Слайд 1Особенности разработки адресных программ поддержки школ, демонстрирующих низкие результаты обучения и
(или) находящихся в неблагоприятных социальных условиях
Слайд 2АДРЕСНЫЕ ПРОГРАММЫ
Признаки:
– направленность на те направления деятельности образовательной
организации, которые в особенности нуждаются в управленческой, педагогической, методической поддержке;
– нецелесообразность тратить ресурсы на относительно «обеспеченные» направления; расходовать ресурсы концентрированно, адресно;
– адресность поддержки основывается на данных диагностических исследований;
– относительно короткий срок действия;
– оказание помощи образовательной организации, оказавшейся в проблемной ситуации; поддержать инициативы образовательной организации, ее стремление самостоятельно разрешать возникающие проблемы;
– продуманность и обоснованность мер поддержки, чтобы не порождать иждивенческих настроений.
Слайд 3НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОБЛЕМЕ
Предлагаем познакомиться со статьями:
1. «Социальное
происхождение и успех в учебе – эффективные школы в неблагоприятных социоэкономических условиях» [И. Акерен, К. Рахербоймер, Э.Д. Кляйн]:
– Представлен опыт немецких авторов. В фокусе внимания авторов статьи находятся стратегии повышения качества школ, которые, несмотря на очевидные неблагоприятные условия, достигли хороших результатов в обучении детей.
Слайд 4НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОБЛЕМЕ
Предлагаем познакомиться со статьями:
2. Выравнивание
шансов детей на качественное образование: сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. – 208 с.:
– Представлены статьи российских исследователей (Фрумин И.Д. и др.), характеризующий ситуацию с доступностью качественного образования в России, обзор международного опыта реализации стратегий и программ выравнивания шансов детей на получение качественного образования (США, Канада, Великобритания, Финляндия), а также предложения по формированию национальной стратегии действий в данной области.
Слайд 5ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
«… оценка качества работы школ свелась к
показателям стандартизированных тестов, что было вполне в духе … крайне узкой трактовки школьной эффективности. Применительно к проблемным школам это означало, что ряд педагогических практик, которые могли быть весьма полезны для всех учащихся, а особенно для отдельных групп учеников, отбрасывались в погоне за быстрым результатом»
[И. Г. Груничева, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий. Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты ...]
Слайд 6ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
Выводы, которые вытекают из анализа западного и
отечественного опыта поддержки школ, показывающих низкие результаты обучения:
1. Простое перенесение модели деятельности успешных школ на проблемные часто оказывается невозможным и бесполезным для них. Причина: успешные школы, имеющие опыт продуктивных инновационных решений, обладали рядом важных характеристик, обусловивших их успешное развитие и устойчивую эффективность; большинство проблемных школ таких качеств не имело.
Слайд 7ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
2. В основе программ
поддержки – философская установка «заново найти смысл жизни».
Для этого необходимы изменения в трех областях: обязательства, целенаправленная активность школы и преподавателей и контекст.
! Принять на себя новые обязательства и активизировать персонал во власти самой школы. Но окружение, в которых работает школа, – лежит вне ее ответственности и [часто] является причиной «бедственного положения» школы.
Задача – поиск таких форм воздействий на школу и действий внутри нее, которые изменят или ослабят действие контекстных факторов.
Слайд 8ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
Исследования подтверждают:
– дети с
неблагополучным социально-экономическим бэкграундом могут показывать неожиданно высокие результаты, если школа сфокусируется на учебных достижениях и удержит внимание и усилия учителей и учеников на их улучшении;
– важно, чтобы все сообщество, окружающее школу, разделяло уверенность в том, что все дети способны учиться;
– директор такой школы выступает в качестве лидера
и постоянно охватывает вниманием и руководством
каждый класс;
– в этих школах осознают и то, что ответственность
и мотивация растут в результате общей вовлеченности,
и умеют создавать команду, члены которой чувствуют
личную ответственность за происходящие изменения.
Слайд 9ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ
АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
Важные замечания:
1. Не существует
единого рецепта успеха, который может быть предложен любой проблемной школе, где бы она ни была и как бы ни выглядела. Можно говорить о том, что есть важные «ингредиенты», употреблять которые нужно в той композиции, которая соответствует особенностям данной школы и ее контекста.
2. В мире получила распространение стратегия межшкольного партнерства, поддержка слабых школ сильными и активными, включающая интенсивный обмен опытом, трансляцию лучших практик и тесное взаимодействие директоров. Эта стратегия сейчас широко распространена и подтверждает свою эффективность.
3. Моральный императив программ поддержки, получивших распространение на западе: улучшить учебные результаты всех учащихся по всем параметрам, а не только отдельных учеников по некоторым параметрам.
Слайд 10ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
РАЗРАБОТКИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
Модель «Рамка школьной эффективности»:
– школьники учатся более эффективно, когда участвуют в принятии решений, касающихся их учебы [Sammons, 2006]; у всех учащихся была возможность принимать участие в формировании важных для них решений;
– создавать возможность для всех детей полностью раскрыть свой потенциал в необходимых умениях (включая личностные, социальные и эмоциональные), знаниях и установках, чтобы обеспечить им возможность стать экономически, социально и персонально активными гражданами, готовыми к обучению в течение всей жизни;
Тезисы для обсуждения:
– Пинская М.А.: «Обычно слабые школы дают своим ученикам то, что могут: спорт, патриотическое воспитание. Но с этими достижениями ребята не могут продолжать учиться в вузах».
– «Если ребенок плохо учится, то пусть
хоть одевается хорошо»
[«Старый новый год», 1980].
Слайд 11ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
РАЗРАБОТКИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
– укреплять обучающиеся
профессиональные сообщества в школах, в которых педагоги смогут расширять и распространять профессиональные знания об учении и преподавании;
– строить учебные занятия так, чтобы они вовлекали учащихся, мотивировали их учиться и повышать свой потенциал;
– развивать культуру социальной инклюзии и уважения к разнообразию, особенно через поддержку благополучия учеников и индивидуализации обучения.
Слайд 12ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
РАЗРАБОТКИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
Основные принципы программы
[сформулированы М. Фулланом]
(Fullan, 2010):
– презумпция способности всех без исключения детей к обучению;
– ограниченность числа приоритетов;
– решительность действий лидеров;
– использование коллективного потенциала;
– тщательная разработка стратегии;
– разумная отчетность;
– масштабность и всеобщий охват.
Слайд 13ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
РАЗРАБОТКИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
Основную роль в инициировании и осуществлении
системных изменений должны были играть лидеры системы образования, объединившие свои усилия и получившие поддержку всего профессионального сообщества.
Обратите внимание:
Статья «Ставка на лидеров в российском
образовании. Не слишком ли мы увлеклись?»
[Вальдман И.А.]:
Ставится вопрос о необходимости смены акцента
от поддержки образовательных лидеров к
поддержке слабых учащихся и школ,
демонстрирующих низкие образовательные
результаты.
«Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова,
второклассника и второгодника», 1966.
! Особое внимание в программе М. Фуллана было уделено повышению качества преподавания.
Слайд 14ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
РАЗРАБОТКИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ
Продуктивные западные стратегии:
–
Стратегия партнерства (побратимства) школ. Городские и сельские школы заключают друг с другом соглашения, в соответствии с которыми осуществляют совместное планирование педагогической деятельности и оценку ее результатов.
– Стратегия «приглашенной администрации». Один из администраторов школы, показывающей высокие образовательные результаты, как правило, заместитель директора, и от трех до пяти учителей данной школы заключают с государством двухгодичный контракт на работу в школе, показывающей низкие образовательные результаты.
– Стратегия создания школьных консорциумов. Несколько школ, различающихся по уровню образовательных результатов, организационно-правовой форме и ведомственной принадлежности, объединяются в консорциум вокруг одной сильной школы, которой государством присваивается соответствующий статус. Данная школа предоставляет всем школам, входящим в консорциум, право использования своей ресурсной базы в обмен на возможность отработки своих организационных и педагогических технологий в более широком сегменте.