Презентация, доклад на тему Педагогическое общение (часть 1)

Содержание

ПЛАНПедагогическое общениеОсновные способы педагогического воздействияЗаражение************************Внушение как способ педагогического воздействияУбеждение в педагогическом общенииМетодика и техника проведения индивидуальной беседы с учащимся*

Слайд 1ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
К.П.Н., ПРОФЕССОР
СМОЛЬКИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА
*

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИК.П.Н., ПРОФЕССОР СМОЛЬКИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА*

Слайд 2ПЛАН
Педагогическое общение
Основные способы педагогического воздействия
Заражение
************************
Внушение как способ педагогического воздействия
Убеждение в педагогическом

общении
Методика и техника проведения индивидуальной беседы с учащимся

*

ПЛАНПедагогическое общениеОсновные способы педагогического воздействияЗаражение************************Внушение как способ педагогического воздействияУбеждение в педагогическом общенииМетодика и техника проведения индивидуальной беседы

Слайд 3ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и

вне его, направленное:
на создание наилучших условий для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности;
на создание благоприятного эмоционального климата в коллективе;
на обеспечение эффективного управления социально-психологическими процессами и максимального использования личностных особенностей в обучении

*

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и вне его, направленное:на создание наилучших условий

Слайд 4ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
воспитательная;
коммуникативная;
побуждающая и стимулирующая;
управляющая;
оценивающая и

контрольная;
экспрессивная (эмоциональное заражение);
синдикативная (сплочение коллектива);
сенсибилизирующая (повышение чувствитель­ности);
самоподачи и самопрезентации;
удовлетворение потребности в общении и др.

*

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: воспитательная; коммуникативная; побуждающая и стимулирующая; управляющая; оценивающая и контрольная; экспрессивная (эмоциональное заражение); синдикативная (сплочение

Слайд 5И.А.ЗИМНЯЯ ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ:
этносоциокулътурный
статусно-позиционно-ролевой
возрастной
индивидуально-психологические затруднения
затруднения, связанные

со спецификой самой педагогической деятельности

*

И.А.ЗИМНЯЯ ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ:этносоциокулътурный статусно-позиционно-ролевой возрастной индивидуально-психологические затруднениязатруднения, связанные со спецификой самой педагогической деятельности*

Слайд 6ПРИЧИНЫ БАРЬЕРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (В.А.КАН-КАЛИК):
несовпадение установок
боязнь

аудитории
отсутствие контакта
сужение функций общения
негативная установка на класс
боязнь педагогических ошибок
подражание

*

ПРИЧИНЫ БАРЬЕРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ  (В.А.КАН-КАЛИК):несовпадение установок боязнь аудитории отсутствие контакта сужение функций

Слайд 7Старайтесь говорить на языке ученика
Постоянно проявляйте уважение к учащемуся, коллеге,

партнеру по общению
Демонстрируйте разнообразные формы общности с партнерами по общению
Проявляйте искренний интерес к проблемам ученика, коллеги
Используйте прием вербализации своего эмоционального состояния

Предлагайте конкретные меры по ее урегулированию
Избегайте «подчиняющих позиций»
Используйте приемы активного слушания
Негативный ответ лучше начинайте со слов «да, но...»
Во время дискуссии старайтесь сначала зафиксировать все пункты, по которым у вас с учащимся есть согласие
Никогда не переносите оценку идеи на личность человека

ПРАВИЛА И ТЕХНИКИ КОНСТРУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (РЕАН А.А., КОЛОМИНСКИЙ Я.Л.)

*

Помните!
Расширение зоны конфликта затрудняет его конструктивное решение.

Старайтесь говорить на языке ученика Постоянно проявляйте уважение к учащемуся, коллеге, партнеру по общениюДемонстрируйте разнообразные формы общности

Слайд 8ТИПОЛОГИЯ МОДЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДОМИНИРУЮЩИМ ТИПАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Буланова-Топоркова М.В.
Педагогика и психология

высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

*

ТИПОЛОГИЯ МОДЕЛЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДОМИНИРУЮЩИМ ТИПАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯБуланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. –

Слайд 9МОДЕЛЬ ДИКТАТОРСКАЯ «МОНБЛАН»
Преподаватель отстранен от учащихся, как бы парит над ними,

находясь в царстве знаний.
Ученики –безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия, педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность учеников.

*

МОДЕЛЬ ДИКТАТОРСКАЯ «МОНБЛАН»Преподаватель отстранен от учащихся, как бы парит над ними, находясь в царстве знаний. Ученики –безликая

Слайд 10МОДЕЛЬ НЕКОНТАКТНАЯ «КИТАЙСКАЯ СТЕНА»
Между преподавателем и учениками все же существует связь,

но очень слабая.
Преподаватель как бы нисходит до определенной степени к ним.
Взаимодействие недостаточное, отношение учеников к преподавателю равнодушное.

*

МОДЕЛЬ НЕКОНТАКТНАЯ «КИТАЙСКАЯ СТЕНА»Между преподавателем и учениками все же существует связь, но очень слабая. Преподаватель как бы

Слайд 11МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВНИМАНИЯ «ЛОКАТОР»
Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а

на определенную ее часть – талантливых или, напротив, слабых; лидеров или аутсайдеров.
Преподаватель не умеет сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом.
Нарушается целостность акта взаимодействия, она замещается фрагментарностью ситуативных контактов

*

МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВНИМАНИЯ «ЛОКАТОР»Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а на определенную ее часть – талантливых

Слайд 12МОДЕЛЬ ГИПОРЕФЛЕКСИИ «ТЕТЕРЕВ»
Преподаватель замкнут на себя, его речь большей частью монологична.

Слышит только себя, реплики не воспринимает, демонстрирует эмоциональную глухоту к окружающим.
Вокруг преподавателя создается психологический вакуум, стороны изолированы друг от друга и учебно-воспитательное взаимодействие реализуется очень формально.

*

МОДЕЛЬ ГИПОРЕФЛЕКСИИ «ТЕТЕРЕВ»Преподаватель замкнут на себя, его речь большей частью монологична. Слышит только себя, реплики не воспринимает,

Слайд 13МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСИИ «ГАМЛЕТ»
Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной общения, сколько тем,

как он воспринимается окружающими.
Межличностное общение возводится в абсолют, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, правильности своих поступков.
Преподаватель остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет.
Реакция на реплики и действия аудитории часто неадекватна, преподаватель может оказаться ведомым аудиторией, а не ведущим ее.

*

МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСИИ «ГАМЛЕТ»Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной общения, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностное общение

Слайд 14МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ «РОБОТ»
Взаимоотношения с учениками преподаватель строит по жесткой

программе.
Четко выдерживает цели и задачи занятия, безупречен в логике и аргументах, отшлифованы мимика и жесты.
Обратная связь не гибкая, не учитываются социально-психологические факторы, психологическое состояние всей группы или отдельных студентов.
Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своих целей.

*

МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ «РОБОТ» Взаимоотношения с учениками преподаватель строит по жесткой программе.Четко выдерживает цели и задачи занятия,

Слайд 15МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «СОЮЗ»
Преподаватель постоянно находится в контакте с обучаемыми, держит

их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них.
Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением дистанции.
Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.

Эта модель наиболее продуктивна.

*

МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «СОЮЗ»Преподаватель постоянно находится в контакте с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу,

Слайд 16Руководитель групповой дискуссии
Мастер
Генерал
Менеджер
Тренер
Гид

*
ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО М.ТАЛЕНУ
Педагог выбирает роль,
исходя из собственных

потребностей,
а не потребностей учащихся
Руководитель групповой дискуссииМастерГенералМенеджерТренерГид*ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ  ПО М.ТАЛЕНУПедагог выбирает роль, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся

Слайд 17заражение,
подражание,
внушение
убеждение

*
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКОВ:

заражение, подражание, внушение убеждение*СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКОВ:

Слайд 18ЗАРАЖЕНИЕ
*
это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на

психофизическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.
ЗАРАЖЕНИЕ*это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта помимо собственно смыслового

Слайд 19ПОДРАЖАНИЕ
*
следование общим примерам, эталонам, одно из явлений групповой интеграции людей, один

из механизмов освоения ребенком различных форм поведения, действий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии
ПОДРАЖАНИЕ*следование общим примерам, эталонам, одно из явлений групповой интеграции людей, один из механизмов освоения ребенком различных форм

Слайд 20ВНУШЕНИЕ
*
целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей;


особенностью внушения является то, что человек не оценивает поступающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру».
ВНУШЕНИЕ*целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей; особенностью внушения является то, что человек

Слайд 21УБЕЖДЕНИЕ
*
Направляет поведение и волевые действия человека, основано на осмысленном принятии человеком

каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.
Требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов.
При помощи логики и риторики происходит отбор, упорядочение фактов выводов с целью достижения определенной задачи
УБЕЖДЕНИЕ*Направляет поведение и волевые действия человека, основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их

Слайд 22СТРУКТУРА УРОКА ИЛИ БЕСЕДЫ, ОСНОВАННАЯ НА МЕТОДЕ УБЕЖДЕНИЯ
*

СТРУКТУРА УРОКА ИЛИ БЕСЕДЫ, ОСНОВАННАЯ НА МЕТОДЕ УБЕЖДЕНИЯ*

Слайд 23ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ
*

ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ*

Слайд 24РИТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ
*

РИТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ*

Слайд 25СПЕКУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ
*

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ*

Слайд 26МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ
*
Подготовительный этап

Педагог определяет тему

беседы, её цель, составляет примерный план беседы, определяет её предполагаемый ход и результаты,
составляет план вступления и заключения и продумывает возможные аргументы.
Определяются место и время проведения беседы и делает необходимые приготовления.
Собирается необходимый материал (сведения, факты, доказательства и т.д.).

Предполагаемые результаты беседы представляет в форме действий или процессов, а не в виде конкретных слов.
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ*Подготовительный этапПедагог определяет тему беседы, её цель, составляет примерный план

Слайд 27МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ
*
2. Основной этап

Задачи вступления

- ознакомить ученика с темой беседы и вовлечь его в разговор.

В основной части учитель достигает целей, поставленных на этапе подготовки.

Задачи заключения - подвести итоги, сделать выво­ды (или обобщить выводы и итоги, достигнутые в ходе разговора), опре­делить перспективы.
Перспективами могут быть сроки выпол­нения или контроля, следующие встречи, действия учителя и ученика.
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ*2. Основной этапЗадачи вступления - ознакомить ученика с темой беседы

Слайд 28МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ
*
3. Анализ беседы

А. Психологическая

атмосфера
Б. Убедительность
В. Активизация ученика, стиль и тон беседы.
Г. Культура речи педагога.

Заканчивается разговор обязательно повторением основных ито­гов, достигнутых в нем и точек соприкосновения.
Разговор никогда не заканчивается на конфликтных нотах.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ*3. Анализ беседыА. Психологическая атмосфераБ. Убедительность В. Активизация ученика, стиль

Слайд 29ПЛАН
Педагогическое общение
Основные способы педагогического воздействия
Заражение
Подражание
Внушение как способ педагогического воздействия
Убеждение в педагогическом

общении
Методика и техника проведения индивидуальной беседы с учащимся

*

ПЛАНПедагогическое общениеОсновные способы педагогического воздействияЗаражениеПодражаниеВнушение как способ педагогического воздействияУбеждение в педагогическом общенииМетодика и техника проведения индивидуальной беседы

Слайд 30БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
*

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!*

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть