Презентация, доклад на тему Подготовка руки к письму у детей с ДЦП

Содержание

  В начале обучения многие дети испытывают трудности различного характера, но более 90 % этих трудностей связаны с письмом. Письмо - сложный вид деятельности, сопровождающийся вовлечением в работу коры головного мозга, органов зрения и слуха и, кроме

Слайд 1Подготовка руки к письму
у лиц с ДЦП

Подготовка руки к письму у лиц с ДЦП

Слайд 2  В начале обучения многие дети испытывают трудности различного характера, но более

90 % этих трудностей связаны с письмом. Письмо - сложный вид деятельности, сопровождающийся вовлечением в работу коры головного мозга, органов зрения и слуха и, кроме того, многих мышц тела.
Из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук возникают трудности в подготовке руки к письму. Поэтому дети пишут медленно, неразборчиво, быстро устают, у них резко нарушена плавность письма.
 	В начале обучения многие дети испытывают трудности различного характера, но более 90 % этих трудностей связаны с

Слайд 3 Для того чтобы у ребёнка к поступлению в школу сформировались функции,

необходимые для освоения этого навыка, уже в дошкольном возрасте целесообразно проводить работу по развитию произвольной моторики кистей и пальцев рук.
С этой целью учитель-дефектолог и воспитатель (а также родители дома) выполняют следующие коррекционные упражнения по подготовке руки к письму детей с детским церебральным параличом:

дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряжёнными кистями;
имитируют встряхивание брызг с рук;
имитируют полоскание белья;
поднимают скрещённые руки над головой, раздвигая пальцы ("рога оленя");
опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают ненапряжёнными кистями рук;
дети легко сжимают кулаки ("добрая кошка": прячет свои коготки в подушечки лапок);
дети разжимают кулаки, раздвигая и напрягая пальцы ("кошка рассердилась": выпускает свои коготки) и др.

Для того чтобы у ребёнка к поступлению в школу сформировались функции, необходимые для освоения этого навыка, уже

Слайд 4 Следует помнить, что развитие статической и динамической координации движений кистей и

пальцев рук проходит в следующей последовательности: сначала формируется движение на одной руке, затем на другой и только потом движения выполняются обеими руками одновременно.

Следует помнить, что развитие статической и динамической координации движений кистей и пальцев рук проходит в следующей последовательности:

Слайд 5Методы и приемы развития мелкой моторики рук
в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте

необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Методы и приемы развития мелкой моторики рукв дошкольном возрастеВ дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой

Слайд 6Массаж
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в

рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

Самомассаж тыльной стороны кистей рук

Самомассаж лодоней

Самомассаж пальцев рук

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Массаж	Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы,

Слайд 71. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев

тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
 
Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
 
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
 
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
 
 

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными

Слайд 8Массажеры для рук

Массажеры для рук

Слайд 9Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики

рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Пальчиковая гимнастика.	Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию

Слайд 11Шнуровка
 
Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре

в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
 б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
 в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);
  г) выполнить обмётку через край;
  д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
 
Также используются готовые игры и пособия с учетом возрастных и физических возможностей ребенка.


Шнуровка Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края

Слайд 12Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; -

развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи ; - развивают творческие способности.
Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют

Слайд 13 В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление

пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая

Слайд 14 
При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на

лист альбома, простым карандашом обводит знакомые фигуры.
Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи).
Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи:
-параллельные отрезки сверху вниз,
- снизу вверх,
-слева направо.
Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку.
 


Методика работы с трафаретами и лекалами

 При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома, простым карандашом обводит знакомые

Слайд 15На последующих занятиях:
- дети строят из геометрических фигур разные предметы,
- заштриховывают

их и составляют смысловые композиции. (можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие.)
-затем в штриховку можно включить элементы букв. (штриховка в этот период выполняется фломастером).
-заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д.
 
Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

На последующих занятиях:- дети строят из геометрических фигур разные предметы,- заштриховывают их и составляют смысловые композиции. (можно

Слайд 16Правильное положение руки при письме.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее

ровный и аккуратный почерк, следующее:

- пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного,
- опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.
- расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см.
- верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.
- кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
- показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним.
Правильное положение руки при письме.Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее:- пишущий

Слайд 17При формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП в возрасте

от 0 до 7 лет необходимо учитывать следующее:
1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.
3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.
4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, ведением дневников, выполнением заданий.

При формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП в возрасте от 0 до 7 лет необходимо

Слайд 18Успешность формирования навыка письма и становление почерка зависит от соблюдения при

письме гигиенических правил:

Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку.

Тетрадь следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений.

Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным грифелем.

Успешность формирования навыка письма и становление почерка зависит от соблюдения при письме гигиенических правил: Правильный выбор мебели,

Слайд 19Тренажеры для письма
Для детей, у которых двигательных нарушений не столь много,

используются тренажёры «Ручка-самоучка», представляющие собой насадки в форме рыбки на ручку или карандаш.
Тренажеры для письмаДля детей, у которых двигательных нарушений не столь много, используются тренажёры «Ручка-самоучка», представляющие собой насадки

Слайд 20Всего имеется 3 вида тренажёров «Ручка-самоучка».

Чтобы облегчить обучение ребёнка письму, разработаны

ручки:

1. для обучения детей (правшей) с 2,5 лет (на карандаше), с 5 лет – на ручке;

2. для обучения детей (левшей) с 2,5 лет (на карандаше), с 5 лет – на ручке;

3. для исправления техники письма правшей – с 6-7 лет (на ручке).

Тренажёры подсознательно вырабатывают правильную манеру письма, а главное, верный наклон ручки. Эти обучающие тренажеры рекомендуются кандидатом педагогических наук, профессором «Института психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования Т.В. Волосовец. Тренажёры для обучения письму прошли психолого-педагогическую экспертизу в России, имеются европейские сертификаты качества и авторские патенты.


Всего имеется 3 вида тренажёров «Ручка-самоучка».Чтобы облегчить обучение ребёнка письму, разработаны ручки: 1. для обучения детей (правшей)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть