Слайд 1Подготовка руки к письму
у лиц с ДЦП
Слайд 2 В начале обучения многие дети испытывают трудности различного характера, но более
90 % этих трудностей связаны с письмом. Письмо - сложный вид деятельности, сопровождающийся вовлечением в работу коры головного мозга, органов зрения и слуха и, кроме того, многих мышц тела.
Из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук возникают трудности в подготовке руки к письму. Поэтому дети пишут медленно, неразборчиво, быстро устают, у них резко нарушена плавность письма.
Слайд 3 Для того чтобы у ребёнка к поступлению в школу сформировались функции,
необходимые для освоения этого навыка, уже в дошкольном возрасте целесообразно проводить работу по развитию произвольной моторики кистей и пальцев рук.
С этой целью учитель-дефектолог и воспитатель (а также родители дома) выполняют следующие коррекционные упражнения по подготовке руки к письму детей с детским церебральным параличом:
дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряжёнными кистями;
имитируют встряхивание брызг с рук;
имитируют полоскание белья;
поднимают скрещённые руки над головой, раздвигая пальцы ("рога оленя");
опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают ненапряжёнными кистями рук;
дети легко сжимают кулаки ("добрая кошка": прячет свои коготки в подушечки лапок);
дети разжимают кулаки, раздвигая и напрягая пальцы ("кошка рассердилась": выпускает свои коготки) и др.
Слайд 4 Следует помнить, что развитие статической и динамической координации движений кистей и
пальцев рук проходит в следующей последовательности: сначала формируется движение на одной руке, затем на другой и только потом движения выполняются обеими руками одновременно.
Слайд 5Методы и приемы развития мелкой моторики рук
в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте
необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Слайд 6Массаж
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в
рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
Самомассаж тыльной стороны кистей рук
Самомассаж лодоней
Самомассаж пальцев рук
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Слайд 71. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев
тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Слайд 9Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики
рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Слайд 11Шнуровка
Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре
в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);
г) выполнить обмётку через край;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
Также используются готовые игры и пособия с учетом возрастных и физических возможностей ребенка.
Слайд 12Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
-
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
Слайд 13 В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление
пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Слайд 14
При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на
лист альбома, простым карандашом обводит знакомые фигуры.
Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи).
Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи:
-параллельные отрезки сверху вниз,
- снизу вверх,
-слева направо.
Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку.
Методика работы с трафаретами и лекалами
Слайд 15На последующих занятиях:
- дети строят из геометрических фигур разные предметы,
- заштриховывают
их и составляют смысловые композиции. (можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие.)
-затем в штриховку можно включить элементы букв. (штриховка в этот период выполняется фломастером).
-заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д.
Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.
Слайд 16Правильное положение руки при письме.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее
ровный и аккуратный почерк, следующее:
- пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного,
- опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.
- расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см.
- верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.
- кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
- показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним.
Слайд 17При формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП в возрасте
от 0 до 7 лет необходимо учитывать следующее:
1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.
3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.
4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, ведением дневников, выполнением заданий.
Слайд 18Успешность формирования навыка письма и становление почерка зависит от соблюдения при
письме гигиенических правил:
Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку.
Тетрадь следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений.
Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным грифелем.
Слайд 19Тренажеры для письма
Для детей, у которых двигательных нарушений не столь много,
используются тренажёры «Ручка-самоучка», представляющие собой насадки в форме рыбки на ручку или карандаш.
Слайд 20Всего имеется 3 вида тренажёров «Ручка-самоучка».
Чтобы облегчить обучение ребёнка письму, разработаны
ручки:
1. для обучения детей (правшей) с 2,5 лет (на карандаше), с 5 лет – на ручке;
2. для обучения детей (левшей) с 2,5 лет (на карандаше), с 5 лет – на ручке;
3. для исправления техники письма правшей – с 6-7 лет (на ручке).
Тренажёры подсознательно вырабатывают правильную манеру письма, а главное, верный наклон ручки. Эти обучающие тренажеры рекомендуются кандидатом педагогических наук, профессором «Института психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования Т.В. Волосовец. Тренажёры для обучения письму прошли психолого-педагогическую экспертизу в России, имеются европейские сертификаты качества и авторские патенты.