Слайд 1 «Комплексное сопровождение как ресурс повышения качества индивидуального развития высокомотивированных и
одаренных обучающихся»
Педагогический совет
Заместитель директора по УВР
Чукова И.Г.
МКОУ «СОШ №7»
ст.Ессентукская
Слайд 2Выступающие:
Чвамания О.А.- Из опыта работы по выявлению высокомотивированных и одаренных обучающихся
в начальных классах.
Панаэтова С.И.- "Организация работы с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время".
Найданова Н.Н.- «Формирование школьной системы выявления и сопровождение талантливых детей»
Болиева В.Н. - "Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время".
Магомедова С.Р.- " Работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время".
Слайд 3Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к
себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский.
Слайд 4 Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть
перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А.Сухомлинский
Слайд 5Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где существуют условия,
благоприятные для их развития.
Г.В.Плеханов
Слайд 6Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные есть везде, но работа с ними требует глубокого понимания природы « ОДАРЕННОСТИ»
Слайд 7Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 8 Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые
проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Слайд 9.
ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов
чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Слайд 10Виды одарённости по критерию
“особенности возрастного развития”:
ранняя одарённость (вундеркинды - дети
с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); . Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
поздняя одарённость
Слайд 11Виды одаренности по критерию
« Форма проявления»
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка
достаточно ярко и отчетливо (как бы сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу неперспективных и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
Слайд 12По критерию «Широта проявлений в различных видах деятельности » можно выделить: общую
и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Слайд 13-Академическая (способность учиться)
Интеллектуальная ( умение анализировать, мыслить)
-Творческая (художественная, музыкальная)
-Психомоторная (Спортивная)
В МКОУ «СОШ №7» можно выделить следующие виды одарености:
Слайд 14
Комплексное сопровождение - это совместная целенаправленная работа всех участников образовательного процесса
по выявлению, поддержке и развитию талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Сопровождение означает содействие!
Слайд 15Комплексное сопровождение
одаренных обучающихся нашей школы – это структурированный,
последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью работы МКОУ «СОШ №7» по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей.
Слайд 16 Участники сопровождения
одаренного ребенка
Администрация МКОУ «СОШ №7»
Учитель-
предметник
Классный руководитель
Психолог, социальный педагог
Родители
Медицинский работник
Слайд 17Сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми,
но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Слайд 18Виды сопровождения :
Педагогическое сопровождение
Психологическое сопровождение
Медицинское сопровождение
Социальное сопровождение
Слайд 19Документальное сопровождение работы с одаренными
1. Общие сведения о педагоге (Ф.И.О., место
работы, должность, период работы с учеником)
2. Общие сведения о ребенке (Ф.И.О., дата рождения, адрес, учебное заведение, класс (профильный, универсальный)
3. Наличие и реализация учебных программ (программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями)
4. Результативность сопровождения на протяжении учебного года (победитель или участник олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, )
Слайд 20ПРОГРАММА
“ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ”
Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо
от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад.
Стефани Дезибур
Слайд 21Программа « Одаренные дети» призвана реализовать:
основные положения Декларации прав ребенка;
Закона РФ « Об образовании», направленные на развитие ребенка.
Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности школы и служит основой сотрудничества и консолидации ее с родителями и общественностью.
Слайд 22Задачи педагогического коллектива
Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей,
их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми
Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми
Проведение тематических педсоветов, психолого-педагогических семинаров по проблемам работы с одаренными детьми
Организация и проведение занятий с одаренными детьми
Мониторинг результативности
Подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям
Создание банка данных с содержательными характеристиками
Учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их склонностей и интересов
Слайд 23ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Одной из форм работы с одаренными и высокомотивированными детьми являются
индивидуально- групповые занятия по подготовке к олимпиадам.
Слайд 24Достижения обучающихся МКОУ «СОШ №7»
Итоги школьного этапа ВОШ-2014г.
Количественные данные о
проведении школьного этапа олимпиады
в 2014/ 15 учебном году
Слайд 25
Информация о числе участников школьного этапа олимпиады
Слайд 26Информация о победителях и призерах школьного этапа олимпиады
Слайд 27Победители муниципального этапа всероссийской олимпиады
школьников в 2014 – 2015 учебном
году
Слайд 32Итоги МКОУ «СОШ №7» за
2014 -2015 учебный год
I.Участие в
Международном Конкурсе -игре по ОБЖ «Муравей» 20 ноября 2014 г.:
2 классы -66 человек
3 классы -44 человека
4 классы -72 человека
9 класс -2 человека
10 класс -10 человек
Слайд 33II.Участие в Международном Конкурсе-игре по математике «Слон» - 04 декабря 2014
г.
1 классы- 20 человек
2классы- 53 человека
3 классы- 37 человек
4 классы- 35 человек
Слайд 34III. В рамках акции «Жизнь без зависимости» отделом МВД России
по Предгорному району награждены авторы лучших работ Конкурса детского рисунка
« Я выбираю жизнь» обучающиеся:
4 б класса - Гриневская Анна
3 б класса - Петухова Елизавета
Слайд 35Участие в дистанционный конкурс по истории «Молодежное движение».
Слайд 36Участие в конкурсе «Социальный плакат» посвящённой
25 - летию со дня
принятия Конвенции ООН по правам ребенка.
Слайд 37IV. Участие в Международном дистанционном блиц-турнире 19 декабря 2014г.:
Слайд 38Участие в Международном дистанционном блиц-турнире 19 января 2015г.:
Слайд 39ПОРТФОЛИО
Для определения траектории движения к личностным достижениям в нашей школе используется
технология «портфолио»- « показать все, на что ты способен»
Слайд 40Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек
имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
Эрих Фромм
Слайд 41Быть доброжелательными и чуткими.
Разбираться в особенностях психологии одаренных, способных детей, чувствовать
их потребности и интересы.
Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Быть готовым к выполнению разнообразных обязанностей, связанных с обучением одаренных и способных детей.
Быть активным, иметь чувство юмора.
Проявлять гибкость, быть готовым к переоценке своих взглядов .
Способность к самоусовершенствованию.
Иметь творческое мировоззрение (креативность мышления).
Качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми.
Слайд 42Программа должна включать разнообразный учебный материал, введение в содержание широких вопросов,
тем или проблем, которые требуют междисциплинарного подхода в их изучении, поскольку сфера интересов одаренного обучающегося очень разносторонняя.
Программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями.
Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход ее развития.
Программа должна развивать настойчивость в достижении целей и поощрять внедрение в жизнь результатов работы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка.
Индивидуальная учебная программа развития и обучения одаренного ребенка.
Слайд 43Наблюдение с целью выявления и развития общей и специальной одаренности (музыкальной,
художественной, математической);
Взаимосвязь с родителями.
Дополнительная информация (о посещении ребенком внешкольных учреждений).
Родители
Педагоги
Анализ продуктов деятельности;
Беседа с родителями и педагогами;
Психологическая диагностика.
Психолог
Анализ полученных результатов;
Занесение учащихся в банк одаренных детей;
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных.
Результат
Матрица выявления одаренных и способных детей
Слайд 44РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
Практическим психологам:
Обеспечивать психологическое сопровождение обучающихся при переходе
на разную ступень обучения, при смене учебной и социальной ситуации.
Осуществлять диагностическую работу с обучающимися, согласно диагностическому минимуму с целью своевременного выявления, профилактики дезадаптации. Проводить профилактическую и коррекционную работу.
Проводить просветительную и консультативную работу с родителями и учителями, направленную на ознакомление с основными психологическими особенностями обучающихся.
Использовать в практике инновационные формы работы (тренинги, социально-ролевые игры и др.) с целью эффективной адаптации этих обучающихся.
Вести работу по предупреждению психических и невротических срывов у обучающихся, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
Оказывать консультативно-методическую помощь всем участникам УВП по вопросам обучения и воспитания обучающихся.
Слайд 45РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
Педагогическим работникам:
Учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности обучающихся в
учебно-воспитательном процессе.
Вести общую работу с психологом, родителями, администрацией по оптимальной адаптации обучающихся в школьном микросоциуме.
Способствовать самореализации и развитию мотивации в учебном процессе.
Способствовать повышению самооценки обучающихся посредством включения их в совместную творческую деятельность.
Осуществлять индивидуальный дифференцированный подход в учебно-воспитательном процессе с целью предотвращения дезадаптивных проявлений.
Слайд 46РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
Родителям:
Оказывать помощь, поддержку, быть особо внимательными, ежедневно обсуждать
со своим ребенком школьные проблемы.
Формировать у ребенка положительное отношение к школе и к учебной деятельности.
Объективно оценивать результаты работы своего ребенка.
Своевременно с ребенком сравнивать различные результаты деятельности, находить причины неудач и намечать пути исправления ошибок.
Поддерживать тесный контакт с психологом, учителями, администрацией по оказанию своевременной помощи собственному ребенку в воспитании.
Дать ребенку правильную установку на оценки, с целью формирования адекватной самооценки.
Повышать уровень самообразования по вопросам психологии и педагогики.