Презентация, доклад на тему Особенности реализации основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционных классов и инклюзивного образования

Содержание

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Статья 18 «О социальной защите инвалидов в

Слайд 1Особенности реализации основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ в условиях

коррекционных классов и инклюзивного образования

Подготовили:
координатор по АООП НОО ТНР Розанова А. А.
педагог-психолог Пучкова Е.Г.
учитель-логопед, учитель-дефектолог Черёмуш В. А.

Особенности реализации основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционных классов и инклюзивного образованияПодготовили: координатор

Слайд 2Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом

Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Статья 18 «О социальной защите инвалидов в РФ (редакция от 29.06.2015 № 176-ФЗ)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
индивидуальный учебный план
инклюзивное образование
адаптированная образовательная программа

Нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие деятельность ОО по созданию специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ/инвалидностью

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012

Слайд 3Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и

стимулирования
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
Статья 70. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулированияСтатья 44. Права, обязанности и ответственность

Слайд 4Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания
Специальных учебников, учебных

пособий и дидактических материалов
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ

ФЗ 273, ст.79: специальные условия для получения образования

Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитанияСпециальных учебников, учебных пособий и дидактических материаловСпециальных технических средств

Слайд 5Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование

в Российской Федерации
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Статья 42. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Государственные гарантии образования детей с ОВЗ

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации Статья 34. Основные

Слайд 6Приказ МОиН РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Организация и осуществление образовательной деятельности
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации ИПРА ребёнка – инвалида, выдаваемых государственными учреждениями МСЭ и их форм»

Приказ МОиН РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

Слайд 7Специально организованное обучение должно начинаться сразу после выявления отклонения в развитии

ребёнка
Изменение содержания образования: введение специальных разделов в Программе, сокращение объёма содержания
Использование специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе – специализированных компьютерных технологий
Индивидуализация обучения
Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды
Максимальное расширение образовательного пространства

Концепция ФГОС ОВЗ: особые образовательные потребности всех категорий обучающихся с ОВЗ

Специально организованное обучение должно начинаться сразу после выявления отклонения в развитии ребёнкаИзменение содержания образования: введение специальных разделов

Слайд 8
имеющие временные или постоянные

отклонения в физическом и (или) психическом развитии, которые нарушают общее развитие и не позволяют детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети".

Дети с ОВЗ – это дети,

имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, которые

Слайд 91. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до

рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально-биологического характера – это экология, вредные привычки, заболевания и т.д.

Причины появления детей с ОВЗ:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь

Слайд 10дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с задержкой

психического развития;
дети с нарушениями интеллектуального развития;
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с расстройствами аутистического спектра);
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития,
дети с  нарушениями речи.



Основные категории детей с ОВЗ:

дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;дети с задержкой психического развития;дети с нарушениями интеллектуального развития;дети с нарушениями

Слайд 11Основные категории детей с ОВЗ

Основные категории детей с ОВЗ

Слайд 12Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического

развития (ЗПР) и тяжелыми нарушениями речи(ТНР) составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется неоднородностью и полиморфизмом.

Основные категории детей с ОВЗ

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжелыми нарушениями речи(ТНР)

Слайд 13Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями слуха

Слайд 14Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения

Слайд 15Дети с нарушениями ОДА

Дети с нарушениями ОДА

Слайд 16

Конституциональная задержка психического развития.
Соматогенная ЗПР.
Психогенная ЗПР.
Церебрально-органическая ЗПР.


Дети с ЗПР. Классификация

Конституциональная задержка психического развития.Соматогенная ЗПР.Психогенная ЗПР.Церебрально-органическая ЗПР.Дети с ЗПР. Классификация

Слайд 19

Неустойчивость внимания (колебания, неравномерная работоспособность) .
Трудности в развитии восприятия (зрительное, слуховое,

тактильное).
Своеобразие памяти (неточность воспроизведения, быстрая потеря информации).
Особенности развития личности.
Трудности в коммуникативной сфере.




Общие особенности детей с ЗПР

Неустойчивость внимания (колебания, неравномерная работоспособность) .Трудности в развитии восприятия (зрительное, слуховое, тактильное).Своеобразие памяти (неточность воспроизведения, быстрая потеря

Слайд 20
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате

поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга. Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей.

Низкая познавательная активность.
Низкий уровень развития моторики.
Неразвитость речи.
Низкий уровень развития мышления, замедленность мыслительных процессов.
Трудности восприятия, трудности ориентации в пространстве.
Концентрация внимания непродолжительная, переключаемость замедленная.
Память произвольная.
Эмоционально-волевая сфера незрелая. Колебания настроения.






Дети с УО

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь

Слайд 21

Аутизм – это комплексное нарушение психического развития ребенка, затрагивающее интеллектуальную, эмоциональную,

двигательную сферу, чувствительность, внимание, мышление, память, речь

Полное отсутствие или недостаточная потребность в контактах с окружающими.
Обособленность от окружающего мира.
Слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним.
Чувствительность к раздражителям.
Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
Характерным является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Разнообразие речевых нарушений.






Дети с РАС

Аутизм – это комплексное нарушение психического развития ребенка, затрагивающее интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу, чувствительность, внимание, мышление, память,

Слайд 22 Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых

дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с

Слайд 23



Дети со сложной структурой дефекта
Это дети,

у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Дети со сложной структурой дефекта   Это дети, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например,

Слайд 24Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи

Слайд 27

Неустойчивость внимания (колебания, трудности сосредоточения, неравномерная работоспособность) .
Трудности в развитии восприятия

(зрительное, слуховое, тактильное).
Недоразвитие мелкой моторики, трудности координации, ориентации в пространстве.
Трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения.
Снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания( быстрая потеря информации).
Особенности развития эмоционально-волевой сферы, трудности в коммуникативной сфере.




Общие особенности детей с нарушениями речи

Неустойчивость внимания (колебания, трудности сосредоточения, неравномерная работоспособность) .Трудности в развитии восприятия (зрительное, слуховое, тактильное).Недоразвитие мелкой моторики, трудности

Слайд 28
1. Снижен уровень мотивация к познавательной деятельности, представления об окружающем

мире ограничены.
2. Темп выполнения заданий низкий, работоспособность и продуктивность снижена. Повышенная утомляемость.
3. Нуждаются в помощи взрослого (часто постоянной). Трудности в понимании инструкций, организации деятельности.
4. Низкий уровень развития внимания, восприятия, памяти, воображения, речи, мышления.
5. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики. Нарушение координации движений.
6. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
7. Негативизм, конфликтность, драчливость. Повышенная впечатлительность, обидчивость, ранимость. Тревожность. Склонность к фантазированию, навязчивым страхам. Неадекватная самооценка. Трудности взаимодействия со сверстниками.

Общие психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

1. Снижен уровень мотивация к познавательной деятельности, представления об окружающем мире ограничены.2. Темп выполнения заданий низкий,

Слайд 29 могут реализовать свой потенциал при условии вовремя начатого и

адекватно организованного обучения и воспитания - т.е., при создании специальных условий обучения и воспитания детей в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.

Дети с ОВЗ

могут реализовать свой потенциал при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания -

Слайд 30Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Слайд 31
– в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления

первичного нарушения развития, т. е. в дошкольном возрасте;
– в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием, как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
– в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
– в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР и ТНР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

– в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т. е. в

Слайд 32– в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося

до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
– в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
– в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
– в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

– в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня,

Слайд 33– в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение

деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
– в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
– в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

– в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения,

Слайд 34 Совокупность обязательных требований при реализации АООП НОО в

организациях, осуществляющих образовательную деятельность:
К структуре АООП НОО ( в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму.
К условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
К результатам освоения АООП НОО.

Структура ФГОС НОО ОВЗ

Совокупность обязательных требований при реализации АООП НОО в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:К структуре АООП

Слайд 35 Образовательная программа, адаптированная для обучения

лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа

Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей

Слайд 36Адаптированная основная общеобразовательная программа – локальный нормативный акт, описывающий содержание образования

и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места положения, педагогических возможностей.
Образовательная организация с опорой на Закон об образовании РФ, концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, примерные АООП определённого варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении своей адаптированной общеобразовательной программы.

Разработка АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа – локальный нормативный акт, описывающий содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей

Слайд 37АООП: обязательные специальные образовательные условия

АООП: обязательные специальные образовательные условия

Слайд 38АООП НОО для обучающихся с ТНР
введение четко ориентированных на удовлетворение

особых образовательных потребностей с обучающимися с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программ коррекционной работы
логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
АООП НОО для обучающихся с РАС
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС
Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения
Эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи
Развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми

АООП: обязательные специальные условия. Содержание специальной поддержки

АООП НОО для обучающихся с ТНР введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей с обучающимися с

Слайд 39Параметры дифференциации видов АООП
Целевая группа обучающихся с ОВЗ (нозология и тяжесть

нарушений развития)
Срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы
Форма обучения, степень включения в образовательный процесс (инклюзия, отдельные группы, классы, образовательные организации, индивидуально-надомная форма)
Соотношение в содержании АООП обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
Основные и дополнительные специальные условия освоения варианта АООП
Содержание обязательных предметных областей
Содержание и формы организации освоения коррекционно-развивающей области
Содержание планируемых результатов освоения АООП
Параметры дифференциации видов АООПЦелевая группа обучающихся с ОВЗ (нозология и тяжесть нарушений развития)Срок освоения Адаптированной общеобразовательной программыФорма

Слайд 40Содержательный компонент АООП НОО ОВЗ
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (

в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий)
Программы отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО ( в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ)
Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Программа внеурочной деятельности
Содержательный компонент АООП НОО ОВЗПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся ( в зависимости от варианта АООП НОО

Слайд 41Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Слайд 42Содержание АООП НОО: опора на обязательные компоненты
Общая логика: опора на актуальный

уровень развития ребёнка и опережающее усложнение среды его жизни и деятельности
«Академический компонент»
Компонент «жизненной компетентности»


Лучшая адаптация к действительности и перспектива развития
Содержание АООП НОО: опора на обязательные компонентыОбщая логика: опора на актуальный уровень развития ребёнка и опережающее усложнение

Слайд 43Предмет регулирования ФГОС НОО ОВЗ
Отношения в сфере образования групп обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья:
глухие
слабослышащие и позднооглохшие
слепые
слабовидящие
нарушения опорно-двигательного аппарата
тяжелые нарушения речи
задержка психического развития
расстройства аутистического спектра
сложный дефект
Предмет регулирования ФГОС НОО ОВЗОтношения в сфере образования групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:глухиеслабослышащие и позднооглохшиеслепыеслабовидящиенарушения опорно-двигательного

Слайд 44Виды и варианты АООП НОО ОВЗ

Виды и варианты АООП НОО ОВЗ

Слайд 45Специальный дифференцированный стандарт

Специальный дифференцированный стандарт

Слайд 46- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться

с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации. 

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми с ОВЗ

- Принимать ребенка таким, какой он есть.- Как можно чаще общаться с ребенком.- Избегать переутомления.- Использовать упражнения

Слайд 47Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть