Презентация, доклад на тему Основы формирования коммуникативных умений детей с ОВЗ

Содержание

Понятие «коммуникация»Понятие «коммуникация» получило широкое распространение в начале XX века в трудах зарубежных исследователей при изучении категории общения, которая представляет собой чрезвычайно сложное, неоднозначное и противоречивое явление. В настоящее время в литературе понятия «коммуникация» и «общение»

Слайд 1Теоретико-методические основы формирования коммуникативных умений детей с ОВЗ
Лекция 1.

Теоретико-методические основы формирования коммуникативных умений детей с ОВЗЛекция 1.

Слайд 2Понятие «коммуникация»
Понятие «коммуникация» получило широкое распространение в начале XX века в

трудах зарубежных исследователей при изучении категории общения, которая представляет собой чрезвычайно сложное, неоднозначное и противоречивое явление.
В настоящее время в литературе понятия «коммуникация» и «общение» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия (Бойков Д.И.).
Термин «коммуникация» первоначально в англоязычной литературе представлялся как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов.
Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предпо­лагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в раз­говоре, умение завязывать и поддерживать беседу (Л.М.Шипицина)

Понятие «коммуникация»Понятие «коммуникация» получило широкое распространение в начале XX века в трудах зарубежных исследователей при изучении категории

Слайд 3Понятие «коммуникативные умения»
Понятие «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, освоение которых

обеспечивает для ребенка полноценное включение в обществе, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Потребность в совместной деятельности является врожденной, генетически обусловленной.
Потребность в совместной деятельности «подталкивает» ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями.
Непосредственно формированием коммуникативных умений занимались С. В.Проняева, Е. Г. Савина, Л. Р. Мунирова, Н. С. Глуханюк.
Понятие «коммуникативные умения»Понятие «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в

Слайд 4Специфика развития коммуникаций детей с ОВЗ
Овладение элементарными способами общения у детей

с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще:
дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей  в более широкую систему коммуникативных связей.
Специфика развития коммуникаций детей с ОВЗОвладение элементарными способами общения у детей с ОВЗ происходят в значительно более

Слайд 5Основная цель и задачи работы с детьми с ОВЗ
Основная цель работы

в данном направлении - формирование навыков коммуникации детей с ОВЗ для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Задачами педагогической работы являются: обучение адекватным реакциям и действиям на обращения знакомых людей;
обучение использованию доступных знаковых систем для их реализации в играх, быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражения просьб и др.;
воспитание элементарных социальных умений в общении.
Основная цель и задачи работы с детьми с ОВЗОсновная цель работы в данном направлении - формирование навыков

Слайд 6Специфика развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ
 Работа по формированию коммуникативных умений

должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру.
Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.
Специфика развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться

Слайд 7Что значит развитие речи детей с ОВЗ?
  Дети необходимо учить слушать

и понимать то, о чем им говорят, воспроизводить звуки, а затем - произносить слова и использовать их в речевых комбинациях.
Понятие речи включает в себя не только устную речь: эффективное общение затруднено, если ребенок не понимает языка жестов и мимики, не может использовать информацию, получаемую при зрительном контакте.
Что значит развитие речи детей с ОВЗ?  Дети необходимо учить слушать и понимать то, о чем им

Слайд 8Что значит развитие речи детей с ОВЗ?
 Дети с ОВЗ часто не

поддерживают зрительный контакт со взрослыми и другими детьми, не умеют подражать другим, не понимают обращенную речь, что накладывает определенные проблемы в развитии речевых навыков.
Зрительный контакт, подражание, понимание речи жизненно важны для развития речи.
Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть собеседнику в лицо.
Для обучения произношению слов, словосочетаний, составления целых предложений, необходимо уметь подражать другим.
В процессе подражания ребенок учится копировать жесты взрослых и различные звуки.
Дети с ОВЗ не сразу понимают, что изображение предмета символизирует реальный объект. От понимания картинок дети переходят к осознанию того, что "звуки". т.е слова, тоже отражают и представляют реальные предметы.
Что значит развитие речи детей с ОВЗ? Дети с ОВЗ часто не поддерживают зрительный контакт со взрослыми и

Слайд 9Практические советы и игры по установлению зрительного контакта
1.Перед тем как начать

игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт с ребенком. Установив его, немедленно награждайте ребенка игрушкой и похвалой. Чтобы привлечь внимание ребенка к своему лицу, можно: широко и часто улыбаться, издавать забавные звуки, надевать маски, экстравагантные шляпы, раскрашивать лицо и др. Можно легонько подуть в щечку или, наоборот, сидеть очень тихо, неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем самая кипучая активность.
2. Игры с предметами: взять и поднести предмет к лицу ребенка, он последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех тем же предметом.

Практические советы и игры по установлению зрительного контакта	1.Перед тем как начать игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный

Слайд 10Практические советы и игры  на подражание и понимание речи
1. Дети учатся

подражать взрослым, когда видят, как взрослые подражают им. Подражайте действиям ребенка, он воспримет это как игру и в ответ начнет копировать взрослого. Подражать можно звукам, которые издает ребенок, копировать его жесты и мимику(улыбки, гримасы). Если он трясет игрушкой, складывает кубики в коробку или бросает игрушку, нужно делать то же самое. Снова и снова нужно подражать действиям ребенка, и в один прекрасный день он начнет подражать вам.
 

Практические советы и игры  на подражание и понимание речи	1. Дети учатся подражать взрослым, когда видят, как взрослые

Слайд 11Практические советы и игры  на подражание и понимание речи
2. Ребенку необходимо

осознать, что те звуки, которые он слышит от взрослых, имеют значение. Игры с элементами прогнозирования: "Шалтай-Болтай", "Баба сеяла горох", "Щекоталки", "Ехали мы - ехали..." , "На старт, внимание, марш!". В этой игре главное дать понять ребенку, что вслед за словом" марш" обязательно будет что-то интересное. Например, при слове "марш" бросайте мячик, толкайте машинку или можно обрушить дом из кубиков. Главное, чтобы ребенку нравилось.

Практические советы и игры  на подражание и понимание речи2. Ребенку необходимо осознать, что те звуки, которые он

Слайд 12Практические советы и игры  на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.
У

детей с ОВЗ в связи с общим недоразвитием двигательной сферы, нарушены артикуляционные движения, что также влияет на доступность понимания окружающими речевой продукции. Поэтому необходимо проводить коррекционные упражнения на подвижность артикуляционного аппарата.
Игры на вдох и выдох. Выдувание мыльных пузырей через соломинку. Дуйте на обрывки бумаги, кусочки тканей, легкие шарфы, мыльные пузыри, перья и пр. Свист в свисток, игры на губной гармошке, трубение во всевозможные рожки, дудки и т.д. Во время игры или занятия произносите побольше звукоподражательных слов: "мяу", "гав-гав", "тик-так" и др. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка.
Практические советы и игры  на подражание и понимание речи3. Стимуляция звуков.У детей с ОВЗ в связи с

Слайд 13Практические советы и игры  на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.
Можно

использовать музыкальные игрушки, включающиеся от громких звуков. Они дадут ребенку прекрасную мотивацию для упражнений в речевом мастерстве.
У некоторых детей в процессе обучения происходит зарождение речи: появляются звукоподражательные или "лепетные" слова.
Для совершенствования понимания речи важным является характер совершаемых действий, сопровождаемых речью:
на уровне совместных (рука ребенка в руке педагога) и совместно распределенных действий взрослого и ребенка "Возьмем мишку (куклу...), посадим его (ее) за стол, будем кормить мишку, (куклу). Где тарелка, где ложка? Поставим тарелку пред мишкой и т.д.
Практические советы и игры  на подражание и понимание речи3. Стимуляция звуков.Можно использовать музыкальные игрушки, включающиеся от громких

Слайд 14Практические советы и игры  на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.
Не

владея речью, ребенок вынужден сообщать о своих потребностях и нуждах другими способами.  Он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, рукой, указательным пальцем. Т.е. речь формируется на основе заместителей речи. Это могут быть жесты, мимика, пиктограммы, рисуночные изображения. Пиктограммы и рисуночные символы могут быть бытового значения, обозначать эмоциональные состояния " Я рад", " Мне хорошо", "Я злой" и пр., желания " Я хочу играть", " Слушать музыку" и пр. Работа с пиктограммами должна разворачиваться последовательно от года к году, с учетов программы обучения, индивидуальных особенностей ребенка.
Практические советы и игры  на подражание и понимание речи3. Стимуляция звуков.Не владея речью, ребенок вынужден сообщать о

Слайд 15Практические советы и игры  на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.

Существуют знаковые системы для работы с детьми с ОВЗ. Знаковые системы представляют собой естественное развитие языка жестов. Детей с ОВЗ часто обучают "Макатону", системе, в которой произносимое слово сопровождается знаком. Знаки "Макатона" взяты из британского языка глухонемых и модифицированы с целью большей простоты и выразительности: в этой системе используются широкие, размашистые движения рук, доступные и детям с нарушениями тонкой моторики. Ребенок воспринимает речь мультисенсорным путем: одновременно слышит слово и видит соответствующий знак.
Практические советы и игры  на подражание и понимание речи3. Стимуляция звуков. Существуют знаковые системы для работы с

Слайд 16МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что

самое главное, легко понять.
МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять.

Слайд 17Практические советы на понимание значения слов
*Речь педагога должна быть четкой и

простой. Ребенок снова и снова должен слышать одно и тоже слово в связи с одним и тем же предметом, действием, понятием, чтобы начать понимать существующую связь между ними.
*Говорить нужно здесь и сейчас, не рассуждая об абстрактных понятиях.
*Если ребенок выражает свои желания невербально, "переводите" его сообщения на язык слов: " Хочешь послушать музыку"
*Используйте фотографии, пиктограммы, рисунки знакомых предметов, явлений и пр. Просите показать одно изображение из двух или трех.
*Рассматривайте с ребенком книжки с иллюстрациями. Они должны быть простыми и легко узнаваемыми.

Практические советы на понимание значения слов*Речь педагога должна быть четкой и простой. Ребенок снова и снова должен

Слайд 18Практические советы на понимание значения слов
*Взрослый должен использовать повседневные события для

развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную с одеждой, можно изучать следующими способами:
- одевая ребенка, называть предметы одежды
- вырезать из журналов и каталогов картинки с одеждой и вместе с ребенком делать книжку
- одевать куклу или мишку
- спрашивать, где тот или иной предмет одежды
-предоставлять ребенку выбор (Например, какую рубашку ты оденешь?)
-притворяться, что забыли название того или иного предмета одежды, и ждать от ребенка "подсказки"
- задавать простые вопросы ("Где мишка?", " Где кукла?").Давать простые задания ("Дай мишку")
-делать забавные "ошибки". Например, одевать носки на уши и ждать, чтобы ребенок вас поправил.

Практические советы на понимание значения слов*Взрослый должен использовать повседневные события для развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную

Слайд 19Практические советы на понимание значения слов
 Дети с ОВЗ, понимающие значения слов,

чей словарный запас достаточно развит, могут переходить к словосочетаниям из двух или трех слов, пониманию абстрактных понятий.
 Развитие речи детей с ОВЗ является стержневым для всех разделов коррекционной работы. Формирование речевых умений носит многоаспектный характер и в зависимости от уровня сформированности речи включает в себя:
- коррекционные упражнения  и игры на: установление зрительного контакта, подражание, понимание речи, подвижность артикуляционного аппарата
- произнесение "звукоподражательных"," лепетных" слов
- формирование умений связного высказывания
- ответить на вопросы в игровой и бытовой ситуации
- построение фраз о наблюдаемом или выполняемом действии
- выражение в речи просьбы, желания, состояния

Практические советы на понимание значения слов Дети с ОВЗ, понимающие значения слов, чей словарный запас достаточно развит, могут

Слайд 20Практические советы на понимание значения слов
 К важнейшим достижениям в формировании коммуникативных

умений, в создании предпосылок к развитию речи, можно отнести следующие:
- адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты
- сопровождение разных видов деятельности доступными видами речи: вокализациями, звукокомпексами, словами, простой фразой
- умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или знаковых заместителей.
 Педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков  является необходимой в рамках развития и дальнейшего обучения детей с ОВЗ, поскольку именно общение является движущей силой развития ребенка.

Практические советы на понимание значения слов К важнейшим достижениям в формировании коммуникативных умений, в создании предпосылок к развитию

Слайд 21Домашнее задание:
Разработать презентацию по одной из предложенных тем:
Использование игровых приемов в

процессе развития коммуникативных умений детей с ОВЗ.
Использование информационных технологий в развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутиз-мом
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PESC)
Использование средств визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями у детей с ОВЗ.
Система МАКАТОН в развитии коммуникаций детей с ОВЗ.
Метод проектов в развитии коммуникаций детей с ОВЗ

Домашнее задание:Разработать презентацию по одной из предложенных тем:Использование игровых приемов в процессе развития коммуникативных умений детей с

Слайд 22Литература:
Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной

недостаточностью. Дефектология, 1994г.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. М- 2010г.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.-,1994г.
Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей. Спб., 2004г. 

Литература:Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология, 1994г.Бгажнокова И.М. Воспитание и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть