Слайд 4ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Педагог-психолог Кирилина .И.
2 кв.категория школа
№ 68
Слайд 5 Программа работы по обеспечению успешности
старшеклассников в преодолении ситуаций интеллектуальной напряженности (необходимость усвоения больших объемов информации в ограниченные сроки) и интеллектуальной конкуренции (экзамен, ЕГЭ, конкурсный отбор, профориентационное собеседование, публичная презентация работы и т.д.) состоит из трех блоков:
1. Встреча с собой и с другими: тревога и ответственность
2. Раскрой секреты своих познавательных способностей
3. Установка на успех. Стабилизация эмоционального состояния
Слайд 6ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ - ЗАНЯТИЕ НЕ МЕНЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ,
ЧЕМ ИХ СОЗДАНИЕ
Неизлечим
не сам человек, но его ограниченное сознание, порождающее проблемы. Осуществляй рост осознанности, расширяй сознание – и круг проблем станет сужаться
Ошо (Чандра Мохан Джеин)
Слайд 7"СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА УОЛТА ДИСНЕЯ"
РЕАЛИСТ После этого Дисней просчитывал бюджет, который ему
требовался, оценивал свои ресурсы и время. Ему было важно понять: как его мечта превратиться в реальность? Реалист действовал из настоящего времени и обращался к кинестетической модальности ( что он чувствует по-поводу этого?). Для него были важны конкретные шаги и весь процесс в целом.
КРИТИК Здесь Дисней использовал критическую оценку своего будущего детища. Насколько его творение понравится зрителю? Нет ли чего- то лишнего? У критика во главе стоит логика, и он обращается к опыту прошлого: «Каких ошибок можно избежать?», «Что может вызвать противоречие?»
МЕЧТАТЕЛЬ Сначала он создавал свои творения в мечтах. Он проживал жизнь своих героев, прочувствовал их образы, характеры, поведение и внешность. Именно в его мечтах они оживали, а затем создавался замысел, который чуть позже превращался в сюжет его мульфильма или фильма.
Слайд 8"СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА УОЛТА ДИСНЕЯ"
Мечтатель
Каким необычным, легким, неординарным может быть процесс
подготовки и сдачи ЕГЭ?
Реалист
Как мечта превратиться в реальность?
Критик
"Каких ошибок можно избежать?"
"Что может вызвать противоречие?"
Слайд 95 СПОСОБОВ РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Знайте, что вы
уже воображаете и создаете
Практикуйте навыки наблюдения, которые питают ваше воображение
Работайте над развитием всех своих чувств
Задавайте себе вопрос: «А что, если?» Ответы укажут вам новые направления. «Что случилось бы, если б я?..»; «Могу ли я сделать что-либо иначе, не как обычно?»; «Как будет выглядеть, если я?..»
Позвольте себе элемент игры
Слайд 10ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВСЕГДА СВЯЗАНО С ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГИБКОСТЬЮ И ОСОЗНАННОСТЬЮ!
Если бы люди
могли немного больше танцевать, немного больше петь, быть немного более сумасшедшими, их энергия была бы более струящейся, и проблемы мало-помалу исчезли бы Ошо
Слайд 11ПРОБЛЕМА - ЭТО ТА ЖЕ НЕРЕШЕННАЯ ЗАДАЧА, ПОЭТОМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ...
Проблему можно......
протанцевать. Делается это просто. Закидываете в голову запрос, после чего отключаете голову от всяких мыслей. Закрываете глаза и начинаете двигаться под музыку. Все внимание в теле..... Куда его несет, что оно хочет, что оно делает. Тело разговаривает с нами, но своим "языком". Научитесь его слушать. Иногда ответ не приходит сразу, а лишь спустя время. Так что не переживайте.
Слайд 12«Стоп-кадр»
Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам
в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.
Процедура: Участники свободно перемещаются по аудитории по музыку. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.
Можно использовать, например, такие наборы слов: время, экзамен, учеба, будущее, успех, понимание, счастье, полет.
Слайд 13«Арка ЕГЭ в будущее»
Описание упражнения
Участники объединяются в 2 — 3 команды,
получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, в распоряжении участников имеются только ножницы.
Смысл упражнения Отработка навыков генерации идей в командной работе, сплочение участников. Упражнение позволяет продемонстрировать условность понятий «возможное — невозможное» и показать, что не надо сразу отказываться от задачи или называть ее «глупой», если способ решения не приходит на ум немедленно.
Обсуждение
Кому сначала казалось, что упражнение выполнить невозможно? Потом вы убедились, что на самом деле это просто, нужно лишь понять, как. Часто ли у нас в жизни возникают ситуации, когда мы не можем разглядеть способ сделать что-либо, потому что считаем это в принципе невозможным и даже не пытаемся?
Слайд 14«Невероятная ситуация»
Описание упражнения
Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой
невероятно или крайне маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 5 человек, время работы дается из расчета 5 — 6 минут на одну ситуацию.
