Презентация, доклад на тему Особенности детей с ЗПР

Содержание

Что такое задержка психического развития?Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Замедление темпа психического развития (ЗПР) проявляется в недостаточности общего

Слайд 1Особенности детей с задержкой психического развития подготовила Руководитель ТПМПК Попова И.К.

Особенности детей  с задержкой психического развития  подготовила Руководитель ТПМПК Попова И.К.

Слайд 2Что такое задержка психического развития?
Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических

функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
Замедление темпа психического развития (ЗПР) проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемостью интеллектуальной деятельностью.

Что такое задержка психического развития?Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер

Слайд 3Задержка психического развития
ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При

ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций.
В международной классификации болезней (МКБ – 10) ЗПР обозначается
как «Смешанное специфическое расстройство развития школьных навыков»

Задержка психического развитияЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных

Слайд 4Эпидемиологические данные
Среди детей подготовительных групп ДОУ распространённость ЗПР составляет –

5% (У. В. Ульяненкова ).
Учащихся начальных классов городских и сельских школ от 4-8, 2 % (Т.А.Власова, К.С.Лебединский, 1975 г., И.И. Мамайчук, 1997 г.).
Детей школього возраста от 2,7 до 16% (Е.И.Кириченко).
Неусевающих школьников начальных классов – 40-60% (М.С.Певзнер, В.М. Явкин, 1977; И.Л.Крыжановская , 1980).
Время манифестации 7-9 лет

Эпидемиологические данные Среди детей подготовительных групп ДОУ распространённость ЗПР составляет – 5% (У. В. Ульяненкова ).Учащихся начальных

Слайд 5Актуальность изучения проблемы ЗПР обусловлена причинами:
Негативными влиянием ЗПР на показатели успеваемости

ребенка в школе;
Необходимостью принятия решения о целенаправленности обучения детей с ЗПР по АООП в СКОШ;
Благоприятным прогнозом ЗПР, что обеспечивает возможность проведения их психологической коррекции.
Актуальность изучения проблемы ЗПР обусловлена причинами:Негативными влиянием ЗПР на показатели успеваемости ребенка в школе;Необходимостью принятия решения о

Слайд 6Варианты классификаций ЗПР
Г.Е. Сухарева в конце 1960-х г.г. Впервые описала проявление

ЗПР и предложила сам термин, обозначила формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.
В.В. Ковалёв (1979) один их первых предложил этиопатогенетическую классификацию ЗПР (форма определяется причиной её возникновения).
К.С. Лебединская (1982) представила на основе этиологического принципа варианты ЗПР.
М.С. Певзнер (1982) рассмотрела ЗПР вне рамок умственной отсталости, как самостоятельную группу заболеваний и состояний.
Варианты классификаций ЗПРГ.Е. Сухарева в конце 1960-х г.г. Впервые описала проявление ЗПР и предложила сам термин, обозначила

Слайд 7Причины возникновения ЗПР
Биологические:
патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная

гипоксия плода;
недоношенность;
асфиксия и травмы при родах;
заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
генетическая обусловленность.
2. Социальные:
различные виды эмоциональной и социальной депривации (как в семье при воспитании в условиях безнадзорности, гиперопеки или жестокости, так и в детских сиротских учреждениях и т.д.);
стрессовые ситуации;
педагогическая запущенность;
  завышенные требования к интеллектуальным способностям ребёнка в обществе.
Причины возникновения ЗПРБиологические:патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;недоношенность;асфиксия и травмы при родах;заболевания

Слайд 8Патогенез ЗПР
В основе механизма формирования ЗПР лежит нарушение созревания и функциональная

недостаточность лобных и теменных отделов больших полушарий, обеспечивающих осуществление сознательных актов человеческого поведения и деятельности.
При церебро – органическом варианте ЗПР наблюдается выпадение структурных и функциональных элементов, необходимых для осуществления более высокого уровня интеллектуальных процессов.
Патогенез ЗПРВ основе механизма формирования ЗПР лежит нарушение созревания и функциональная недостаточность лобных и теменных отделов больших

Слайд 9Лобная область головного мозга
Формирование программ поведения;
Контроль и регулирование деятельности;
Выделение существенных элементов

поступающей информации, их сличение, анализ и интеграция;
Организация мыслительной деятельности, абстрактно – логическое мышление;
Организация направленного внимания.

Лобная область головного мозгаФормирование программ поведения;Контроль и регулирование деятельности;Выделение существенных элементов поступающей информации, их сличение, анализ и

Слайд 10Теменная область головного мозга
Анализ и синтез сложных раздражителей;
Пространственная организация деятельности;
Моторный контроль;
Связь

с организацией
внимания, мотивации,
эмоций.

Теменная область головного мозгаАнализ и синтез сложных раздражителей;Пространственная организация деятельности;Моторный контроль;Связь с организацией  внимания, мотивации,

Слайд 11Классификация ЗПР по К.С. Лебединской (1982)
ЗПР конституционального происхождения;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного

происхождения;
ЗПР церебрально – органического генеза.
Классификация ЗПР по К.С. Лебединской (1982)ЗПР конституционального происхождения;ЗПР соматогенного происхождения;ЗПР психогенного происхождения;ЗПР церебрально – органического генеза.

Слайд 12ЗПР конституционного генеза
 (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм), эмоционально – личностная

незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с "детскостью" мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Заниматься они не любят и не хотят, что затрудняет социальную и школьную адаптацию.

ЗПР конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм), эмоционально – личностная незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с

Слайд 13ЗПР соматогенного генеза 
(обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);
Этот

тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: • хроническими инфекциями; • аллергическими состояниями; • врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца); • детскими неврозами; • астенией.

ЗПР соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической

Слайд 14ЗПР психогенного генеза
 (неблагоприятные условия   воспитания, частые в жизни ребенка психотравмирующими ситуациями);
При

воздействии этих факторов возникают невротические и неврозоподобные нарушения, идёт патологическое развитие личности. При безнадзорности преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.     У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм (отказ от речи).
При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.

ЗПР психогенного генеза (неблагоприятные условия   воспитания, частые в жизни ребенка психотравмирующими ситуациями);При воздействии этих факторов возникают невротические и

Слайд 15ЗПР церебрально-органического генеза 
( сочетаются признаки незрелости ЦНС ребенка и признаки парциального

нарушения ряда психических функций).
У детей имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Наиболее часто встречается и  обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

ЗПР церебрально-органического генеза  ( сочетаются признаки незрелости ЦНС ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).У детей имеется

Слайд 16Особенности детей с ЗПР
Для ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие

познавательной деятельности, что создаёт трудности в овладении программой массовой школы.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.



Особенности детей с ЗПР		Для ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что создаёт трудности в

Слайд 17Особенности детей с ЗПР
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения,

бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Особенности детей с ЗПРНегрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях

Слайд 18Особенности детей с ЗПР
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в

слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.

Особенности детей с ЗПР Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности,

Слайд 19Особенности детей с ЗПР
Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной

помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста.
Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Особенности детей с ЗПРОднако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону

Слайд 20Типичные особенности обучающихся с ЗПР
Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается

в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Типичные особенности обучающихся  с  ЗПР Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы

Слайд 21Типичные особенности обучающихся с ЗПР
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов

учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

Типичные особенности обучающихся  с  ЗПР Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей,

Слайд 22Типичные особенности обучающихся с ЗПР
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость,

объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания учителя и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным.  


Типичные особенности обучающихся с ЗПР У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем

Слайд 23Типичные особенности обучающихся с ЗПР
Для них достаточно трудно обучаться  по программе общеобразовательной

 школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность, идет снижение учебной мотивации.


Типичные особенности обучающихся с ЗПР Для них достаточно трудно обучаться  по программе общеобразовательной  школы, усвоение которой не соответствует темпу

Слайд 24Особенности учебной деятельности детей с ЗПР
Для усвоения программного материала по любому

учебному предмету учащиеся должны располагать некоторыми общими умениями и способами деятельности. Речь идет об умении ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку.
Недостаточная целенаправленность деятельности детей с ЗПР выражается в их неумении обдумать свою работу и спланировать ход ее выполнения. не проявляют достаточного стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат.

Особенности учебной деятельности  детей с ЗПР Для усвоения программного материала по любому учебному предмету учащиеся должны

Слайд 25Особенности усвоения математических знаний
Часто допускают ошибки при выполнении сложения и

вычитания с переходом через разряд в пределах 20, 100,1000 ;
Заменяют одно математическое действие другим;
При решении задач не всегда точно понимают смысл вопроса задачи, выбирают не то действие для решения, иногда могут записать только краткое условие задачи или вообще отказаться от выполнения задания;
У учащихся затруднено понимание математических знаков «<« (меньше) и «>« (больше), непонимании значения числа 0, возможности получения нуля в результате ариф.действия;
Путают разряды многозначных чисел;

С трудом осваивают и применяют знания табличного умножения и деления, метрической системы величин;
Очень затрудняются в решении задач на движение;
При решении текстовых арифметических задач, содержащих отношения «больше/меньше в», у учащихся еще могут встречаться ошибки, обусловленные непониманием смысла этих выражений;
слабо усваиваются учащимися правила деления и умножения на ноль, внетабличное деление;
Наблюдается также слабая сформированность чертежно-графических навыков и владение чертежно-измерительных средств (линейки, треугольника).

Особенности усвоения математических знаний  Часто допускают ошибки при выполнении сложения и вычитания с переходом через разряд

Слайд 26Особенности усвоение навыков чтения
Техника чтения совершенствуется очень медленно, и отставание, сказывается

на последующих этапах. Причины заключаются в индивидуальных особенностях мыслительных процессов, установления связей между восприятием и произношением, а также в затруднениях синтезирования слов во фразу.
Учащиеся допускают нестойкие замены парных по глухости и звонкости согласных, перестановки, пропуски, не дочитывают окончания, повторяют звуки и слоги, добавляют при чтении в слова отсутствующие в них слоги или звуки, заменяют звуки в словах, что ведёт к искажениям слов и даже замене их другими словами (нр, могут прочитать «тянуть» вместо тонуть). Часто встречается чтение по догадке («приходит» вместо придет);
Трудности чтения слогов со стечением согласных;
Чтение монотонное, маловыразительное с отсутствием пунктуационной интонации.

При пересказе теряют смысловую направленность текста); не понимают мотивации поступков действующих лиц, затрудняются сделать вывод из содержания прочитанного;
Прибегают к слоговому чтению трудных, многосложных, особенно незнакомых слов, непривычных оборотов речи;
Появляются замены слов синонимичными по значению (нр, слово подполз - словами «полез», «подлез»);
Могут быть и ошибки ударения в словах, значение которых школьники до конца еще не могут осмыслить, в словах и фразах
С увеличением скорости чтения может увеличиваться количество ошибок-добавлений. Обычно встречаются добавления, не противоречащие смыслу содержания, - чаще всего союз и,
Развитие понимания читаемого в целом идет за счет усвоения отдельных смысловых звеньев текста;
Техника чтения в большей степени поддается коррекции, чем осмысление прочитанного.;

Особенности усвоение навыков чтения Техника чтения совершенствуется очень медленно, и отставание, сказывается на последующих этапах. Причины заключаются

Слайд 27Особенности усвоения правил рус. языка
На письме обнаруживается множество ошибок, связанных с

недостатками в звуковом и слоговом составе слов, с незнанием или неумением применять правила правописания.
Оформление письменных работ торопливое и небрежное, отмечается незнание и не соблюдение орфографического режима. В работах бесчисленные исправления, большое количество неисправленных ошибок даже после разбора выполненного задания;
Большинство учеников не соблюдают строку, элементы многих из записанных ими букв растянуты или, наоборот, сужены;
Пропускают гласные и согласные в середине и конце слова, пропускают слоги, звуковые замены, перестановки и добавления, обозначение мягкости согласных с помощью гласных и мягкого знака.

