Слайд 1ПОВЫШЕНИЕ
МОТИВАЦИИ К
ОБУЧЕНИЮ НА РАЗЛИЧНЫХ
ЭТАПАХ УРОКА
Слайд 2«Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это
способствует включению мотивационных центров»
Л.С. Выготский.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Слайд 3Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Мотивация - это
общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности,
к активному освоению содержания образования
Слайд 5
Процесс повышения учебной мотивации у школьников будет эффективнее, если педагоги в
своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации
Слайд 6На формирование положительной мотивации влияют
правильный отбор содержания учебного материала;
владение
учителем современными методами обучения, их оптимальное сочетание;
умение строить отношения с учащимися;
особенности личности учителя.
Если ученик не включается в деятельность (учебную или трудовую), то и мотивов у него не появится.
Слайд 7Приемы повышения мотивации
апелляция к жизненному опыту учащихся;
ссылка на то, что приобретаемое
сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах;
создание проблемной ситуации. Ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна.
использование занимательного сюжета - занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием.
Слайд 8Повышение уровня учебной мотивации
Процесс длительный, кропотливый и целенаправленный, формируется через
проведение:
уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через проектную деятельность, игровую деятельность, и использование различных приёмов.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Слайд 9Стадия вызова
актуализировать мотивы предыдущих достижений
(“мы хорошо поработали над предыдущей темой”),
вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”),
усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”),
усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности
Слайд 10Активная любознательность,
стремление узнать
Обеспечить восприятие учебного материала с увлечением, вовлечь учащихся
в активную деятельность, помочь овладеть новыми формами учебной деятельности.
На этой стадии учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей.
Деятельность учителя на данном этапе: определение таких способов учебно-предметных действий, которые обеспечили бы восприятие материала с увлечением.
Слайд 11Стадия осмысления
учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы,
вызывая интерес к
нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы),
к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы)
Слайд 12Технология создания учебных ситуаций
Учебная ситуация – особая единица учебного процесса, в
которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его и частично – запоминают.
Учебная ситуация – это способ реализации системно-деятельностного подхода.
Задача учителя - создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии.
Ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи:
ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности
от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли учащиеся поставить учебную задачу или нет.
Слайд 13Мотивирование к учебной деятельности
Предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности
на уроке:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
устанавливаются тематические рамки (могу).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального Я с образом Я - идеальный ученик, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации
Слайд 14Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На данном
этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
1) Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. действия или его обосновании.
Слайд 15Стадия рефлексии
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным
опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. ,усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.
Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях.
Слайд 17
Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не
сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.
Слайд 18Выводы:
мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
педагогические цели быстрее
превращаются в психические цели обучаемых;
формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.