Слайд 1 Здоровьесберегающие технологии
в логопедической практике
Панкова Жанна Георгиевна
учитель-логопед ДУУ «Антошка»
г.
Ровенек Луганской области
Слайд 2
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из
приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Слайд 3
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушения оптико-пространственного
праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Слайд 4Здоровьесберегающие технологии
Нетрадиционные методы воздействия
Релаксация
Дыхательная
гимнастика
Развитие
общей моторики
Психогимнастика
Развитие
мелкой
моторики пальцев рук
Слайд 5Дыхательная гимнастика
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и
укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление
навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведѐтся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией
звукопроизношения.
Слайд 6Упражнение «Сдуй ватку с ладошки»
Упражнение «Рукавичка»
Слайд 7Артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение артикуляционной
гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных
органов и их иннервацию (нервную
проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных
органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость)
артикуляционных органов.
Слайд 8Чистим нижние и верхние зубки
Упражнение «Улыбка»
Слайд 9
Развитие мелкой моторики
пальцев рук
Развитию мелкой моторики пальцев рук на
коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Слайд 10Рисование с использованием шаблонов
Упражнение «Шнуровка»
Слайд 11Упражнение со счетными палочками
Упражнение «Собери пазлы»
Слайд 12Гимнастика для глаз
Всем известная с детства гимнастика для глаз – эффективная
профилактическая мера. Ее выполняют на логопедических занятиях с целью снятия зрительной нагрузки, а также в качестве профилактики , чтобы сохранить глазки ребят здоровыми.
Слайд 14Релаксация
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения
во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Отличные результаты дают совместная работа узких специалистов.
Слайд 15Упражнение с использованием су-джок терапии «Ежик»
Слайд 16Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность
ребѐнка, тем интенсивней развивается
его
речь. Оздоровительные паузы –
физминутки, проводятся в игровой
форме в середине занятия. Они
направлены на нормализацию
мышечного тонуса, исправление
неправильных поз, запоминание серии
двигательных актов, воспитание
быстроты реакции на словесные
инструкции. Сочетание речи с
определѐнными движениями даѐт ряд
преимуществ для детей,
посещающих логопедические занятия.
Слайд 17Физкультминутка «Деревцо»
Упражнение «Цветок»
Слайд 18Массаж и самомассаж
При систематическом проведении
массажа улучшается функция
рецепторов проводящих путей,
усиливаются рефлекторные связи коры
головного мозга с мышцами и сосудами.
Виды развивающего массажа,
используемые в логопедической
практике:
-массаж и самомассаж лица;
-массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
-плантарный массаж (массаж стоп);
-аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
-массаж язычной мускулатуры
Слайд 19Самомассаж
шишкой
Самомассаж пальчиков
Слайд 21Психогимнастика
Психогимнастика помогает создать
условия для успешного обучения
каждого ребѐнка. Коррекционная
направленность
занятий
предполагает исправление
двигательных, речевых,
поведенческих расстройств,
нарушение общения,
недостаточности высших
психических функций. Эти задачи
успешно решаются на занятиях
театральной деятельностью,
логоритмике, во время динамических
пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых
играх.
Слайд 22Пантомимический этюд«Радость»
Использование психогимнастики в упражнении«Скажи ласково»
Слайд 23Удачи в работе,
уважаемые коллеги!