Слайд 1Деятельность педколлектива по воспитанию у учащихся ответственного отношения к обучению, формированию
желания и умения учиться
Педсовет по ВР
ЯНВАРЬ 2015г.
Слайд 2 Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика
нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Цель педсовета
Проанализировать влияние мотивации на воспитание желания и умения учиться
Слайд 4Задачи педсовета
Обобщить и систематизировать теоретические положения о понятиях «мотив», «мотивация», «мотивация
учения».
Определить эффективные методы и приёмы создания и поддержки мотивации учения, используя практический опыт педагогов.
Проанализировать результаты диагностики учащихся по мотивации.
Определить основные направления работы педагогического коллектива школы по формированию ответственного отношения к обучению, умению и желанию учиться, т.е. внутренней мотивации учащихся. Принять соответствующие решения.
Слайд 5Мотив (от латинского приводить в движение, толкать)
- побуждение к деятельности, связанное
с удовлетворением потребности человека
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность;
- процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности
Слайд 7Стиль общения учителя и учащегося
Слайд 8Особенности формирования
учебной мотивации
Учет возрастных особенностей развития мотивации.
В 1-2 классах мотивы
учения тесно связаны
с любознательностью.
В 3-4 классах начинают выделяться
внешние мотивы:
«престижные» (учеба ради отметки и признания)
«принудительные» (угроза наказания).
Проявляется избирательное отношение к предметам.
Познавательные интересы эпизодические.
Слайд 9Особенности формирования учебной мотивации
В 5-8 классах мотивы учения связаны с потребностями
в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении.
Возникает стойкий интерес к определенному предмету.
Появляются противоречивые оценки и суждения.
В 9-11 классах мотивы обучения связаны с социально значимыми потребностями (личные и профессиональные интересы, расширение кругозора).
Слайд 10Учебная мотивация-это педагогическая проблема, в том смысле, что её должен формировать
педагог
через выбранную технологию обучения,
через личный контакт с ребенком,
через работу с семьёй,
через привлечение психологических средств воздействия.
Слайд 11Надо помнить :
- чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в
учебе;
- успехи в учебе являются катализатором учебного процесса;
- неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учебу;
- чувство радости и интерес облегчают учение;
- страх и напряженность затрудняют процесс обучения.
Слайд 12«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр
её активного отторжения».
И.Павлов
Слайд 13Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации,
учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Слайд 14Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервные психические нарушения.)
Слайд 15Ступени отношения
обучающихся к учению
отрицательное: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность
в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям;
безразличное: наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов;
положительное: устойчивость мотивов, умение ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, поиск нестандартных приемов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.
Слайд 16ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
1 КЛАСС
2 КЛАСС
Слайд 17ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
3 класс
4 класс
Слайд 18ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
5 класс
6 класс
Слайд 19ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
7 КЛАСС
8 КЛАСС
Слайд 20Диагностика мотивации
9 класс
10 класс
Слайд 21ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
11 КЛАСС
ОБЩЕШКОЛЬНАЯ
Слайд 22Причины спада школьной мотивации:
у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано
чувство будущего;
отношение ученика к учителю;
отношение учителя к ученику;
продуктивность учебной деятельности;
умственное развитие ученика;
личная значимость предмета;
непонимание цели учения;
страх перед школой.
Слайд 23Приёмы мотивации
1. Эффект любопытства.
Особое вниманием учащиеся проявляют к новым и неизвестным
обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало новой информации или не содержит её совсем, то быстро достигается "психологическое насыщение».
2.Через один интерес к новому интересу
Подобное происходит и в том случае, когда обучаемым не за что "зацепиться" в своём прошлом опыте познания. Л.С. Выготский писал: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультативным».
3. Эффект загадки.
Если вам удалось в канву занятия вплести этот эффект, считайте, что вам уже удалось пробудить у ваших учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.
4. Подталкивание к поиску объяснений с помощью противоречий.
Когда учащиеся сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удается поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к познанию истины.
Слайд 25Педагогическая практика разработала многообразие путей и средств формирования устойчивых познавательных интересов
- увлеченное
преподавание,
- новизна учебного материала,
- историзм,
- связь знаний с судьбами людей, их открывших,
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся,
- использование новых и нетрадиционных форм обучения,
- чередование форм и методов обучения,
- проблемное обучение,
- эвристическое обучение,
- использование интерактивных компьютерных средств,
- взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- тестирование ЗУН,
- показ достижений обучаемых,
- создание ситуаций успеха,
- соревнование,
- создание положительного микроклимата в группе,
- доверие к обучаемому,
- педагогический такт и мастерство педагога,
- положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,
- гуманизация межличностных отношений и др.
Слайд 26Проект решения:
1. принять к сведению рекомендации педагога-психолога;
2. применять в своей
деятельности методы, приемы, влияющие на развитие внутренней мотивации учащихся, желания и умения учиться;
3. продолжить работу с ученическим самоуправлением по данному вопросу, особенно с Министерством образования;
4. отмечать успехи учащихся текущей оценкой за работу на уроке, записью в дневнике, выдавать благодарности за учебные и внеучебные достижения, создавать благоприятные условия для проявления способностей учащихся;
5. классным руководителям помогать ученикам в оформлении и пополнении портфолио, провести беседу с родителями по вопросам ответственного отношения к учебе, воспитанию желания и умения учиться, пользуясь «Памяткой для родителей»;
6. преподавателям ДО привлекать учащихся школы, особенно состоящих на внутришкольном контроле, к своим занятиям.