Смысл упражнения Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно, в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.
Обсуждение Какие из предложенных идей ярче всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что способствовало выполнению этого упражнения, а что препятствовало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд невероятная ситуация становится реальной?
Слайд 15Вот несколько примеров связанных с ЕГЭ невероятных ситуаций для этого упражнения:
На
экзамене можно будет пользоваться определенное количество раз подсказкой (2-3 раза)
ЕГЭ, будет, проходить в форме телешоу, как праздник
Экзамен проводится в уютной атмосфере - пуфики, угостить кофе, непринужденная атмосфера
Сдавать экзамен совместно с подругой или другом по одним КИМам
Сдавать экзамен по профилю в соответствующих местах: музей, телепортация в прошлое, на географической местности, на ферме или в лесу
Стены в кабинете сдачи экзаменов будут разноцветными, вдохновляющими на стимуляцию творческого потенциала, вдохновение и энергию (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый)
Слайд 16Можно обговорить и не такие
фантастические варианты
Баллы ЕГЭ не учитываются при
приеме в ВУЗы, дополнительно нужно будет сдавать входные экзамены по предметам, предложенные институтом по их правилам;
Отменят видеонаблюдение на ЕГЭ, но количество организаторов в аудитории увеличится втрое;
Экзамены вообще исчезнут из жизни людей;
Будут брать в институт при минимальном проходном балле ЕГЭ;
Подготовка к ЕГЭ будет сводиться к занятиям - «поговорим по-душам»;
Сдавать экзамены в форме ЕГЭ нужно будет на телефоне
Слайд 17«Хочу – Могу – Надо»
Описание упражнения
Участники делают коллажи или рисунки. Тема
: «Мои желания, возможности и обязанности при подготовке к ЕГЭ». Это отражает структуру личности по Э. Берну: «Ребенок (желания) – Взрослый (возможности) – Родитель (долженствование)».
Обычно ведущий сначала рисует эту схему личности и кратко комментирует ее, а потом предлагает участникам выполнить коллажи, либо придерживаясь традиционной схемы (три круга один под другим: в нижнем желания, в среднем возможности, в верхнем обязательства), либо придумав свой вариант. Время работы 25 — 30 мин., потом проводится презентация.
Слайд 18Смысл упражнения
Упражнение способствует более полному осознанию своих желаний и возможностей, постановке
личностных и профессиональных целей, повышению самооценки.
Обсуждение
Какие выводы каждый участник сделал лично для себя при выполнении этого упражнения, что нового узнал о себе, своих желаниях и возможностях?
Цитата в тему: как говорит известный российский психолог и психотерапевт М. Е. Литвак, «Счастье человека состоит в том, чтобы для него «Хочу, могу и надо» имели одно и то же содержание». Насколько вы согласны с такой позицией? Приведите аргументы за и против нее.
Слайд 19«Расшифровка»
На чистых листах учащиеся пишут на одной строке с большими пробелами
3 буквы «Е», «Г», «Э». Учащимся предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему, но чтобы обязательно получилось словосочетание из начальных букв «е», «г», «э», пусть даже смешное, злое или бессмысленное.
Условие: нельзя использовать слова однокоренные следующим словам, как «единый», «государственный», «экзамен». Обязательно составить несколько 5-6 словосочетаний. По желанию зачитайте полученные словосочетания (несколько для примера)
Слайд 21Распределите все словосочетания по эмоциям: «+»- фраза вызывает положительные эмоции, минус-
фраза несет негативные эмоции, «0»- фраза нейтральная.
Подсчитайте количество плюсов, минусов, нулей. Выясните, каких эмоций у вас больше?
Определите, кем вы являетесь в большей степени: «оптимист» (больше плюсов), пессимист (минусы), «пофигист» (больше нулей), реалист (если есть все эти знаки).
Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы отрицательные эмоции, связанные с ЕГЭ постепенно схлынули и плавно перешли на положительную волну. Это поможет посмотреть на ЕГЭ с другой стороны.
Слайд 22«Как бы готовились и сдавали ЕГЭ»
Современные персонажи мультфильмов и фильмов
Принцесса Тиана
и принц Навин
Капитан
Америка
Железный
человек
Капитан
Марвел
Халк
Кимберли Энн Пять-с-Плюсом;
Рональд Эдриэн Так-Себе; Руфус
Доктор
Драккен
Шиго
Саймон, Элвин, Теодор
Виталий
Ведьма
Арнольд и Хельга
Адом – робот
Мерида
Слайд 25ролики про ЕГЭ
https://www.youtube.com/watch?v=sLXLZBzjQlg&feature=youtu.be
https://ok.ru/video/781531548359
https://www.youtube.com/watch?v=IuHvyOg6kK0&feature=youtu.be
Слайд 26СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Кирилина Тамара Ивановна,
педагог – психолог, высшая кв.категория,
МБОУ
«Школа № 68» Приволжского района г.Казани