Презентация, доклад на тему Педагогическая поддержка в работе учителя.

Содержание

Педагогическая поддержка: понятие и сущностьВ «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:Придержав, не дать упасть;Оказать помощь, содействие;Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

Слайд 1Педагогическая поддержка в работе учителя
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №

2 с углубленным изучением английского языка»
Прогалкина Наталья Евгеньевна
город Сосновый Бор, Ленинградская область.
Педагогическая поддержка в работе учителя Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка»Прогалкина

Слайд 2Педагогическая поддержка: понятие и сущность
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка

– помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:
Придержав, не дать упасть;
Оказать помощь, содействие;
Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;
Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

Педагогическая поддержка: понятие и сущностьВ «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола

Слайд 3Педагогическая поддержка
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных

методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы
Педагогическая поддержкаПедагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что

Слайд 4Педагогическая поддержка
Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической

позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции
Педагогическая поддержкаОсобая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку

Слайд 5Педагогическая поддержка
Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к

внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация
и другие

Педагогическая поддержкаЭто такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка)

Слайд 6Педагогическая поддержка
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с

опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)
Педагогическая поддержкаПедагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое

Слайд 7Педагогика воздействия
Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих

проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить
Педагогика воздействияПеречисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у

Слайд 8Педагогическая поддержка
Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или

подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях
Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу
Педагогическая поддержкаОсобенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических

Слайд 9Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности
По утверждению О.С. Газмана, это

превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.


Всегда ли можно получить со стороны педагога грамотную поддержку
педагогическая поддержка возможна только там и тогда, где и когда есть со-действие само-процессам, и только в открытых деятельностных школьных технологиях

Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельностиПо утверждению О.С. Газмана, это превентивная и оперативная помощь в развитии

Слайд 10Условия успешности педагогической поддержки
Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать

других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Условия успешности педагогической поддержкиЕсли ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других.Если ребенка подбадривают, он учится быть

Слайд 11Условия успешности педагогической поддержки
В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны

атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат…
Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»
Условия успешности педагогической поддержкиВ воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон

Слайд 12Условия успешности педагогической поддержки
И это пространство имеет как бы две стороны

одной медали. Одна в том, чтобы:
«Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…»
В.Берестов

Условия успешности педагогической поддержкиИ это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы:

Слайд 13Условия успешности педагогической поддержки
Но есть и вторая сторона. О ней хорошо

у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли».
Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям
Условия успешности педагогической поддержкиНо есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью

Слайд 14Нормы педагогической поддержки
Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие

его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Нормы педагогической поддержки Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная

Слайд 15Нормы педагогической поддержки
Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание

воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»)
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы
Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку

Нормы педагогической поддержки Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на

Слайд 16Позиция воспитанника
Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши,

делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..)
Учиться думать не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией…
Позиция воспитанникаПолагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить

Слайд 17Позиция воспитанника
Учиться выбирать не только кашу и суп, сладости и развлечения,

друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге
выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ
учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию
Позиция воспитанникаУчиться выбирать не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы

Слайд 18Позиция воспитанника
У Омара Хайяма есть совет:
Чтоб мудро жизнь прожить,

знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем
попало
Учиться психолого-педагогической рефлексии собственного развития

Позиция воспитанникаУ Омара Хайяма есть совет:  Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало  Два важных

Слайд 19Критерии педагогической поддержки
Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе:

«Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?»
Критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы
Критерии педагогической поддержкиОсновным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе:  «Хотим ли мы сами такого

Слайд 20Педагогика поддержки
Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической

деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре
Педагогика поддержки — это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели
Педагогика поддержкиТаким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую

Слайд 21Педагогика поддержки
Педагогика поддержки — это педагогика глубинного общения, где встречаются не

учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть глубинного общения состоит не столько в том, чтобы задать ребёнку направляющий его самоопределение вопрос, сколько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, подкрепить рефлексию, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком глубинном человеческом (экзистенциальном) общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»)

Педагогика поддержкиПедагогика поддержки — это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и

Слайд 22Этика поддержки
Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их

работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких технологиях, полезно перечитать «Антологию. гуманной педагогики», издаваемую Ш.А. Амонашвили)
Этика поддержки — это перенос общечеловеческих нравственных императивов в практику свободного воспитания, что предполагает систему особых этических норм, обеспечивающих безопасность и чистоту приёмов, применяемых взрослым во взаимоотношениях с ребёнком
Этика поддержкиЭтика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких

