Слайд 2Вопрос №1
Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?
Слайд 3Вопрос №2
Какие факторы встречаются при восприятии людьми друг друга?
Слайд 4Вопрос №3
Какие типичные искажения при восприятии вы знаете?
Слайд 5Вопрос №4
Какие психологические механизмы восприятия вам известны?
Слайд 7Цель занятия:
Ознакомиться с историей происхождения понятия конфликт.
Сформировать понятие о конфликтогенах.
Рассмотреть основные
причины возникновения конфликтов в профессиональной деятельности.
Изучить структуру и классификацию конфликтов.
Слайд 8План
1.Сущность конфликта и его структура.
2.Классификация и причины конфликтов.
3. Динамика конфликта.
4.Стратегии поведения
в конфликтной ситуации.
5.Черты характера конфликтной личности.
Слайд 9
1.Сущность конфликта и его структура.
Слайд 10
В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В
словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».
Слайд 11
Конфликт – столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями,
целями, различными представлениями о способе их достижения.
Слайд 12Мы чаще задаем такие вопросы:
Почему люди не понимают друг друга?
Почему люди
ссорятся?
И реже:
Как я веду себя с разными людьми в разных ситуациях?
Часто ли я вступаю в конфликты с кем-либо? Почему?
Слайд 13конфликтогены
слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.
Слайд 14
«Люди не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение
тому, что слышат сами».
Слайд 15Наиболее часто встречающиеся конфликтогены.
I. Стремление к превосходству:
Прямые проявления превосходства
Снисходительное отношение
Хвастовство
Категоричность, безапелляционность
Навязывание своих советов
Перебивание собеседника
Утаивание информации
Слайд 16
Нарушение этики
Подшучивание, насмешки
Обман или попытка обмана
Напоминание
Перекладывание ответственности на другого человека
Слайд 17
II. Проявление агрессивности.
III. Проявление эгоизма
Слайд 18Структура конфликта
совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе,
отличие от других явлений социальной жизни
Слайд 19«конфликтная ситуация»
— фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития.
Слайд 212. Классификация и причины конфликтов.
Слайд 25Причины конфликтов
это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами.
Слайд 26Причины конфликтов в профессиональной деятельности.
Организационно-управленческие
Социально-психологические
Личностные
Слайд 28
Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух
понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Слайд 29
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и
до разрешения.
Слайд 30Основные этапы конфликта
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации
2. Осознание конфликтной ситуации
хотя бы одним из участников
3. Эскалация конфликта
4. Разрешение конфликта
административное
педагогическое
Слайд 31Фазы конфликта
непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде
всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Слайд 32
Основными фазами конфликта являются:
начальная фаза;
фаза подъема;
пик конфликта;
фаза спада.
Слайд 33Соотношение фаз и этапов конфликта
Слайд 34Вопрос 4.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Слайд 36Вопрос 5.
Черты характера конфликтной личности.
Слайд 37
стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать
свое последнее слово;
быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;
излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;
критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная;
плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;
консерватизм мышления, взглядов, убеждений, не желания преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;
Слайд 38
стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
стремление к
независимости – хорошее качество, но до определенных пределов;
излишняя настойчивость (навязчивость);
несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;
неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
инициатива, особенно творческая (там, где это не нужно).
Слайд 39
Устранение личностных недостатков – основная цель самосовершенствования личности (самообразования, самовоспитания и
саморазвития).
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни любой организации и человека. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что мы развиваемся.
Анализ причин, течения и результатов конфликтов убеждает в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие позиций и прочее.
Слайд 41
Вопросы:
Раскройте понятие конфликт.
Что такое конфликтогены?
Назовите наиболее часто встречающиеся конфликтогены.
Перечислите причины
конфликтов в профессиональной деятельности
Перечислите основные структурные элементы конфликта
Слайд 42
Назовите виды конфликтов исходя из критериев, которые берутся за основу
Перечислите основные
этапы конфликта.
На какой фазе возможность разрешения конфликта наиболее высока?
Каковы основные стратегии поведения человека в конфликте?
Слайд 43Литература
1. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс
лекций.(Серия «Учебники и учебные пособия») / Д. П. Зеркин. – Ростов-н/Д:«Феникс», 1998. – с. 136-158, 327-366.
2. Кабаченко Т.С. Психология управления: уч. Пособие / Т.С. Кабаченко.– М.: Педагогическое общество России, 2005. – 384 с.http://www.uprav.biz/materials/education/view/3267.html?next=1
3. Составные компоненты конфликта и его характеристики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyterra.spb.ru/moreinfo/conflicts/data/ic_moreinfoconflicts/3/
4. Психология управления конфликтными ситуациями [Электронный ресурс]. http://www.shkl.ru/psihologiya/psihologiya-upravleniya-konfliktnymi-situaciyami
Слайд 44Темы рефератов
1. Управление конфликтной ситуацией.
2. Психологическое понимание конфликта.
3. Урегулирование конфликтов.
Слайд 46Тест «Конфликтны ли Вы?»
Вопросы:
1. Как вы реагируете на критику?
а)
Как правило, критика меня глубоко уязвляет;
б) Критику обычно принимаю близко к сердцу;
в) Пытаюсь учесть, если критика справедлива;
г) На критику обычно не обращаю внимания.
2. Верите ли вы людям?
а) Придерживаюсь мнения, что лучше никому не верить;
б) Людям почти не верю, я в них обманулся;
в) Я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;
г) Обычно я людям доверяю без разбора.
3. Вы умеете бороться за свою точку зрения?
а) Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;
б) Отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;
в) Скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды;
г) Предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.
Слайд 47
4. Вы предпочитаете руководить или подчиняться?
а) В любом деле
люблю руководить сам;
б) Люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища; в) Охотнее работаю под чьим-либо руководством;
г) Как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.
5. Если вас кто-то обидел?
а) Стараюсь отплатить тем же;
б) Боюсь мстить из-за дальнейших последствий;
в) Считаю месть лишним, ненужным усилием;
г) Если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.
6. Вас попытались обойти в очереди?
а) Способен такого человека вышвырнуть вон;
б) Ругаюсь, но только, если ругаются другие;
в) Молчу, хотя возмущен;
г) Предпочитаю отступить, в ссору не вступаю.
Слайд 48
7. Просто ли вас «выбить из колеи»?
а) Я легко расстраиваюсь
по самым незначительным поводам;
б) Я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины;
в) Расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам;
г) Меня мало что расстраивает.
8. Вы «лед» или «пламя»?
а) Я горяч и вспыльчив;
б) Не очень вспыльчив;
в) Скорее спокоен, чем вспыльчив;
г) Вполне спокойный человек.
9. Легко ли вам говорить правду?
а) Всегда говорю, что думаю, прямо в глаза;
б) Бывает, что могу сказать все, что думаю;
в) Говорю обдуманно лишь после размышлений;
г) Я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.
Слайд 49
Инструкции: Ответы под буквой «а» оцениваются в 1 балл, «б» –
в 2, «в» – в 3, «г» – в 4 балла. Суммируйте результаты ответов на вопросы.
Слайд 50
Результаты: Если вы получили результат 9–19 баллов, вы человек тяжелый
в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки!». Но прислушайся лучше к другим высказываниям: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар», «Твою бы энергию, да в мирных целях». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость? Ваши эмоции не помогают вам в этой борьбе.
Слайд 51
Если сумма баллов 26–34, то вы едва ли являетесь источником конфликтов.
Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку человек, который всегда и во всем со всеми соглашается, неинтересен. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делают вас косвенным виновником конфликтных осложнений.
Слайд 52
И наконец, сумма 20–25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым,
общительным, покладистым, способным противостоять обострению отношений в коллективе (в том числе и в семье). Однако следует спросить себя: были ли вы искренними в ответах. Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверьте-ка себя снова – неторопливо, вдумчиво, беспристрастно.