Замены по звуковому или артикуляционному сходству занимают значительное место среди ошибок, путают буквы по графическому сходству;
Стойкие ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста (для ЗПР);
Часто встречаются пропуск гласных («здача» вместо задача), согласных («овет» вместо ответ), недописанные окончания («кошк» вместо кошка). Такие ошибки указывают, что дети недостаточно овладели звуковым составом слова.
Плохо запоминают орфографические правила и затрудняются их применять;
Затрудняются в запоминании терминов, определений понятий русского языка;
С трудом осваивают алгоритм разбора слов по составу, фонетический разбор, разбор предложений.

Особенности усвоения правил рус. языка На письме обнаруживается множество ошибок, связанных с недостатками в звуковом и слоговом

Слайд 28Особенности организации учебной деятельности
При обучении детей с ЗПР необходимо применять особые коррекционно-педагогические

воздействия. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. 
Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой
Особенности организации учебной деятельностиПри обучении детей с ЗПР необходимо применять особые коррекционно-педагогические воздействия. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом

Слайд 29Особенности организации учебной деятельности
Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы

предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.
Особенности организации учебной деятельностиКроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому

Слайд 30Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
1. Соблюдение охранительного режима:
Игнорирование отрицательных поступков;
Переключение

на другой вид деятельности, если возникают затруднения;
Ровный, спокойный, доброжелательный тон учителя;
Дозирование учебной нагрузки;
Положительная оценка не только
успехов, но и прилежания

Рекомендации учителям по организации учебной деятельности 1. Соблюдение охранительного режима:Игнорирование отрицательных поступков;Переключение на другой вид деятельности, если

Слайд 31Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
2. Поэтапное формирование деятельности:
Постановка доступных целей;
Дозирование

учебной нагрузки;
Выполнение заданий по частям или с использованием заданного внешнего алгоритма действия;
3. Оценивание ответов на уроке с учётом имеющихся речевых и психических нарушений;
4. Опора на сохранные анализаторы;
5. Темп деятельности на уроке должен быть снижен;
6. Проведение дополнительной словарной работы на каждом уроке, проговаривание заданий вслух.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельности 2. Поэтапное формирование деятельности:Постановка доступных целей;Дозирование учебной нагрузки;Выполнение заданий по частям

Слайд 32Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
В системе коррекционных мероприятий надо предусмотреть

проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов программы, а также обогащение их знаниями об окружающем мире. Подготовительная работа не может ограничиться каким-то небольшим периодом времени в начале школьной жизни ребенка; она будет необходима на протяжении многих лет обучения, так как изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых, как показали исследования, у детей с задержкой психического развития обычно недостает.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиВ системе коррекционных мероприятий надо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к

Слайд 33Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
В процессе обучения следует использовать те

методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать у них необходимые навыки.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиВ процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально

Слайд 34Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
На уроках и во внеурочное время

необходимо уделять внимание коррекции деятельности детей. Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов, но особенно, в учебной.
Формирование способов учебной деятельности на любом уроке должно происходить поэтапно: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого (учителя, воспитателя), затем – по словесной инструкции при ее последовательном усложнении.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиНа уроках и во внеурочное время необходимо уделять внимание коррекции деятельности детей.

Слайд 35Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями,

таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиРабота учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков

Слайд 36Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Работая с такими детьми, учителя и

воспитатели должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Предлагаемая детям инструкция может не вызвать никакого действия не из-за их негативной установки, а из-за того, что она не была по-настоящему воспринята и усвоена. Отсюда еще один важный практический вывод: все сообщаемые таким детям сведения следует неоднократно повторить.
В то же время обнаруженная у детей с ЗПР неустойчивость внимания требует повторения одного и того же материала с некоторыми видоизменениями в форме его изложения. Такое повторение ранее изложенного может быть использовано как средство привлечения произвольного внимания к наиболее важному в объяснении. Это будет повышать значимость повторяющихся сообщений, готовность к их восприятию.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиРаботая с такими детьми, учителя и воспитатели должны считаться с тем, что

Слайд 37Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Режим школьных занятий должен быть рассчитан

таким образом, чтобы ученик успевал выполнить каждый этап учебного задания за время, соответствующее его возможностям.
Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиРежим школьных занятий должен быть рассчитан таким образом, чтобы ученик успевал выполнить

Слайд 38Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и

памяти детей с ЗПР, а также замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость сообщения нового материала этим учащимся методом «малых шагов» - с большей детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиНедостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с ЗПР, а также

Слайд 39Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Нужно предотвращать наступление утомления, используя для

этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, введение элементов соревнования, организовывать короткие перерывы и т.д.).

