Презентация, доклад на тему Отграничение умственной отсталость от задержки психического развития

Содержание

ЗПР - это……Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической

Слайд 1Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития

Отграничение  умственной отсталости  от задержки  психического развития

Слайд 2ЗПР - это…
…Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной

и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатриейЗадержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.
ЗПР - это……Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями

Слайд 3 врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие

психики, проявляющаяся нарушением интеллекта , вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадоптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.


Характерной особенностью дефекта является нарушение высших познавательных функций.
Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Умственная отсталость – это…

врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта , вызванная

Слайд 5Олигофрения
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не

только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей традиционно делят на три группы в зависимости от степени интеллектуального недоразвития
3 степени олигофрении:

Олигофрения Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и

Слайд 6Прежде, чем назвать отличия этих дефектов, следует отметить черты сходства.
1.

И те, и другие дети на первоначальных этапах обучения не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не интересуются школьными занятиями.
2. И те, и другие не владеют навыками, соответствующими школьной программе. После года обучения в 1 классе массовой школы не выучивают букв, затрудняются в звукобуквенном анализе, не могут писать под диктовку, не справляются с элементарными счетными операциями. В чтении, письме,
счете дети с ЗПР и умственно отсталые обнаруживают сходные ошибки.
Прежде, чем назвать отличия этих дефектов, следует отметить черты сходства. 1. И те, и другие дети на

Слайд 7Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО:
При ЗПР нарушен темп

развития детей; аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы (лобных областей и их связей с другими областями коры и подкорки). В случае коррекционно-воспитательной работы может наступить полная обратимость симптомов. Характерна неравномерность формирования психических функций, отмечаются как повреждения, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В отличие от олигофренов, дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах.
При умственной отсталости основным
патогенетическим фактором является
органическое поражение коры больших
полушарий головного мозга, поэтому не
возникает обратимости симптоматики в
процессе компенсации. Поражение носит
тотальный, необратимый характер.

Отличительные признаки  разграничения ЗПР от УО: При ЗПР нарушен темп развития детей; аномалия определяется задержкой развития

Слайд 8 Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны:

-парциальность
-мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка.
При умственной отсталости отмечается:
-тотальность
Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.
В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления - обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования
Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.



Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны:   -парциальность   -мозаичность в развитии

Слайд 9 Для развития всех форм мыслительной деятельности детей

с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей развивается все

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики.

Слайд 10В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции

— обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.
К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, —

Слайд 11Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то

время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания.
Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников

Слайд 12
Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им

более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес.

При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.

Эмоциональная сфера умственно отсталых не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении

Слайд 13 Большинство детей с ЗПР в различной степени владеют изобразительной

деятельностью.
У умственно отсталых без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы — схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Большинство детей с ЗПР в различной степени владеют изобразительной деятельностью.  У умственно отсталых без

Слайд 14В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность.

В то

время как у умственно отсталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность.В то время как у умственно отсталых дошкольников

Слайд 15 В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических

проявлений, что типично для умственно отсталых дошкольников.
Однако и у детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических проявлений, что типично для умственно отсталых

Слайд 16 Патологическая наследственная отягощенность более типична

для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и

Слайд 17При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и

полного выпадения функций, которые отмечаются у детей с органической деменцией.

Отличительные признаки разграничения ЗПР и рганической деменции

При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и полного выпадения функций, которые отмечаются у

Слайд 18Выводы:

Выводы:

Слайд 19Основные подходы к организации учебного процесса:

Подбор заданий максимально возбуждающих активность ребенка,

побуждающие у него потребность к познавательной деятельности
Приспособление темпа изучаемого материала к ребенку
Индивидуальный подход
Сочетание коррекционного обучения с лечебно – оздаровительными мероприятиями.
Повторное объяснения учебного материала и подбор дополнительных заданий
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений
Использование поощрений для поднятия самооценки
Поэтапное обобщение проделанной работы на уроке

Основные подходы к организации учебного процесса:Подбор заданий максимально возбуждающих активность ребенка, побуждающие у него потребность к познавательной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть