Презентация, доклад на тему Особенности участия родителей в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии

Содержание

Проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов одна из самых актуальных на сегодняшний день в общеобразовательной школе, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего

Слайд 1Подготовила: Владимирова Марина Александровна, учитель-логопед.

Особенности участия
родителей в коррекционной
работе по

устранению
дисграфии и дислексии
Подготовила: Владимирова Марина Александровна, учитель-логопед.Особенности участия родителей в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии

Слайд 2 Проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся

начальных классов одна из самых актуальных на сегодняшний день в общеобразовательной школе, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения детьми знаний.
Проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов одна из самых актуальных

Слайд 3Особенности письменной и устной речи, и их развитие
Письменная и устная речь

– это две формы речевой функции.
Они являются основным средством общения в человеческом обществе, однако письменная речь является более поздней по времени возникновения формой  существования языка. При переходе от устной речи к письменной, звуковое оформление языка сменяется графическим.
В связи с этим сменяются и усложняются и сами механизмы речи.
Особенности письменной и устной речи, и их развитиеПисьменная и устная речь – это две формы речевой функции.

Слайд 4 Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх

анализаторов: 
речедвигательного, речеслухового, речезрительного (деятельность которого выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при помощи особо организованных для этого движений глаз) и двигательного анализатора (тонкие движения пишущей руки).
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх  анализаторов:  речедвигательного, речеслухового, речезрительного (деятельность которого

Слайд 5 Одним из основных отличий  письменной речи от
устной являются дополнительные 

средства
выражения значений языка. Понимание устной речи
облегчается выразительностью речи, жестами,
мимикой, а также общей ситуацией, в которой
реализуется речь. В процессе письменной речи всё
это заменяется употреблением знаков препинания,
красной строки, заглавной буквы, различным
написанием одинаково звучащих, но разных по
смыслу слов, подчёркиванием, выделением другим
шрифтом, а также сопровождающими текст
рисунками, таблицами и т.д.
Одним из основных отличий  письменной речи отустной являются дополнительные  средствавыражения значений языка. Понимание устной речиоблегчается

Слайд 6Устная речь формируется первой, а
письменная является надстройкой над уже созревшей устной

речью. Устная речь развивается в процессе практического общения ребёнка со взрослым , главным образом на основе подражания речи окружающих, в то время как овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса письма.

Устная речь формируется первой, аписьменная является надстройкой над уже созревшей устной речью. Устная речь развивается в процессе

Слайд 7Письмо включает в себя ряд специфических операций
Анализ звукового состава слова,

подлежащего записи.
Первым, и основным,  условием письма является
определение последовательности и количества звуков в слове.
Вторым условием является уточнение звуков, т.е.
превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в чёткие обобщённые речевые звуки-фонемы. В начале эти процессы протекают спонтанно, но в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.
Письмо включает в себя ряд специфических операций Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.Первым, и основным,  условием письма

Слайд 8- Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков

с учётом пространственного расположения их элементов. - «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи слова (графемы переводятся в кинемы).
- Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.

Слайд 9Причины возникновения нарушений письма у детей
Нарушение письма  (и

чтения) является самой распространённой речевой патологией у младших школьников.
Этиология.
Патогенные факторы, которые воздействуют на пренатальный,
натальный и постнатальный периоды.
Наследственные факторы, которые создают неблагоприятный
фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма (задержка развития речи, нарушение латерализации).
Органические причины: повреждения корковых зон головного
мозга, учавствующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мозга, нарушения их функционирования.
Функциональные повреждения: внутренние (например,
длительные соматические заболевания) и внешние
(неправильная речь окружающих, дефицит речевых
контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание
к речевому развитию ребенка со стороны
взрослых, неблагоприятная обстановка в семье ).
Причины возникновения нарушений письма у детей   Нарушение письма  (и чтения) является самой распространённой речевой патологией

Слайд 10Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных

несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма.
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в

Слайд 11Симптоматика дисграфии:
Речевые симптомы:
ошибки на уровне букв (искажённое
написание букв, замены букв,

пропуски букв)
ошибки на уровне слова (искажение
звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);
ошибки на уровне предложения (слитное или
раздельное написание слов, аграмматизмы
на письме).
Симптоматика дисграфии:Речевые симптомы:ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)ошибки на уровне слова (искажение

Слайд 12Неречевые симптомы: - неврологические нарушения; - нарушение познавательной

