Слайд 1Теоретико-методические основы формирования коммуникативных умений детей с ОВЗ
Лекция 1.
Слайд 2Понятие «коммуникация»
Понятие «коммуникация» получило широкое распространение в начале XX века в
трудах зарубежных исследователей при изучении категории общения, которая представляет собой чрезвычайно сложное, неоднозначное и противоречивое явление.
В настоящее время в литературе понятия «коммуникация» и «общение» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия (Бойков Д.И.).
Термин «коммуникация» первоначально в англоязычной литературе представлялся как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов.
Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу (Л.М.Шипицина)
Слайд 3Понятие «коммуникативные умения»
Понятие «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, освоение которых
обеспечивает для ребенка полноценное включение в обществе, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Потребность в совместной деятельности является врожденной, генетически обусловленной.
Потребность в совместной деятельности «подталкивает» ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями.
Непосредственно формированием коммуникативных умений занимались С. В.Проняева, Е. Г. Савина, Л. Р. Мунирова, Н. С. Глуханюк.
Слайд 4Специфика развития коммуникаций детей с ОВЗ
Овладение элементарными способами общения у детей
с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще:
дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.
Слайд 5Основная цель и задачи работы с детьми с ОВЗ
Основная цель работы
в данном направлении - формирование навыков коммуникации детей с ОВЗ для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Задачами педагогической работы являются: обучение адекватным реакциям и действиям на обращения знакомых людей;
обучение использованию доступных знаковых систем для их реализации в играх, быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражения просьб и др.;
воспитание элементарных социальных умений в общении.
Слайд 6Специфика развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Работа по формированию коммуникативных умений
должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру.
Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.
Слайд 7Что значит развитие речи детей с ОВЗ?
Дети необходимо учить слушать
и понимать то, о чем им говорят, воспроизводить звуки, а затем - произносить слова и использовать их в речевых комбинациях.
Понятие речи включает в себя не только устную речь: эффективное общение затруднено, если ребенок не понимает языка жестов и мимики, не может использовать информацию, получаемую при зрительном контакте.
Слайд 8Что значит развитие речи детей с ОВЗ?
Дети с ОВЗ часто не
поддерживают зрительный контакт со взрослыми и другими детьми, не умеют подражать другим, не понимают обращенную речь, что накладывает определенные проблемы в развитии речевых навыков.
Зрительный контакт, подражание, понимание речи жизненно важны для развития речи.
Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в разговоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть собеседнику в лицо.
Для обучения произношению слов, словосочетаний, составления целых предложений, необходимо уметь подражать другим.
В процессе подражания ребенок учится копировать жесты взрослых и различные звуки.
Дети с ОВЗ не сразу понимают, что изображение предмета символизирует реальный объект. От понимания картинок дети переходят к осознанию того, что "звуки". т.е слова, тоже отражают и представляют реальные предметы.
Слайд 9Практические советы и игры по установлению зрительного контакта
1.Перед тем как начать
игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт с ребенком. Установив его, немедленно награждайте ребенка игрушкой и похвалой. Чтобы привлечь внимание ребенка к своему лицу, можно: широко и часто улыбаться, издавать забавные звуки, надевать маски, экстравагантные шляпы, раскрашивать лицо и др. Можно легонько подуть в щечку или, наоборот, сидеть очень тихо, неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем самая кипучая активность.
2. Игры с предметами: взять и поднести предмет к лицу ребенка, он последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех тем же предметом.
Слайд 10Практические советы и игры на подражание и понимание речи
1. Дети учатся
подражать взрослым, когда видят, как взрослые подражают им. Подражайте действиям ребенка, он воспримет это как игру и в ответ начнет копировать взрослого. Подражать можно звукам, которые издает ребенок, копировать его жесты и мимику(улыбки, гримасы). Если он трясет игрушкой, складывает кубики в коробку или бросает игрушку, нужно делать то же самое. Снова и снова нужно подражать действиям ребенка, и в один прекрасный день он начнет подражать вам.
Слайд 11Практические советы и игры на подражание и понимание речи
2. Ребенку необходимо
осознать, что те звуки, которые он слышит от взрослых, имеют значение. Игры с элементами прогнозирования: "Шалтай-Болтай", "Баба сеяла горох", "Щекоталки", "Ехали мы - ехали..." , "На старт, внимание, марш!". В этой игре главное дать понять ребенку, что вслед за словом" марш" обязательно будет что-то интересное. Например, при слове "марш" бросайте мячик, толкайте машинку или можно обрушить дом из кубиков. Главное, чтобы ребенку нравилось.
Слайд 12Практические советы и игры на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.
У
детей с ОВЗ в связи с общим недоразвитием двигательной сферы, нарушены артикуляционные движения, что также влияет на доступность понимания окружающими речевой продукции. Поэтому необходимо проводить коррекционные упражнения на подвижность артикуляционного аппарата.
Игры на вдох и выдох. Выдувание мыльных пузырей через соломинку. Дуйте на обрывки бумаги, кусочки тканей, легкие шарфы, мыльные пузыри, перья и пр. Свист в свисток, игры на губной гармошке, трубение во всевозможные рожки, дудки и т.д. Во время игры или занятия произносите побольше звукоподражательных слов: "мяу", "гав-гав", "тик-так" и др. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка.
Слайд 13Практические советы и игры на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.
