Слайд 1Поведенческий анализ в коррекции отклоняющего поведения воспитанников требующих постоянного контроля со
стороны воспитателей
Слайд 3Особенности мышления воспитателя. Влияние этих особенностей на процесс взаимодействия с воспитанниками
Слайд 4ВОПРОС - ОТВЕТ
1. Перечислите причины, по которым у их воспитанников возникает
отклоняющее поведение
2. Выскажете сложности, которые мешают лично им в коррекции поведения у своих воспитанников.
Слайд 5Пример заполнения таблицы № 1
Слайд 6Пример заполнения таблицы № 2
Слайд 7Пример заполнения таблицы № 3
Слайд 8
5.Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6.Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7.Черный: непривлекательный,
молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8.Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.
1.Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2.Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3.Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4.Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
Слайд 9Влияние автоматических мыслей на поведение
Слайд 10Теории научения, основанные на поведенческом подходе. Принципы описания поведения
Современная теория научения
базируется на трех основных концепциях:
условно-рефлекторный подход
оперантное обуславливание
социальное научение.
Эти три основополагающих подхода служат научной базой, на которой строятся современные технологии обучения.
Слайд 11Методы условно-рефлекторного подхода
- условный рефлекс – это реакция организма на раздражитель,
который раньше был индифферентным; условный рефлекс может сформироваться только на базе безусловного рефлекса;
- безусловный рефлекс – это наследуемые реакции организма на раздражители; безусловные рефлексы подразделяются на три вида: витальные, обеспечивающие выживание, ролевые, определяющие тип взаимодействия с другими особями, саморазвития, обеспечивающие развитие необходимых качеств и навыков.
Слайд 12Схема образования условного рефлекса
Условно рефлекторный подход
автор И. П. Павлов
Слайд 13Условия формирования условного рефлекса
- для закрепления условного рефлекса требуется неоднократное сочетание
условного сигнала и безусловного раздражителя, то есть, чтобы действие закрепилось его необходимо несколько раз повторить (от 15 до 30 раз);
- условный сигнал должен всегда предшествовать безусловному раздражителю (примером может служить школьный звонок, он всегда звучит перед тем, как детей отпускают на перемену);
- подкрепление за выполненное действие должно даваться сразу же, иначе сигнал теряет свое значение (если учитель не отпускает детей на перемену после звонка, произвольно их задерживая, он снижает значение сигнала для детей, и это может привести к тому, что дети со временем перестанут четко реагировать на звонок и начнут опаздывать к началу урока);
Слайд 144. подкрепление и наказание должны быть значимы для воспитанника, то есть
должны получаться в достаточном количестве, но не быть чрезмерными, например, если воспитатели, повышают время проведения ребёнка за компьютером до 5 – 10 минут, то они не могут рассчитывать на то, что ребенок воспримет это за достаточное поощрение, но в тоже время, если они увеличивают время за компьютером до бесконечности, продолжая поощрять ребенка, то у него пропадает интерес заработать это время для себя; тоже самое относится и к наказаниям;
5. поведение, условный рефлекс, может запускаться несколькими сигналами; например, учитель жалуется на то, что дети в ее классе начинают «расслабляться» еще до того, как прозвенел звонок на перемену, но она не замечает того, что раньше она начинала собирать свои вещи вместе со звонком, а теперь делает это раньше, одновременно завершая объяснение; дети усвоили два сигнала на перемену – звонок и собирание учителем своих вещей, и реагируют теперь на учителя, ведь им так выгоднее;
Слайд 156. - для выработки условного рефлекса у человека необязательно всегда подкреплять
его едой, человек мыслящее существо – его можно подкреплять и словами, главное, чтобы они были значимы для него;
7. - для успешного формирования поведения, условного рефлекса, человек должен убеждаться, что оно ему выгодно и приносит пользу, то есть он должен оценивать последствия совершаемого поведения; например, ребенка приучают вовремя садиться за уроки, привязывая время окончания уроков к возможности поиграть на улице (дольше сидишь за уроками – меньше гуляешь, пока все не сделаешь – не куда не пойдёшь), ребенок каждый раз оценивает свою результативность по оставшемуся для него времени;
Слайд 168.- сигнал или команда должны четко распознаваться человеком (теория 25-го кадра
не действует); научитесь четко подавать команды;
9.- поведение, условный рефлекс, закрепляются тем быстрее, чем больше человек в нем заинтересован; прежде чем приступить к обучению, объясните человеку, какие выгоды он от этого получит;
10.- личностные качества человека влияют на его способность к обучению – кто-то обучается быстрее, кто-то медленнее.
Слайд 17Оператнтноеное научение
Суть данного подхода заключается в следующем. Поведение человека рассматривается как
набор операций, эффективных или не эффективных, которые приводят к необходимому результату. Закрепляются в поведении человека наиболее эффективные операции, тем самым улучшая общую эффективность деятельности человека.
В данном подходе очень четко разработана система применения поощрений. Кстати, анализ данного подхода указывает на то, что именно поощрение формирует новую форму поведения. Наказание ничего не формирует, оно лишь прекращает ненужное поведение. Существует несколько режимов применения поощрения: режим постоянного поощрения – за каждый успех поощряем (обычно применяется на начальных этапах выработки поведения); режим вариативного поощрения – поощряем не за каждый успех, а за несколько успехов подряд (применяется для выработки качества выполняемого действия). Кроме этих двух режимов поощрения существует и третий режим – ДЖЕКПОТ, когда за успех дают гиперпоощрение (позволяет жестко закрепить формируемое поведение).
Слайд 18График жетонной системы
Начальные условия:
Ребенок, приходя из школы, бросает свою куртку, где
придётся, но не вешает ее на вешалку. Замечания воспитателей выполняет после неоднократных повторений.
Цели промежуточных операций
Ребенок оставляет свою куртку в прихожей и только там
Ребенок оставляет свою куртку под вешалкой и только там
Ребенок вешает свою куртку на вешалку
Конечные условия:
Ребенок самостоятельно, без напоминаний вешает свою куртку на вешалку.
Вознаграждения и условия их применения:
Каждый раз за выполнение операций ребенок получает в табеле «+», а за невыполнение «-«; с ребенком заранее обсуждается, что он может попросить в качестве вознаграждения в конце недели, причем, вознаграждений несколько и цена их разная (максимальное вознаграждение равно семи «+».
Слайд 19Условия, которые могут усиливать эффект подкрепления
внимание, которое уделяют человеку (любому
человеку приятно, когда на него обращают внимание);
яркие положительные эмоции, сопровождающие подкрепление;
подчиненность других людей (принцип «учусь, обучая»);
эмпатия (мы лучше учимся у тех людей, которых уважаем).
Слайд 20Социальное научение
это еще одно направление теории научения, основывается на таких моделях
поведения как имитация и идентификация.
Под имитацией понимается заимствование поведения внешней модели. Такой моделью может быть человек, чаще родитель или иной субъект.
Идентификация определяется как присвоение себе и отождествление с собой тех качеств, которыми обладает модель, и последующее рассмотрение этих качеств как своих собственных.
Слайд 21Эти формы научения начинают использоваться в период развития ролевой игры, в
дошкольном возрасте. С возрастом данные формы научения не уходят на второй план, они продолжают активно использоваться в процессе социализации ребенка, подростка. В подростковый период начинает активно использоваться принцип военной техники «свой – чужой»: если ты ведешь себя так, как принято в нашей группе, то ты «наш» человек, если нет – ты чужой. Таким образом, формируется поведение в неформальных группах подростков.
Слайд 22Для формирования поведения с использованием данных способов, имитации и идентификации, должны
соблюдаться ряд условий:
- внимание, ребенок должен четко понимать и различать наиболее значимые моменты в той форме поведения, которую он хочет усвоить;
- память, ребенок должен уметь сохранить в своем сознании образец формируемого поведения;
- навыки, ребенок должен обладать соответствующими навыками, чтобы усвоить и повторить поведение;
- мотивация, у ребенка должно быть желание усваивать данное поведение.
Слайд 23ряд особенностей, которые должны учитываться педагогами при взаимодействии с детьми
1. Ребенок
в качестве подражательной модели всегда выбирает только значимых, уважаемых им лиц. В связи с этим, педагог должен добиваться уважения и значимости для воспитанника, он должен быть интересен для него.
2. Ребенок будет учиться только в том случае, если предмет обучения, формируемое поведение для него интересны и приносят ему пользу. Педагог должен всегда заинтересовывать воспитанника, разъяснять его пользу, тем более, если польза не сиюминутная, а отсроченная. Еще один момент, на который необходимо обратить
3. Воспитанник может неосознанно подражать поведению педагога, если это поведение будет сопровождаться переживанием ярких эмоций, независимо от того, позитивные эти эмоции или негативные. Это часто приводит к тому, что ребенок может закреплять в своем поведении негативные моменты, перенимаемые им от педагога: обзывание, ругань, брань.
Слайд 24Методы поведенческого анализа. Выбор мишеней воздействия в поведении ребенка
Для эффективной модификации
и коррекции поведения человека необходимо, прежде всего, разобраться с причинами, повлиявшими на формирование сложившегося у него стереотипа поведения, что позволит в дальнейшем выделить мишени воздействия, позволяющие модифицировать поведение. Эти задачи как раз и позволяет выполнить поведенческий анализ
Слайд 25Основные методы исследования поведения
В поведенческом анализе используются три основных метода исследования
поведения: историографический анализ, причинно-следственный анализ, анализ поведения на основе теории функциональных систем.
Все эти способы реализуются только на основе анализа реальных событий и при совместном взаимодействии с воспитанником, поведение которого модифицируется. Педагог в своем анализе не должен ориентироваться только на свои предположения. Предположения должны обосновываться и доказываться. По результатам анализа педагог обязан выделить мишень, воздействуя на которую, он будет менять поведение воспитанника.
Слайд 26Например
«Трудности утреннего подъема».
Воспитанник Павел З.. Возраст 17 лет. Диагноз F 70.1 –
легкая умственная отсталость с нарушениями поведения, требующими лечение.
Наблюдаемое поведение: утром, когда его будят, с трудом встает, при этом может выражаться нецензурно.
Поведение в существующей форме наблюдается 2 года. 2 года назад ребенок переехал из другого учреждения и стал жить в комнате, где проживает не 6 человек. Его соседями по комнате стали младшие по возрасту дети, характеризующиеся крайней зависимостью в поведении от более сильных личностей, и Павел стал для них лидером. Полгода назад ребенок стал обучаться в 9 классе.
Проблемы с подъемом сочетаются с тем, что ребенок крайне поздно ложится спать (в 2 – 3 часа ночи), играя при этом в телефоне. Перед отбоем нередки активные, бурные игры. В целом его режим сна и бодрствования характеризуется воспитателями тем, что он «сова». Также при описании ситуации воспитатели отметили, что ребенок чаще встает утром, когда ночью на группе ,дежурит воспитатель когда дежурит воспитатель-мужчина только воспитатель - женщина ребенок вовремя никогда не встает.
Слайд 27Теперь рассмотрим данный случай, применяя ранее перечисленные способы анализа.
Историографический анализ проявлений
поведения позволяет исследовать их изменения в зависимости от других событий в жизни человека. Историографический метод анализа в нашем случае показывает следующие особенности: время начала и продолжительность наблюдаемого поведения – 2 года, что совпадает с изменением условий проживания ребенка.
Слайд 28В причинно-следственном анализе поведения исследуются отношения, которые приводят к формированию и
закреплению исследуемого поведения. В нашем случае выделяются следующие значимые отношения: нарушения режима дня ребенком (позднее засыпание, буйный характер деятельности перед сном, возможно гаджитомания и игровая зависимость от компьютерных игр); общие особенности режима сна и бодрствования (ребенок - «сова»); характер взаимоотношения с ночными воспитателями (возможное негативное, провоцирующее поведение по отношению к младшим воспитателям); роль, занятая ребенком по отношению к соседям по комнате – роль лидера, что приводит к браваде, закрепляющей его лидерство.
Слайд 29Анализ поведения, основанный на теории функциональных систем, учитывает следующие компоненты этих
систем: ожидаемый результат поведения; планирование поведения; реализация поведения; результат поведения; сравнение реального результата и планируемого; внесение изменений в деятельность при неудовлетворяющем результате. И так, давайте с этих позиций опишем наш случай.
Ожидаемый результат поведения: можно предполагать, что ребенок в качестве результата своего поведения видит возможность выспаться, возможно, результат может быть связан с его желанием подразнить воспитателя, показать себя значимым, и при всем при этом избежать значимого для него наказания.
Планируемое поведение: лежать в койке, получая удовольствие, до того момента, пока крик воспитателя не покажет ребенку, что наказание будет для него существенным, или пока он не выспится.
Реализация поведения: сон во время подъема.
Сравнение планируемого результата и достигнутого: так как поведение закрепилось, можно предполагать, что планы ребенка полностью выполняются. Коррекция планов не требуется. Поведение закреплено!
Слайд 30Пример определения мишеней воздействия в поведенческом анализе
Слайд 31Пример определения мишеней воздействия в поведенческом анализе
Слайд 32Пример определения мишеней воздействия в поведенческом анализе
Слайд 33Правила составления поведенческих программ
При составлении программ учитывается история возникновения поведения у
воспитанника, условия его реализации, предположения по поводу возможности формирования нового поведения. Перед созданием программы определяются мишени воздействия, методы возможного подкрепления и наказания, актуальные для конкретного воспитанника.
Слайд 34Основные правила формирования поведения и написания поведенческой программы
Описание актуального психологического состояния
воспитанника и особенностей его поведения;
Проведение анализа поведения и определение мишеней воздействия;
Определение условий подкрепления формируемого поведения и гашения нежелательного поведения;
Определение, с четким указанием критериев, конечных и промежуточных целей формируемого поведения;
Разработка алгоритмов регистрации результатов при осуществлении программы;
Установление способов напоминания о необходимых действиях для воспитанника по ходу выполнения программы;
Проведение процедур подведения промежуточных итогов совместно с воспитанником с акцентом на позитивные результаты;
Формирование у воспитанника позитивной мотивации по коррекции собственного поведения;
Разработка способов самокоррекции поведения воспитанником.
Слайд 351. Описание актуального психологического состояния воспитанника и особенностей его поведения
Состояние Павла
и его поведение может быть описано следующим образом: воспитанник каждое утро вовремя не встает, когда его начинает будить дневной воспитатель, он злится и нецензурно выражается, бывают редкие исключения, которые случаются, когда ночью дежурит воспитатель-мужчина.
Слайд 362. Определение условий подкрепления формируемого поведения и гашения нежелательного поведения.
С
учетом особенностей мотивационной сферы воспитанника в качестве подкрепления могут быть использованы пищевые подкрепления (утренний чай) и способы, способствующие повышению социального статуса воспитанника в группе (выделение на доске почета, назначение старшим по спальне и т. д.).
Слайд 383. Разработка алгоритмов регистрации результатов при осуществлении программы.
В качестве способов регистрации
поведения можно использовать таблицу-график, где будут отмечаться время выполнения условий программы и сопутствующие проявления (наличие или отсутствие матов).
Пояснение к таблице:
«+» - лег спать или встал согласно требованиям программы;
«- »- не лег спать или не встал согласно требованиям программы;
«!» - маты были;
«0» - матов не было.
Слайд 394. Установление способов напоминания о необходимых действиях для воспитанника по ходу
выполнения программы. В качестве напоминания о необходимости выполнять пункты программы воспитанником может использоваться будильник.
5. Проведение процедур подведения промежуточных итогов совместно с воспитанником с акцентом на позитивные результаты. Раз в неделю можно проводить совместные беседы со всеми воспитанниками группы, делая в них акцент на моменты выполнения условий программы воспитанниками.
6. Формирование у воспитанника позитивной мотивации по коррекции собственного поведения. Проведение с воспитанниками группы педагогических занятий, направленных на развитие навыков целеполагания и определения ценности навыка вовремя вставать.
Слайд 40 7. Разработка способов самокоррекции поведения воспитанником. Обучение воспитанника навыкам работы с будильником.
8. Краткие
пояснения применения программы. Перед началом выполнения программы необходимо скорректировать ряд внешних условий:
- с 20:00 в помещении группы включается тихая успокаивающая музыка;
- с 20:00 до 22:00 рекомендуется просматривать спокойные фильмы;
- утором, за 30 минут до подъема включается бодрящая музыка, громкость которой постепенно нарастает, открывается форточка;
- воспитатель начинает будить ребенка за 15 минут до подъема, подходя к нему каждые 5 минут (крик и ругань со стороны воспитателя категорически запрещены).
В качестве поощрения можно использовать кружку сладкого чая на завтрак.