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиНужно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и

Слайд 40Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
В связи с недостаточностью такого свойства

внимания, как переключаемость, смена видов деятельности не должна быть слишком частой, т.к. ребенок не может быстро включиться в новое задание, и используемый прием не достигнет своей цели, но следует помнить, что и однообразная, однотипная работа быстро утомляет таких детей.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиВ связи с недостаточностью такого свойства внимания, как переключаемость, смена видов деятельности

Слайд 41Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
При обучении детей с задержкой психического

развития особенно важно исключить действие каких бы то ни было посторонних раздражителей, отвлекающих от процесса обучения.
Важно использовать интересный, увлекательный материал в начале урока. Это создает условие для сохранения внимания на более длительный срок, особенно, если поддерживать у учащихся ожидание продолжения начатого во второй половине занятия.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиПри обучении детей с задержкой психического развития особенно важно исключить действие каких

Слайд 42Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности

в приобретении знаний способствуют дидактические (учебные) игры и игровые приемы. Эти формы работы создают у школьников положительный эмоциональный настрой, повышают их интерес к учению – способствуют «эмоциональному пробуждению разума».

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиРазвитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические (учебные)

Слайд 43Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Немаловажное значение для поддержания непроизвольного внимания

имеет речь учителя. Она должна быть четкой, оптимально громкой, переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельности		Немаловажное значение для поддержания непроизвольного внимания имеет речь учителя. Она должна быть

Слайд 44Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Во время работы с детьми этой

категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей (создавать «ситуацию успеха»), своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющееся у ребенка положительное отношение к школе. Очень важно говорить с ребенком мягким, доброжелательным тоном.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиВо время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический

Слайд 45Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Демонстрация наглядного материала должна сопровождаться подробными

словесными комментариями. Комментарии, в частности, должны облегчать объединение отдельных элементов материала в целостный образ. Целесообразно привлекать внимание детей к существенным деталям изображения, которые иначе могут остаться вне поля зрения учеников. Если наглядная иллюстрация содержит повернутый в непривычном ракурсе известный детям предмет, надо совместно обсудить, как его следует повернуть, чтобы получилось данное изображение.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиДемонстрация наглядного материала должна сопровождаться подробными словесными комментариями. Комментарии, в частности, должны

Слайд 46Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Предлагаемый детям в процессе обучения наглядный

материал должен быть свободен от лишних, не используемых непосредственно на данном уроке деталей. Перегрузка, например, картинной иллюстрации различными персонажами и предметами, о которых учитель не намерен говорить, может привести к отрицательному эффекту – ребенок не усвоит и самого необходимого.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиПредлагаемый детям в процессе обучения наглядный материал должен быть свободен от лишних,

Слайд 47Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Использование продуктивных видов деятельности (рисование, лепка,

аппликация, конструирование и др.) на начальных этапах обучения эффективно в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, имеет определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей оцениванию собственной работы, сравнению полученного результата с заданным образцом. Особое значение для коррекционной работы в этом направлении имеют уроки трудового обучения.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиИспользование продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.) на начальных

Слайд 48Рекомендации учителям по организации учебной деятельности
Значительное внимание необходимо уделять формированию у

учащихся навыков самостоятельного использования имеющихся знаний и умений. Только самостоятельное выполнение учащимися заданий дает учителю повседневную информацию о фактическом усвоении учебного материала. Такая обратная связь содействует выявлению усвоенного и неусвоенного материала, а также помогает обнаружить индивидуальные трудности ребенка.

Рекомендации учителям по организации учебной деятельностиЗначительное внимание необходимо уделять формированию у учащихся навыков самостоятельного использования имеющихся знаний

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть