Слайд 1
Педсовет
«Педагогические приемы формирования УУД»
Слайд 2"Для чего мы учим?
Мы не учим; мы создаем условия, в
которых они учатся"
Сеймур Пейперт, выдающийся математик, программист, педагог, психолог, один из основоположников теории искусственного интеллекта
ЗАДАЧА
ЗНАНИЯ
(усвоение фактов)
СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА
В ОБРАЗОВАНИИ
УМЕНИЯ
(овладение способами взаимодействия
с миром)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
ЦЕЛЬ:
В основу обучения новых стандартов положен
системно-деятельностный подход.
Слайд 4В основе организации учебного процесса в современной школе лежит
системно-деятельностный
подход,
где ключевая фигура - учитель, а главное действующее лицо - ученик.
При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.
Слайд 5Планируемые результаты
достижений обучающихся:
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
(освоенные УУД)
ПРЕДМЕТНЫЕ
Формирование универсальных учебных действий - обобщение способов
действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Слайд 6Цель:
Повышение
компетентности
педагогов в
освоении приемов
педагогических
техник для
формирования УУД
Слайд 7Задачи:
Раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»
Рассмотреть виды УУД, их содержание,
требования к результатам сформированности
Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией
Слайд 8Педагогическая технология
это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того,
чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
Слайд 9Педагогические приемы
это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный
урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.
Слайд 10Приемы педагогической техники классифицируются:
по методам обучения;
по педагогическим функциям;
по способу информационного обмена.
Слайд 11Классификация по методам обучения:
приемы объяснительно-иллюстративного метода;
приемы репродуктивного метода;
приемы метода проблемного изложения;
приемы
частично-поискового метода;
приемы исследовательского метода.
Слайд 12Классификация по педагогическим методам:
объяснение нового материала;
повышение интереса к учебному материалу;
повторение и
закрепление учебного материала;
контроль сформированности предметных компетенций;
снятие напряжения.
Слайд 13 5 основных принципов педагогической техники
Принцип свободы выбора
Принцип открытости
Принцип
обратной связи
Принцип идеальности
Принцип деятельности
Слайд 14«Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей
вы можете делать на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли.
Приемы педагогической техники - сеть.
А результат - хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Слайд 15в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в узком значении
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Универсальные учебные действия
Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Слайд 16
Виды универсальных учебных действий
Слайд 17Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 21Вывод
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Слайд 22Вывод
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в
конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Слайд 28Педагогические приёмы
Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся
на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Слайд 29Пример.
Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в
Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?
(возможные варианты ответов от слушателей)
Слайд 30Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и
поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Приручение огня»
Слайд 31 Приём “Я беру тебя с собой “
Формирует:
умение объединять объекты по общему
значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать и т.д.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.
Слайд 32Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с
собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Слайд 33Ответ.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У:
Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Вывод: чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. Говоря общими словами, это означает его применять, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Слайд 34Приём “Хорошо-плохо”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке,
формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Слайд 35Пример
Сюжет «магазин».
В магазине Мальвина продает тетрадь. Покупатель – Буратино.
1
группа играет за Буратино, 2 группа – за Мальвину.
(Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
(Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
(Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
(Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т.д.
Слайд 36Прием «Задание массивом»
Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Пример.
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-английского словаря. Количество не ограничивалось: десять слов — отлично, от пяти до десяти — хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-английски. Выходили к столу по желанию.
Слайд 37Прием «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет
учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 38Приём «Сообщи свое Я»
Перед выполнением задания ученик сообщает свое
мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …».
По результатам деятельности ученик сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Формирует:
умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Слайд 39 Прием “Удивляй!”
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не
стимулирует работу ума, как удивительное.
Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме занятия.
Например. Биология
Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г . Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг .)
Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.
Слайд 40
Например. БИОЛОГИЯ
- Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около
250 г . Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг .) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.
Слайд 45 И в заключении хотелось бы напомнить, что главным является не
предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.
И.В.Гете сказал: «О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом «а в ней что-то есть», и, наконец, когда идея становиться понятной и освоенной,- «а кто этого не знал?».
Слайд 47Использованные интернет-ресурсы
http://www.eidos.ru/journal/1999/1208-02.htm
http://licey3.perm.ru/soo/aa/ea/mn/277-master-klass-pedagogicheskie-priemy-formirovaniya-uud-v-nachalnoy-shkole.html
https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/presentacii/priezientatsiia-priiemy-piedaghoghichieskoi-tiekhniki
Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных
действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552. — URL https://moluch.ru/archive/57/7920/ (дата обращения: 24.03.2018).