Слайд 23Этика поддержки
Этика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства

педагогических и нравственных норм поддержки. Однако речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди» (хотя и оно очень важно — если бы все педагоги следовали бы хотя бы одному этому требованию, в наших школах не было бы педагогического брака!), но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Это необходимо, поскольку даже мягкие его педагогические приёмы не могут, не должны выходить за нравственные барьеры и запреты (приёмы могут стать особенно опасными, потому что мягки и позволяют иному взрослому вкрадчиво залезть в детскую душу).

Этика поддержкиЭтика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Однако

Слайд 24Принципы поддержки
О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как

наиболее важные:
• ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
• самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка;
• всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
• все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
• не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
• дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;
• не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
• доверяя — не проверяй!
• признавай право на ошибку и не суди за неё;
• умей признать свою ошибку;
• защищая ребёнка, учи его защищаться
Принципы поддержкиО.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные: • ребёнок не может

Слайд 25Принципы поддержки
Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном

опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна) «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку»
В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг — благо ребёнка, забота о Другом


Принципы поддержкиКонечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своём стиле поддержки (поскольку

Слайд 26Направления педагогической поддержки:
Оказание помощи обучающимся в принятии решения и

разрешения проблем;
Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;
Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
Координация работы с детьми внутри и вне школы
Направления педагогической поддержки: Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем; Поддержка обучающихся в трудной жизненной

Слайд 27   Тактики педагогической поддержки
Тактика помощи
Разблокировать собственную активность ребенка
 Тактика

защиты
Выстроить пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству
Тактика содействия
Развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным
Тактика взаимодействия
Создание условий, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности
   Тактики педагогической поддержки Тактика помощи Разблокировать собственную активность ребенка  Тактика защиты Выстроить пространство взаимодействия с ребенком, где

Слайд 28                                                                 Основные  формы педагогической поддержки:
Диагностическая работа;
Составление и реализация индивидуального

учебного плана;
Индивидуальная консультативная  и профилактическая работа с обучающимися;
Педсоветы, методические семинары;
Факультативные занятия;
Психолого-педагогический консилиум;
Родительский лекторий;
Дискуссионный клуб старшеклассников;
Школа молодого родителя;
Выпуск стенгазет по самоопределению, самовоспитанию личности

                                                                 Основные  формы педагогической поддержки: Диагностическая работа; Составление и реализация индивидуального учебного плана; Индивидуальная консультативная  и профилактическая

Слайд 29
***
Помню бабушки заветные слова:
«Путь пройти и не запачкать чести!»
Но вела меня

моя судьба,
Чрез обман и море лести.
И прошу я: «Господи, спаси,
Я брожу, заблудшею овечкой,
На путь истинный меня верни,
Отведи от грязи и от лести.
Знаю, виновата я сама,
Несколько дорог судьба давала,
Я не ту дорогу избрала
Море я развилок пропускала.
А теперь, стою среди степи,
Есть развилки, и прямая есть дорога,
Только стоит по развилкам тем идти
Или в даль идет моя дорога?»

Алена Федорова

***Помню бабушки заветные слова:		«Путь пройти и не запачкать чести!»		Но вела меня моя судьба,		Чрез обман и море лести.		И

Слайд 30 Р. Тагор
Отчего погас светильник?
Я заслонил его своим плащом,
Чтобы спасти его

от ветра;
вот отчего погас светильник.
Отчего завял цветок?
Я прижал его к сердцу
С мучительной любовью;
вот отчего завял цветок.
Отчего высох ручей?
Я запрудил его плотиной,
Чтобы воспользоваться им для себя;
вот от чего высох ручей.
Отчего лопнула струна арфы'?
Я пытался исторгнуть из нее звук,
Который ей был не по силам,
вот отчего лопнула струна арфы.
Р. ТагорОтчего погас светильник?Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник.

Слайд 31Результат педагогической поддержки
Свободоспособная личность, которая реализуется через ответственное  служение другим,

обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями Свободный человек действует на основании собственного выбора, осознающий и несущий за этот выбор ответственность 
Результат педагогической поддержки Свободоспособная личность, которая реализуется через ответственное  служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть