Слайд 1Отрочество в гуманистической психологии
Слайд 2Подростковый возраст — это возраст активного качественного перехода от детского состояния
к взрослому, со сложнейшими противоречивыми внутренними процессами преобразования всей личности от физиологии до высших форм самоосознания себя и своих взаимоотношений с Миром.
Слайд 3Сколько бы ни существовало подходов к рассмотрению и изучению этого особого
периода в жизни каждого человека, ни один из них не сможет до конца раскрыть всей сложности и многогранности исследуемого феномена, а, следовательно, интерес к данной проблеме и ее актуальность остаются неизменными вне зависимости от эпохи и времени, в котором находится пытливый ум ученого.
Слайд 4Подростковый возраст характеризуется многочисленными физиологическими преобразованиями, связанными с формированием репродуктивной функции,
или половым созреванием. В течение относительно короткого периода тело ребенка претерпевает множество морфологических и физиологических изменений, сопровождаемых глубокими преобразованиями внешности.
Слайд 5Пубертатное развитие протекает по общей схеме; последовательность стадий половой зрелости везде
идентична, однако некоторые факторы среды (питание, климатические условия) влияют на его начало и выраженность некоторых его проявлений.
Пубертат больше, чем какой-либо другой возраст, находится под контролем биологических факторов.
Слайд 6Ретроспективный взгляд на историю появления феномена отрочества в науках о человеке
предполагает его непосредственную связь со становлением гуманистического направления в отношении детей общества.
Стиль жизни и предпочитаемые ценности непосредственно подвержены историческому влиянию, и именно отношение к отрочеству больше, чем к любому другому возрастному периоду развития человека оказывается детерминированным социальными изменениями.
Слайд 7Известный французский специалист по подростковому возрасту Морис Дебесс считал, что
«ошибкой было
бы думать, что юность меняется вслед за эпохой… Конечно, в ней отражаются веяния своего времени… Но позади изменчивых образов юности стоит вечная юность, во все времена верная сама себе в своих тенденциях, законах развития, в своих представлениях о мире вещей в мире людей. Именно эти закономерности нуждаются в открытии и определении»
Слайд 8Согласно Ф. Арьесу, в доиндустриальной Европе отсутствовало различие детства и отрочества.
В XVIII в. не существовало никакого понятия для той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством, ему еще предстояло сформироваться.
По мнению Ф. Арьеса это произошло лишь в конце XIX в. — время, когда юность становится основной темой в литературе, объектом заботы моралистов и политиков.
Слайд 9В это же время Гренвилл Стэнли Холл публикует свой фундаментальный двухтомный
труд «Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education» (1904 г.)
Первое научное исследование, которое претендует на концептуальное представление отрочества.
Слайд 10Согласно Ф. Арьесу, если бы каждой эпохе соответствовал свой привилегированный период
жизни: XVII в. — молодой человек, XIX в. — ребенок, XX в. — подросток. Эти различия существенно зависят от демографических отношений между различными поколениями.
Слайд 11Подростковый период является наиболее противоречивым и дисгармоничным.
По мнению Л.С. Выготского, «…развитие здесь
совершается не по прямой, а по очень сложной и извилистой кривой. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней — переход, все течет»
Слайд 12Сочетание зрелости подростка в одних отношениях и незрелости в других, разнообразие
форм, в которых могут проявляться эти сочетания, делают разработку жестких стандартов весьма проблематичной для определенного календарного возраста.
Слайд 13В словаре В. Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14–15
лет
Герою «Подростка» Ф.М. Достоевского более 20 лет
Лев Толстой в своей трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» определяет границу между подростничеством и юностью 15-летним возрастом.
Слайд 14По мнению И.С. Кона, психологическая периодизация жизненного пути должна отражать те
социальные и нормативно-ценностные характеристики, которые предстоит усвоить индивиду, достигшему того или иного возраста.
И.С. Кон определил подростковый возраст как 13–16 лет для мальчиков и 12–15 лет для девочек.
Слайд 15А.В. Петровский полагал, что границы подросткового возраста устанавливаются между 11–12 и
14–15 годами.
При этом основной акцент А.В. Петровский делал на смене ведущих форм деятельности, общественном положении и уровне социализации личности в целом.
Слайд 16Согласно периодизации возрастного развития Э. Эриксона, пятая возрастная стадия по временным
рамкам (11–20 лет) соответствует подростковому возрасту.
В этот период, по мнению Э. Эриксона, подросток приобретает чувство идентичности.
Слайд 17Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст — это самый неустойчивый и
изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости»
Слайд 18Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура
возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка:
«Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев»
Слайд 19А.Е. Личко определяет пубертатный период продолжительностью примерно от 10–11 до 18–19
лет, в котором по психологическим характеристикам различаются две фазы.
Первая —негативная фаза (до 15 лет), для которой свойственно противопоставление подростком себя окружающим, противоречия с взрослыми, нормами и установленным порядком.
И вторая — позитивная фаза (с 16 лет), в которой прослеживаются противоположные тенденции к социализации и выработке жизненных правил.
Слайд 20Подростковый возраст согласно определению, приведенному в Американском психиатрическом глоссарии, — это
«хронологический период роста, начинающийся в возрасте около 12 лет с физических и эмоциональных процессов, приводящих к половой и психической зрелости, и заканчивающийся в нестрого определенное время, когда индивидуум достигает самостоятельности и социальной продуктивности (обычно в возрасте 20 лет)».
Слайд 21Резюмируя вышесказанное, можно говорить о том, что границы подросткового возраста, характеризующие
переход от ребенка к взрослому состоянию осмысливается сегодня скорее рамками экономической независимости, созидательного потенциала и уровнем знаний, которые позволят молодому человеку адаптироваться, включиться в одну из социальных групп.
Слайд 22На сегодняшний день в литературе, посвященной изучению рассматриваемого возрастного периода, можно
найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса.
Слайд 23В соответствии с теорией рекапитуляции Гренвилл Стэнли Холла подростковая стадия в
развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни.
Слайд 24С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд
основных противоречий, присущих этому возрасту.
У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость смениться унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью.
Слайд 25 в 1924 г. вышла книга крупного исследователя подросткового возраста, немецкого философа и
психолога Эдуарда Шпрангера «Psychologie des Jugendalters (Психология юношеского возраста)», в которой он изложил разработанную им культурно-психологическую концепцию подросткового возраста.
Слайд 26 В своих работах Э. Шпрангер обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый
возраст является периодом «бури и натиска», описывает три типа развития отрочества.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.
Слайд 27Вильям Стерн акцентировал свое внимание на глубинных механизмах развития личности, рассматривая
подростковый возраст как один из важнейших этапов формирования личности.
Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности.
Слайд 28Стерн описал шесть таких типов:
теоретический тип — личность, все стремления которой
направлены на объективное познание действительности;
эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;
экономический тип — жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление «с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;
социальный — «смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей»;
политический — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;
религиозный — такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира».
Слайд 29Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом
ко всей проблеме психологического развития подростка».
«если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком»
Слайд 30Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые
он назвал «доминантами».
«эгоцентрическая доминанта» — интерес подростка к собственной личности;
«доминанта дали» — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
«доминанта усилия» — тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;
«доминанта романтики» — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Слайд 31Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются
и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе… и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».
Слайд 32Возросший в последнее время интерес к изучению феномена подростка клиническими психологами
связан именно с тем, что данный период в жизни каждого человека является переломным и определяющим его дальнейшую судьбу в русле нормального или аномального формирования личности. К тому же, сам по себе подростковый возраст невозможно рассматривать в отрыве от той исторической эпохи, в которой проживается данный период жизни, определяющий свои критерии девиаций.
Слайд 33Список литературы
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке /
пер. с франц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. – Екатеринбург: Уральский университет, 1999. – 416 с. (Aries P. L'enfant et la vie familiale sous l'Ancien Regime. Paris: ed. du Seuil, 1960 [coll. «Points», 1975]).
2. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические сочинения. – М., 1979. – 343 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. – 1136 с.
5. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1986. – 654 с.
6. Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. – М.: Эксмо, 2005. – 688 с.
7. Дебесс М. Подросток. – СПб.: Питер, 2004 . – 127 с.
8. Дольник Р.В. Непослушное дитя биосферы. – СПб.: Петроглиф, 2009. – 352 с.
9. Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 423 с.
10. Достоевский Ф.М. Подросток. – М.: АСТ Астрель, 2011. – 560 с.
11. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 120-170.
12. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
13. Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. – 2004. – Т. 2, № 2. – С. 151-174.
14. Кон И.С. Люди и обстоятельства. Детство и юность // 80 лет одиночества. – М.: Время, 2008. – 448 с.
15. Кон И.С. Этнография детства // 80 лет одиночества. – М.: Время, 2008. – 448 с.
16. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.