деятельности; - нарушение восприятия; - нарушение памяти; - нарушение внимания; - нарушение моторики; - нарушение зрительно-пространственных ориентировок; - психические нарушения.   И т.д.
Неречевые симптомы:  - неврологические нарушения;  - нарушение познавательной    деятельности;  - нарушение

Слайд 13Механизмы дисграфии:
 
Фонетические дефекты речи;
Недостаточность слуховых
дифференцировок;
Нарушение языкового анализа и синтеза;
Недоразвитие грамматического строя

речи;
Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.
Механизмы дисграфии: Фонетические дефекты речи;Недостаточность слуховыхдифференцировок;Нарушение языкового анализа и синтеза;Недоразвитие грамматического строя речи;Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.

Слайд 14Классификация дисграфии
Артикуляционно-акустическая дисграфия
(М.Е.Хватцев) – это дисграфия на почве расстройств устной

речи, или «косноязычие в письме»
Артикуляционно-акустическая дисграфия –
это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме»
Дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия проявляется
в аграмматизмах на письме.
Оптическая дисграфия. 

Классификация дисграфии Артикуляционно-акустическая дисграфия (М.Е.Хватцев) – это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме» Артикуляционно-акустическая

Слайд 15Как устранить дисграфию и возможно ли это?
При определенных усилиях как

со стороны
родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно корректировать и устранить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать
полноценным членом общества,
обычным ребенком.
Как устранить дисграфию  и возможно ли это?  При определенных усилиях как со стороныродителей, специалистов, так

Слайд 16 Дисграфия — это не приговор, с этим

можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и

Слайд 17 Какой врач лечит дисграфию?
Обычно о дисграфии сообщает учитель,
обучающий ребенка. Он уже

может иметь опыт работы с такими детьми.
Далее стоит обратиться к логопеду и
психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.
Психоневролог поможет выявить сопутствующие
нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.
В отдельных случаях к решению проблемы
подключаются другие специалисты.
Какой врач лечит дисграфию? Обычно о дисграфии сообщает учитель,обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы

Слайд 18 Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы

невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Что делать учителю и родителям?     Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители,

Слайд 19 Не нужно забывать, что "дисграфик" очень
часто остро

чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается.
Задача взрослых, кроме лечения, оказать
психологическую поддержку ребенку: не ругать,
показывать заинтересованность в успехах,
помогать.

Не нужно забывать, что

Слайд 20 На что нужно обратить особое внимание:
Если Ваш ребенок левша.
Если он -

переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее
обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что
говорит: лека (река), суба (шуба).
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у,
ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква
(клюква).
Пропуски букв, слогов, недописывание слов.
Например: прта - парта, моко - молоко,
весёлы (весёлый).

На что нужно обратить особое внимание: Если Ваш ребенок левша.Если он - переученный правша.Если Ваш ребенок

Слайд 21Несколько советов родителям:

Если ребенку задали на дом прочитать текст
или много писать,

то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Не заставляйте ребенка переписывать много
раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Хвалите своего ребенка за каждый
достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько советов родителям:Если ребенку задали на дом прочитать текстили много писать, то разбейте текст на части и

Слайд 22Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют

хорошую
зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя
предлагать им упражнения, где требуется исправить
ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных
упражнений может пагубно сказаться (из-за той же
зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык
грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.
Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить
саму мысль о том, что при письме можно эти самые
ошибки допускать. Текст с ошибками лишний
раз показывает ребенку, что ошибки возможны,
даже, пожалуй, полезны в чем-то.
Давайте забудем об этом…
Чего нельзя делать?   Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в

Слайд 23Несколько слов о почерке
Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей.
Как

правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок,
ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк,
на всю строку, а может и на полторы!
Несколько слов о почеркеПочерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко

Слайд 24КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто.
В течение некоторого времени (обычно двух-
трех

недель на это хватает) в тетради в
КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ
абзац текста из любого художественного
произведения или упражнения из учебника
НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА.
Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается
ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В
КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ
КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
КАК НАУЧИТЬЗдесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради

Слайд 25 Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям

При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям

Слайд 26Список использованной литературы:
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и
письменной речи учащихся начальных классов»

– М., 2001 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика
и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
Поваляева М. А. «Нетрадиционные методы в
коррекционной педагогике» Ростов н/Д: Феникс, 2006.
WWW.sulamot.ru



Список использованной литературы:Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.Лалаева Р.И., Венедиктова

Слайд 27спасибо за внимание

спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть