Слайд 1Педагогическая поддержка в работе учителя
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №
2 с углубленным изучением английского языка»
Прогалкина Наталья Евгеньевна
город Сосновый Бор, Ленинградская область.
Слайд 2Педагогическая поддержка: понятие и сущность
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка
– помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:
Придержав, не дать упасть;
Оказать помощь, содействие;
Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;
Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.
Слайд 3Педагогическая поддержка
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных
методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы
Слайд 4Педагогическая поддержка
Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической
позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции
Слайд 5Педагогическая поддержка
Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к
внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация
и другие
Слайд 6Педагогическая поддержка
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с
опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)
Слайд 7Педагогика воздействия
Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих
проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить
Слайд 8Педагогическая поддержка
Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или
подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях
Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу
Слайд 9Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности
По утверждению О.С. Газмана, это
превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.
Всегда ли можно получить со стороны педагога грамотную поддержку
педагогическая поддержка возможна только там и тогда, где и когда есть со-действие само-процессам, и только в открытых деятельностных школьных технологиях
Слайд 10Условия успешности педагогической поддержки
Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать
других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Слайд 11Условия успешности педагогической поддержки
В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны
атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат…
Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»
Слайд 12Условия успешности педагогической поддержки
И это пространство имеет как бы две стороны
одной медали. Одна в том, чтобы:
«Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…»
В.Берестов
Слайд 13Условия успешности педагогической поддержки
Но есть и вторая сторона. О ней хорошо
у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли».
Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям
Слайд 14Нормы педагогической поддержки
Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие
его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Слайд 15Нормы педагогической поддержки
Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание
воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»)
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы
Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку
Слайд 16Позиция воспитанника
Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши,
делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..)
Учиться думать не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией…
Слайд 17Позиция воспитанника
Учиться выбирать не только кашу и суп, сладости и развлечения,
друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге
выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ
учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию
Слайд 18Позиция воспитанника
У Омара Хайяма есть совет:
Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем
попало
Учиться психолого-педагогической рефлексии собственного развития
Слайд 19Критерии педагогической поддержки
Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе:
«Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?»
Критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы
Слайд 20Педагогика поддержки
Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической
деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре
Педагогика поддержки — это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели
Слайд 21Педагогика поддержки
Педагогика поддержки — это педагогика глубинного общения, где встречаются не
учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть глубинного общения состоит не столько в том, чтобы задать ребёнку направляющий его самоопределение вопрос, сколько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, подкрепить рефлексию, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком глубинном человеческом (экзистенциальном) общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»)
Слайд 22Этика поддержки
Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их
работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких технологиях, полезно перечитать «Антологию. гуманной педагогики», издаваемую Ш.А. Амонашвили)
Этика поддержки — это перенос общечеловеческих нравственных императивов в практику свободного воспитания, что предполагает систему особых этических норм, обеспечивающих безопасность и чистоту приёмов, применяемых взрослым во взаимоотношениях с ребёнком
Слайд 23Этика поддержки
Этика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства
педагогических и нравственных норм поддержки. Однако речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди» (хотя и оно очень важно — если бы все педагоги следовали бы хотя бы одному этому требованию, в наших школах не было бы педагогического брака!), но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Это необходимо, поскольку даже мягкие его педагогические приёмы не могут, не должны выходить за нравственные барьеры и запреты (приёмы могут стать особенно опасными, потому что мягки и позволяют иному взрослому вкрадчиво залезть в детскую душу).
Слайд 24Принципы поддержки
О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как
наиболее важные:
• ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
• самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка;
• всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
• все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
• не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
• дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;
• не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
• доверяя — не проверяй!
• признавай право на ошибку и не суди за неё;
• умей признать свою ошибку;
• защищая ребёнка, учи его защищаться
Слайд 25Принципы поддержки
Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном
опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна) «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку»
В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг — благо ребёнка, забота о Другом
Слайд 26Направления педагогической поддержки:
Оказание помощи обучающимся в принятии решения и
разрешения проблем;
Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;
Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
Координация работы с детьми внутри и вне школы
Слайд 27 Тактики педагогической поддержки
Тактика помощи
Разблокировать собственную активность ребенка
Тактика
защиты
Выстроить пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству
Тактика содействия
Развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным
Тактика взаимодействия
Создание условий, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности
Слайд 28 Основные формы педагогической поддержки:
Диагностическая работа;
Составление и реализация индивидуального
учебного плана;
Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися;
Педсоветы, методические семинары;
Факультативные занятия;
Психолого-педагогический консилиум;
Родительский лекторий;
Дискуссионный клуб старшеклассников;
Школа молодого родителя;
Выпуск стенгазет по самоопределению, самовоспитанию личности
Слайд 29
***
Помню бабушки заветные слова:
«Путь пройти и не запачкать чести!»
Но вела меня
моя судьба,
Чрез обман и море лести.
И прошу я: «Господи, спаси,
Я брожу, заблудшею овечкой,
На путь истинный меня верни,
Отведи от грязи и от лести.
Знаю, виновата я сама,
Несколько дорог судьба давала,
Я не ту дорогу избрала
Море я развилок пропускала.
А теперь, стою среди степи,
Есть развилки, и прямая есть дорога,
Только стоит по развилкам тем идти
Или в даль идет моя дорога?»
Алена Федорова
Слайд 30 Р. Тагор
Отчего погас светильник?
Я заслонил его своим плащом,
Чтобы спасти его
от ветра;
вот отчего погас светильник.
Отчего завял цветок?
Я прижал его к сердцу
С мучительной любовью;
вот отчего завял цветок.
Отчего высох ручей?
Я запрудил его плотиной,
Чтобы воспользоваться им для себя;
вот от чего высох ручей.
Отчего лопнула струна арфы'?
Я пытался исторгнуть из нее звук,
Который ей был не по силам,
вот отчего лопнула струна арфы.
Слайд 31Результат педагогической поддержки
Свободоспособная личность, которая реализуется через ответственное служение другим,
обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями Свободный человек действует на основании собственного выбора, осознающий и несущий за этот выбор ответственность