Можно
использовать музыкальные игрушки, включающиеся от громких звуков. Они дадут ребенку прекрасную мотивацию для упражнений в речевом мастерстве.
У некоторых детей в процессе обучения происходит зарождение речи: появляются звукоподражательные или "лепетные" слова.
Для совершенствования понимания речи важным является характер совершаемых действий, сопровождаемых речью:
на уровне совместных (рука ребенка в руке педагога) и совместно распределенных действий взрослого и ребенка "Возьмем мишку (куклу...), посадим его (ее) за стол, будем кормить мишку, (куклу). Где тарелка, где ложка? Поставим тарелку пред мишкой и т.д.
Слайд 14Практические советы и игры на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.
Не
владея речью, ребенок вынужден сообщать о своих потребностях и нуждах другими способами. Он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, рукой, указательным пальцем. Т.е. речь формируется на основе заместителей речи. Это могут быть жесты, мимика, пиктограммы, рисуночные изображения. Пиктограммы и рисуночные символы могут быть бытового значения, обозначать эмоциональные состояния " Я рад", " Мне хорошо", "Я злой" и пр., желания " Я хочу играть", " Слушать музыку" и пр. Работа с пиктограммами должна разворачиваться последовательно от года к году, с учетов программы обучения, индивидуальных особенностей ребенка.
Слайд 15Практические советы и игры на подражание и понимание речи
3. Стимуляция звуков.
Существуют знаковые системы для работы с детьми с ОВЗ. Знаковые системы представляют собой естественное развитие языка жестов. Детей с ОВЗ часто обучают "Макатону", системе, в которой произносимое слово сопровождается знаком. Знаки "Макатона" взяты из британского языка глухонемых и модифицированы с целью большей простоты и выразительности: в этой системе используются широкие, размашистые движения рук, доступные и детям с нарушениями тонкой моторики. Ребенок воспринимает речь мультисенсорным путем: одновременно слышит слово и видит соответствующий знак.
Слайд 16МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что
самое главное, легко понять.
Слайд 17Практические советы на понимание значения слов
*Речь педагога должна быть четкой и
простой. Ребенок снова и снова должен слышать одно и тоже слово в связи с одним и тем же предметом, действием, понятием, чтобы начать понимать существующую связь между ними.
*Говорить нужно здесь и сейчас, не рассуждая об абстрактных понятиях.
*Если ребенок выражает свои желания невербально, "переводите" его сообщения на язык слов: " Хочешь послушать музыку"
*Используйте фотографии, пиктограммы, рисунки знакомых предметов, явлений и пр. Просите показать одно изображение из двух или трех.
*Рассматривайте с ребенком книжки с иллюстрациями. Они должны быть простыми и легко узнаваемыми.
Слайд 18Практические советы на понимание значения слов
*Взрослый должен использовать повседневные события для
развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную с одеждой, можно изучать следующими способами:
- одевая ребенка, называть предметы одежды
- вырезать из журналов и каталогов картинки с одеждой и вместе с ребенком делать книжку
- одевать куклу или мишку
- спрашивать, где тот или иной предмет одежды
-предоставлять ребенку выбор (Например, какую рубашку ты оденешь?)
-притворяться, что забыли название того или иного предмета одежды, и ждать от ребенка "подсказки"
- задавать простые вопросы ("Где мишка?", " Где кукла?").Давать простые задания ("Дай мишку")
-делать забавные "ошибки". Например, одевать носки на уши и ждать, чтобы ребенок вас поправил.
Слайд 19Практические советы на понимание значения слов
Дети с ОВЗ, понимающие значения слов,
чей словарный запас достаточно развит, могут переходить к словосочетаниям из двух или трех слов, пониманию абстрактных понятий.
Развитие речи детей с ОВЗ является стержневым для всех разделов коррекционной работы. Формирование речевых умений носит многоаспектный характер и в зависимости от уровня сформированности речи включает в себя:
- коррекционные упражнения и игры на: установление зрительного контакта, подражание, понимание речи, подвижность артикуляционного аппарата
- произнесение "звукоподражательных"," лепетных" слов
- формирование умений связного высказывания
- ответить на вопросы в игровой и бытовой ситуации
- построение фраз о наблюдаемом или выполняемом действии
- выражение в речи просьбы, желания, состояния
Слайд 20Практические советы на понимание значения слов
К важнейшим достижениям в формировании коммуникативных
умений, в создании предпосылок к развитию речи, можно отнести следующие:
- адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты
- сопровождение разных видов деятельности доступными видами речи: вокализациями, звукокомпексами, словами, простой фразой
- умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или знаковых заместителей.
Педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков является необходимой в рамках развития и дальнейшего обучения детей с ОВЗ, поскольку именно общение является движущей силой развития ребенка.
Слайд 21Домашнее задание:
Разработать презентацию по одной из предложенных тем:
Использование игровых приемов в
процессе развития коммуникативных умений детей с ОВЗ.
Использование информационных технологий в развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутиз-мом
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PESC)
Использование средств визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями у детей с ОВЗ.
Система МАКАТОН в развитии коммуникаций детей с ОВЗ.
Метод проектов в развитии коммуникаций детей с ОВЗ
Слайд 22Литература:
Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной
недостаточностью. Дефектология, 1994г.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. М- 2010г.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.-,1994г.
Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей. Спб., 2004г.