Слайд 1Особенности работы с подростками, склонными к девиантно –делинквентному поведению
Современные технологии профилактики
и коррекции девиантно -делинквентного поведения подростков
Слайд 3Причины
девиантно - делинквентного поведения подростков
Слайд 4Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков
деформация семейных отношений, внутрисемейный стиль
общения,
социально-экономическое неблагополучие;
снижение ответственности за процесс обучения;
влияние СМИ, низкопробной литературы,
насилие, непрочность межличностных отношений;
Слайд 5Девиантное поведение в возрастных группах (подростки)
суицидальное поведение;
делинквентный тип поведения;
реакции группирования;
«сексуальная распущенность»;
побеги (бродяжничество);
подростковые аддикции.
Слайд 6Суицидальное поведение у подростков – следствие неприятия ситуации в семье, в
отношениях со сверстниками; атмосфера равнодушия, ненависти, несправедливости создает ощущение потерянности и одиночества; чувство вины, невозможность вьполнения предъявляемых требований со стороны родителей и педагогов, низкая самооценка это предпосылки к суициду.
Делинквентный тип поведения — мелкий хулиганский проступок,
в крайних своих проявлениях - уголовно наказуемое деяние.
Слайд 7Реакции группирования - стремление к группированию -естественный вид подросткового поведения, но
проблемы возникают когда подросток «связывается» с какой-либо группой, имеющей асоциальную направленность.
<<Сексуапьная распущенность» - у подростка идет смешение понятий «свобода», «распущенность», «вседозволенность, в борьбе
за «свободу и независимость», не думая об основах моральных норм.
Слайд 8Побеги (бродяжничество)
Причины побегов весьма разнородны, но, как правило, совершаются из
чувства протеста на какое-либо оскорбление внутри семьи или в школе, моральное и/или физическое насилие, вызваны неблагоприятной ситуацией внутри семьи. Провоцирующим моментом может оказаться страх наказания за какой-либо проступок, но он может быть совершен и из романтических побуждений.
Слайд 9Подростковые аддикции
Аддикция - пагубная привычка, зависимость от чего-либо или кого-либо;
зависимость от вещества (табак, алкоголь, наркотики), от азартных игр (компьютерная зависимость), человека, как значимого для себя (влюбленность, преклонение, псевдоуважение).
Аддиктивное поведение — злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние до того, как произошло формирование физической зависимости; поведение, не болезнь, это только процесс формирования болезни.
Слайд 10Проблемы, вызывающие наибольшие трудности в работе с подростками
Слайд 11
Проблемы подростков
неадекватное и девиантное поведение ,
дезадаптация в социальной среде,
трудные
дети (неуправляемые, педагогически запущенные, ведущие себя вызывающе),
дурная компания, криминогенные группы и причастность к криминальным обстоятельствам, контактам,
подростки, состоящие на учете в ОДН,
Подростки, состоящие на внутришкольном учете,
Слайд 12употребление детьми алкоголя и наркотиков, вредные привычки подростков,
адаптация в новой
среде (в новом классе, школе, детском коллективе) и как следствие - одиночество, дефицит общения со сверстниками,
дезадаптация к нормам социалъной жизни,
безнадзорные дети, бродяжничество детей.
Слайд 13Проблемы, связанные с семьями
неблагополучная семья,
нарушение прав ребенка, насилие в
семье,
психологическое неблагополучие в семье,
семьи «социального риска»,
алкоголиэм и/или наркомания родителей;
семьи с тяжелым материальным положением,
Слайд 14Проблемы психологического характера
Агрессия учителя, родителей,
Угнетенность из-за непонимания в семье,
коллективе,
Низкие материальные условия,
Плохая успеваемость и уклонение от обучения.
Отсутствие интересов, тяжелое и длительные чувства беспокойства
Конфликты среди сверстников,
Многосторонние конфликты – дети – родители – учителя -администрация ОУ.
Слайд 15Причины правонарушений
в подростковой среде
Слайд 16Причины психосоциального характера:
дефекты правового и нравственного сознания;
содержание потребностей личности;
особенности характера;
особенности эмоционально-волевой сферы.
незавершённость процесса формирования личности (самоконтроля и самоорганизации);
отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения,
зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит;
трудное поведение подростка как средство самоутверждения,
протест против действительности или требований взрослых.
Слайд 17Причины психологического характера
низкая самооценка детей, особенно подростков, как важный регулятор поведения.
Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и ценности как личности, что может привести к депрессии, и как следствие этого -нежелание посещать школу, снижение успеваемости, употребление табака, алкоголя, наркотиков, поиск поддержки среди «сомнительных» друзей, другие девиации.
Слайд 18Словарик в работе социального педагога
Слайд 19Адаптация - приспособление к изменяющимся условиям.
Адаптивное поведение – поведение с
наличием целесообразного, полезного результата; если деятельность соответствует условиям, в которых осуществляется данное поведение.
Неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдается в детском и юношеском возрасте, характеризуется устойчивыми и повторяющимися нарушениями прав других, норм поведения и социальных правил данного возраста; характерно для детей с девиациями.
Аддиктивное поведение – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность, (не болезнь, но нарушение поведения):
- злоупотребление изменяющими психическое состояние
веществами (табак, алкоголь, наркотики, токсические вещества)
без сформированной физической зависимости.
Слайд 20Асоциальное поведение различается содержанием, целевой направленностью, проявляется в различных социальных отклонениях
- от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
Делинквентное (противоправное) поведение -противозаконные преступные действия несовершеннолетних: (вымогательство, кражи, угон транспортных средств, нанесение телесных повреждений, убийства, грабежи, изнасилования).
Аутоагрессивное – поведение, направленное на самого себя - (суицидальные проявления).
Слайд 21Отклоняющееся (девиантное поведение) –
отклонение от нормальных межличностных отношений, принятых в
обществе,
отклонение от норм, правил поведения, идей, стереотипов, ожиданий, установок, ценностей,
несоответствие человеческих поступков, действий,
нежелательное и опасное для общества отклонение поведения от социальных норм,
система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (нормы психического здоровья, права, культуры и морали,
чаще всего проявляется в подростковом возрасте - 13 – 15 лет.
Любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).
Слайд 22Причины возникновения девиантного поведения
Биологический (индивидуальный) фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок
девиантного поведения,
отклонения от нормы в состоянии здоровья
нарушения в физическом и (или) психическом здоровье,
несоответствие физическому развитию
отставание в росте,
акцентуация характера;
Педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания
ошибки педагогов
превышение педагогической власти;
лишение ребенка индивидуальных стимулов;
наказания как унижение личности ученика;
противоречивость предъявляемых требований;
поверхностное знание особенностей учащегося;
конфликтные отношения между родителями ученика и учителями; между учеником и учителями);
Слайд 23ошибки семейного воспитания
«заласканное детство»,
«задавленное детство»,
«загубленное детство»,
«одинокое детство»,
«равнодушное
детство»;
отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний,
перекладывание забот о воспитании ребенка на школу;
отстранение подростка от физического домашнего труда;
конфликты в семье;
Слайд 24
Девиантное поведение подразделяется на
две большие категории
поведение, отклоняющееся от норм психического
здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
антисоциальное поведение, нарушающее определенные социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Слайд 25Формы девиантного поведения
Преступность и наркотизм;
Пьянство и алкоголизм;
Самоубийство;
Проституция;
Вандализм.
Слайд 26Характеристика
психологических особенностей девиантных подростков
импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны,
затруднено их
общение с окружающими,
имеют значительные трудности в их воспитания;
для них характерна: тревожность, дефектность в области целей и смысла жизни).
Слайд 27Социально-педагогические технологии
Социально-педагогические технологии
совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на
сознание, поведение и деятельность ребенка в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях, социально-ориентированных видах деятельности;
оптимально подобранный комплекс социальных и педагогических средств (методы, процедуры, ресурсы и последовательность их применения) для решения социальной проблемы;
последовательность действий, этапов решения социальных проблем ребенка.
Слайд 28Виды социально-педагогических технологий
социально-педагогическая профилактика;
социально-педагогическое сопровождение;
социально-педагогическая поддержка;
психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка;
социально-педагогическая
реабилитация детей и подростков.
Слайд 29Характер технологии задается
проблемой ребенка, особенностями его личности,
воспитательного микросоциума,
уровнем социальной
адаптации,
предметом и сферой социально-педагогического воздействия,
возможностями специалиста.
Цель деятельности подчиняет, определяет вид технологии, в основе технологии лежит целесообразное сочетание определенных методов.
Слайд 30Задача социального педагога в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства
ситуации ребенка и поставить диагноз, (ребенок не всегда может сформулировать возникшую проблему, объяснить, чем она вызвана -конфликт с родителями, учителями, группой детей),
Поиск путей решения проблемы
на основании диагноза ставится цель,
-в соответствии с ней выдвигаются конкретные задачи деятельности, осуществляемых двумя путями.
Первый путь
решить проблему ребенка уже известным способом, с применением разработанных и апробированных технологий;
задача социального педагога - выбрать именно ту технологию, которая обеспечит успешное разрешение проблемы ребенка.
Слайд 31Для решения проблемы в соответствии с выбранной технологией, используются методы
убеждение, упражнение,
формы
организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности,
определенные средства, используемые в работе, позволяющие решить проблему ребенка;
разработка программы социально-педагогической деятельности по разрешению типа проблемы и реализация ее.
По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка:
проблема ребенка решена положительно и на этом деятельность социального педагога с ребенком заканчивается,
Слайд 32социальный педагог не смог решить или только частично решил проблему ребенка
- необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки:
этап диагностирования,
этап выбора решения
этап определения методов,
этап выбора средств решения проблемы),
необходима корректировка деятельности социального педагога на каждом этапе и повторная попытка решения проблемы ребенка
Слайд 33Социально-педагогическая технология работы с подростками
Организационная работа
Запрос администрации на работу с подростками
(формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации).
Встреча с педагогами, работающими в этих классах, психологом (получение информации о детях).
Встреча с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
Встреча социального педагога с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация программы).
Проработка полученной информации.
Слайд 34Диагностические процедуры
Исследование личности подростка
а) личностные особенности (личностный опросник Р. Кеттела,
опросник Г. Шмишека);
б) самооценка подростков (опросник самоотношения подростков
В.В. Столина);
в) структура способностей подростков (тест Р. Амтхауэра);
г) характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири);
д) профессиональная ориентация (дифференцированный диагностический опросник А.Е. Климова, анкетирование родителей и детей).
Социальный педагог вносит данные в карту подростка, выделяет категорию подростков с проблемами из всего состава обучающихся в ОУ.
Слайд 35ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ
Психолого-педагогическая профилактика - система предупредительных
мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих недостатки в развитии детей, система мер по социальной защите детства, предусматривающая:
решение еще не возникших проблем и принятие мер задолго до их возникновения:
принятие мер непосредственно перед возникновением проблем:
(при возникновении пробелов в знаниях, умениях и навыках по предмету учитель дает индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка).
Слайд 36принятие мер в отношении уже возникшей проблемы, предупреждение возникновения новых:
педагог работает
с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств ребенка.
Первые два подхода - это общая профилактика, третий - специальная
Слайд 37ТЕХНОЛОГИИ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы,
социального отклонения или удержания их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Профилактика дезадаптивного поведения
Дезадаптация - относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.
Виды дезадаптивного поведения:
поведение агрессивного типа,
бегство от ситуации.
Слайд 38Школьная дезадаптация - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного
обучения, овладение которыми становится затруднительным или невозможным.
Слайд 39
Социальная дезадаптация
устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей,
саморегуляции, отчуждение семьи, образовательных учреждений
Слайд 40Технология социально-педагогической коррекции
Социально-педагогическая коррекция - деятельность по исправлению особенностей психологического, педагогического,
социального характера, которые не соответствуют принятым в обществе нормам.
Основные составляющие технологии социально-педагогической коррекции
Разработка и организация мероприятий, направленных на восстановление положительных качеств, преобладавших до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному опыту;
Осуществление способов социально-педагогической деятельности, направленных на формирование стремления компенсировать свои неуспехи в определенной сфере жизнедеятельности успехом в увлекающей его деятельности;
Слайд 41Технология
реабилитационной социально-педагогической деятельности
В системе социально-педагогической реабилитации происходит обучение определенному поведению в
ситуации неудачи.
Для снятия «комплекса неуспешности» используются следующие способы:
создать мини-группу детей, имеющих схожие проблемы;
-сформировать отношение к ситуации неуспеха как к стимулу для работы над собой с целью достижения успеха;
вселить уверенность в позитивные изменения в проблемной ситуации;
Слайд 42Проверка терминологии
Делинквентный тип поведения - мелкий хулиганский проступок.
Аддиктивное поведение — злоупотребление
ПАВ.
Адаптация - приспособление к изменяющимся условиям.
Аутоагрессивное – поведение, направленное на самого себя - (суицидальные проявления.
Слайд 43
Аддикция - пагубная привычка, зависимость от чего-либо или кого-либо
Отклоняющееся (девиантное поведение)
– отклонение от нормальных межличностных отношений, принятых в обществе.