Слайд 1
МКОУ Тогучинского района
«Борцовская средняя
школа.
Педсовет.
Работа с одарёнными детьми. Итоги и
перспективы.
2016г
Слайд 2
Цель:
Проанализировать имеющийся собственный опыт по распознаванию способностей и выявлению одаренных детей
с целью дальнейшей корректировки своей работы.
Слайд 3Задачи:
Проанализировать и обсудить теоретические аспекты проблемы одаренности.
Проанализировать результаты работы учителей на
предмет ориентации их деятельности на развитие творческого потенциала одаренных детей.
Разработать рекомендации в помощь учителю, содержащие различные методы и формы работы с одарёнными детьми для полного раскрытия их способностей.
Слайд 4План проведения педсовета
Теория.
Реалии.
Обобщение опыта работы.
Проблемы.
Перспективы.
Решение педсовета.
Слайд 6 это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённость -
Слайд 7 это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённый ребенок -
Слайд 8 Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые
проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Слайд 10Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий
на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
Слайд 11Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+» больше,
то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко!
Слайд 13Существуют
две крайние точки зрения
“все дети являются
одаренными”
“одаренные дети
встречаются
крайне
редко”
Слайд 14Инструментальный (характеризует способы его деятельности)
Мотивационный
(характеризует отношение ребенка к той или
иной стороне действительности, а также к своей деятельности)
Признаки одаренности охватывают
два аспекта поведения
одаренного ребенка:
Слайд 15Признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка :
Наличие специфических стратегий деятельности.
Сформированность
качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Слайд 16Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка :
Повышенная, избирательная чувствительность к определенным
сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Слайд 17Критерии, положенные
в основу классификации
видов одаренности
вид деятельности и обеспечивающие
ее сферы психики
степень сформирован-ности одаренности
форма проявления
широта проявлений в различных видах деятельности
особенности возрастного развития
уровень достижений
Слайд 18Основные виды деятельности детей
Слайд 19Виды одарённости по критерию
«Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»
Слайд 20Актуальная одаренность –
психологическая характеристика ребенка с такими
наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность –
это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Виды одарённости по критерию
«степень сформированности одарённости»
Слайд 21 проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как
бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
Явная одаренность
Скрытая одаренность
Виды одарённости по критерию «форма проявления»
Слайд 22 проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве
основы их продуктивности.
Психологическим ядром являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
Общая (интеллектуальная) одаренность
Специальная одаренность
Виды одарённости по критерию «широта проявления в различных видах деятельности»
Слайд 23Виды одаренности по критерию “особенности возрастного развития”
Ранняя одаренность
Поздняя одаренность
Слайд 24Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере.
Весьма
яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности.
Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью.
Таким образом, одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением.
Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»
Слайд 26Нормативно-правовая база
Областная долгосрочная целевая программа «Выявление и поддержка одарённых детей и
талантливой учащейся молодёжи в НСО на 2013-17г.г. Пост.Прав.НСО от 17.09.2012 №430-п
Школьная программа выявления и поддержки одарённых детей. Утв. от 28.01.2014 Пр№10
Слайд 27ЦЕЛЯМИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
Выявление одаренных детей;
Создание условий,
способствующих их оптимальному развитию.
Слайд 28В нашей школе создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:
Борцовская
средняя
школа
Всероссийские,
международные областные, школьные олимпиады
система творческих конкурсов
Ученические научно-практические конференции
Проектная деятельность
Заочные
олимпиады, проекты, конкурсы
Слайд 29Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников за 4 года
Слайд 30Результаты муниципальной научно-практической конференции
Слайд 31Рейтинговая оценка деятельности учителей МКОУ Тогучинского района «Борцовская средняя школа» с
«одарёнными детьми» за 2014-15 учебный год.
Слайд 33Современные подходы к проблеме одарённости учителя- предметника (Савенкова И.Г.,учитель химии и
биологии)
Активизация внеурочной деятельности с одарёнными детьми через дистанционные конкурсы
(Рубцова Е.В., учитель технологии)
Слайд 34Научно – методические основы
обновления
содержания работы с одаренными детьми
Слайд 35Одарённость
Концепция «обогащенного обучения»
Джозефа Рензулли
Слайд 36 Основная задача учителя - помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные
задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
Концепция «обогащенного обучения»
Джозефа Рензулли
Слайд 37 Стратегия обогащения включает несколько направлений:
Расширение кругозора знаний
об окружающем мире и самопознание,
углубление этих знаний,
развитие инструментария получения знаний.
Обогащение обучения направлено на развитие творческого мышления.
Слайд 38 Стратегия обогащения использует следующие техники:
мозговой штурм,
метод проектов,
исследовательская
деятельность,
развитие личностных характеристик,
упражнения на релаксацию.
Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам.
Развивающие программы направлены на улучшение состояния эмоциональной сферы (ролевой тренинг, обсуждения в малых группах).
Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Они направлены на обсуждение жизненных ценностей или связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Слайд 39применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Принципы обучения одаренных детей
Слайд 40 Требования к учебному материалу
Слайд 42Особенности, присущие одарённому ребёнку.
Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.
Разработка
программ обучения для интеллектуально одарённых детей.
Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
Проблемы
Слайд 43После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись:
учителями – предметниками,
создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
наставником (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог, …) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
классным руководителем -координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.
Слайд 44 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
возведение
ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Слайд 45наблюдение (в школе, во внешкольной деятельности;
специальные психодиагностические тренинги;
оценивание поведения детей учителями,
родителями, одноклассниками;
проведение “пробных” уроков по специальным программам;
включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Методы выявления
Слайд 461) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем,
2) использовать в
обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания.
3) предполагать изучение проблем “открытого типа”,
4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
Программы обучения должны:
Слайд 478) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть
до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;
9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Программы обучения должны:
Слайд 49 Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для
выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка;
периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников;
подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Слайд 50К любому ребёнку следует относиться
с надеждой и ожиданием...
Слайд 52Учителям- предметникам создавать условия и атмосферу для развития, вдохновения, поощрения, стимулирования,
облегчения процесса развития творческих начал в своем ученике. Каждому учителю целенаправленно формировать эту атмосферу в процессе преподавания своего предмета.
Возобновить проведение школьной научно-практической конференции среди учащихся начальной школы (вторая неделя апреля).
Развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного образования.
Учителям- предметникам активизировать проектно- исследовательскую деятельность в среднем и старшем звене по физике, обществознанию, истории ,математики с выходом на районную НПК .
Слайд 53Внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме
«портфолио»;
Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
Продолжить совершенствование базы данных способностей и результатов деятельности одарённых детей.