Слайд 1
Построение индивидуальной образовательной траектории как реализация дифференцированного подхода к обучению школьников
Педагогический
совет:
Разработчик: Бирюкова Оксана Викторовна, учитель географии
29.10.2018
Слайд 2
«ЕСЛИ ПЕДАГОГИКА
ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ,
ТО ОНА
ДОЛЖНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО
УЗНАТЬ ЕГО ТОЖЕ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ».
К.Д.УШИНСКИЙ
Введение
Реформа среднего образования в Российской Федерации на её современном этапе требует перерастания традиционной нормативно-функциональной модели образования в личностно-ориентированную модель.
Формируется такое педагогическое понятие, как индивидуальная траектория развития личности, указывающая на жизненный путь каждого человека и признание его индивидуальности и неповторимости.
Слайд 3Индивидуальный образовательный маршрут
это целенаправленно проектируемая дифференцированная
образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Слайд 4ИОМ
- помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе
будущей профессии.
Строится по жизненно важным линиям:
линия личностного роста
линия знаний (образовательная)
линия профессионального самоопределения
Слайд 5
В основе построения индивидуальной образовательной траектории лежат четыре важнейших процесса:
-
прогнозирование
- проектирование
- конструирование
оценка эффективности реализации
Слайд 6Техника
«Четыре вопроса планирования»
«Волшебный кристалл»
Что ты хочешь?
Каков результат?
Почему важно?
Как?
Слайд 7Индивидуальный образовательный маршрут
Определяется:
образовательными потребностями,
индивидуальными способностями,
возможностями обучающегося (уровень готовности к
освоению программы).
Слайд 8
Индивидуальные особенности обучающегося:
образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
психическое и физическое
состояние ученика;
личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
возраст;
социальный аспект (пожелания родителей).
Слайд 9Индивидуальная образовательная траектория
предусматривает наличие
индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент)
И разработанный способ
его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Слайд 10Эффективность разработки ИОМ
Условия:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ;
осуществление
психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимся;
активное включение обучающегося в деятельность по созданию ИОМ;
организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Слайд 11Структура индивидуального образовательного маршрута
Компоненты:
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе
мотивов и потребностей обучающегося);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания разделов и тем, их систематизация и группировка, установление внутренних связей);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Слайд 12Схема построения индивидуального образовательного маршрута
Диагностика уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных
компетенций учащихся.
Целеполагание и определение первостепенных задач.
Определение срока реализации ИОМ
Программирование индивидуальной образовательной деятельности.
Реализация индивидуальной и общей образовательных программ.
Интеграция с другими специалистами.
Демонстрация личных образовательных продуктов.
Рефлексия - определение способов оценки успехов обучающегося.
Слайд 13
Первый этап - диагностика уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций
учащихся.
Тесты креативности;
Методики, направленные на выявление организаторских способностей;
Тест креативного потенциала;
Тест когнитивных умений;
Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
Анкета для родителей;
Пожелания воспитанника;
Шкала детских способностей Маккарти;
Слайд 14Второй этап - целеполагание и определение первостепенных задач
Исходя
из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Слайд 15Цель
Правила формулирования целей:
Позитивны
Подконтрольны
SMART
S
– конкретны
M – измеримы
A – достижимы
R - реалистичны
T – определены во времени
Слайд 16Движение к цели
Будущее
Прошлое
Настоящее
Развитие, достижения
Начало занятия
Конец занятия
Цель
Результат
____
____
____
____
Шаги - действия
Р 1
Р2
Р 4
Р5
Р6
опыт,
знания,
умения,
навыки
компетенции
убеждения
привычки поведения
установки
стереотипы
ценности
отношения
личностные качества
уровень жизненной энергии
степень проактивности
Трансформация, развитие, рост,
усиление
Слайд 17
Третий этап - определение срока реализации ИОМ
В индивидуальном порядке, по
согласованию с родителями и самим обучающимся, срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Слайд 18 Когда ты это будешь делать?
(о планах, о шагах/действиях)
прошлое
настоящее
будущее
Слайд 19
Четвертый этап - программирование индивидуальной образовательной деятельности.
Учащийся с помощью
педагога и родителей выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности.
Слайд 20 Как ты это будешь делать?
(о планах, о шагах/действиях)
Мега результат
прошлое
настоящее
будущее
Р1
Р2
Р3
Р4
Что ты делал, чтобы достичь результата?
Какие ключевые моменты учел?
С кем ты это делал?
Где?
Когда? В какое время?
МЕЧТА
Слайд 21
Пятый этап - реализация индивидуальной и общей образовательных программ.
Роль педагога
заключается в том, чтобы: направить,
дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося,
вооружить его соответствующими способами деятельности,
поиском средств работы,
выделить критерии анализа работы, рецензировать,
оценить деятельность учащегося.
Слайд 22
Шестой этап - интеграция с другими специалистами.
Разработчик маршрута,
проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным облучающимся других специалистов.
Слайд 23Вместо проблем решение
Проблема
Решение
Слайд 24
Седьмой этап - демонстрация личных образовательных продуктов учащимися и коллективное
их обсуждение.
Педагог демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др. Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены учащимися в собственной деятельности.
Способы демонстрации результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.
Слайд 25Восьмой этап - рефлексия - определение способов оценки успехов обучающегося
Выявление индивидуальных
и общих образовательных продуктов деятельности, фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка.
Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.
Слайд 26Каков результат?
Как ты поймешь, что достиг желаемого?
(формат конечного результата)
Мега
результат
прошлое
настоящее
будущее
Р1
Р2
Р3
Р4
Признаки/ доказательства результата
1._____________
2.______________
3._____________
4._____________
Слайд 27
Схема самоанализа
обучающегося по индивидуальному
образовательному маршруту
Какие цели я ставил перед собой
в начале учебного года? (Что я хотел?).
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?).
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?).
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?).
Слайд 28 Почему это важно для тебя?
(о ценностях и смыслах)
Мега результат
прошлое
настоящее
будущее
Р1
Р2
Р3
Р4
Кем ты стал, когда достиг цели?
Какие ценности это привнесло в твою жизнь?
Как меняется твоя жизнь, когда ты достиг желаемого?
МЕЧТА