поступление в школу и переход из I ступени во II ступень
– это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. И многое зависит в основном от учителя. Учителя начальных классов и учителя основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами. Вместо одного кабинета появляется кабинетная система. Также большую роль в адаптации решают родители. Многие родители, считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль.
Слайд 6
Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не
секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников.
Выпуская своих учеников в основную школу, мы отчетливо видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оцениваем его оптимистично.
Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.
Слайд 7
Причины снижения успеваемости
1. Увеличение объёма учебной нагрузки
2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание,
география, биология.
3.Большое количество учителей вместо одного
4.Отсутствие единства требований
5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет
5.Совпадает с переходным возрастом
6. Ослабление внешнего контроля со стороны родителей
7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы
Слайд 8
Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель начального образования –
учить ученика учиться.
Цель основной школы – учить ученика учиться в общении.
Итак, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.
Слайд 9
«Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим
стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов».
1. Учусь потому, что на уроках интересно.
2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки.
3. Учусь потому, что хочу больше знать.
4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать.
5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.
6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.
7. Учусь потому, что нравится учиться.
8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи.
9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки.
10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.
11. Учусь потому, что узнаю много нового.
Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы:
Познавательные: 1, 7, 11 вопросы.
Социальные:
широкие социальные - 3, 4 вопросы
узкие социальные - 6, 10 вопросы
избегание неприятностей - 2, 9 вопросы
ориентация на одобрение - 5, 8 вопросы