Презентация, доклад на тему Основные понятия специальной педагогики

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИСпециальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Тифлопсихология (психология слепых)Логопсихология (психология детей с нарушениями речи)Психология детей

Слайд 1ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
(УСТАР. – ДЕФЕКТОЛОГИЯ) – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ, ОДНА

ИЗ ЕЕ ВЕТВЕЙ.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО
(ОСОБОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И
ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЫЧНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ
КУЛЬТУРОЙ, ПРИ ПОМОЩИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ,
ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО.

НАЗВАНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, КОТОРЫЙ
ПОДЧЕРКИВАЕТ ЛИЧНОСТНУЮ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ
(SPECIAL – ОСОБЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (АНГЛ.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИСПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА(УСТАР. – ДЕФЕКТОЛОГИЯ) – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ, ОДНА ИЗ ЕЕ ВЕТВЕЙ.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА –

Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специальная психология – область психологической
науки, изучающая людей, для

которых характерно отклонение
от нормального психического развития, связанное
с врожденными или приобретенными нарушениями
формирования нервной системы.

Тифлопсихология
(психология слепых)

Логопсихология
(психология детей с
нарушениями речи)

Психология детей
с нарушениями опорно-
двигательного аппарата

Психология детей
с нарушениями эмоциональ-
но-волевой сферы

Олигофренопсихология
(психология умственно
отсталых)

Сурдопсихология
(психология глухих)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИСпециальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического

Слайд 3ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ











СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ


С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ЛОГОПЕДИЯ
(ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

ТИФЛОПЕДАГОГИКА
(НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ)

ОЛИГОФРЕНО-
ПЕДАГОГИКА
ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
И С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ЗАТРУДНЕНИЯМИ

СУРДОПЕДАГОГИКА
(ГЛУХИЕ, СЛАБОСЛЫШАЩИЕ)

ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ
С НАРУШЕНИЯМИ В
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИСПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКАОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЛОГОПЕДИЯ (ЛИЦА

Слайд 4ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ОГРАНИЧЕННЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОС-
ТЯМИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНЦИПОВ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИИ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, КОМПЕНСАЦИОН-
НЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВА-
НИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕС-
КИХ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕ-
НИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ.

ЦЕЛЬ:
ДОСТИЖЕНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ
ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ
И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

(ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ
КАК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА
СОЦИАЛИЗАЦИИ И
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ)

ЗАДАЧИ:


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО

Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Коррекция

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИКоррекция

Слайд 6ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


Может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфичес­кие

действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения).





Коррекция

Может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИМожет выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфичес­кие действия, направленные на частичное исправление

Слайд 7ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


Внутрианализа-
торные связи
Компенсация

Компенсаторный процесс опирается на резервные или

недостаточно задействованные возможности организма человека


Например, при обучении слепоглухонемых привлекается
сохранный анализатор – осязательный.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИВнутрианализа-торные связиКомпенсация Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человекаНапример,

Слайд 8ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Реабилитация

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИРеабилитация

Слайд 9ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Абилитация
Термин употребляется применительно к детям
раннего возраста

с отклонениями в развитии,
так как в отношении раннего возраста речь
может идти не о возвращении способности
к чему-либо, утраченной в результате травмы,
болезни и пр., а о первичном ее формировании.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИАбилитация Термин употребляется применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так

Слайд 10ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
(лат. defectus – недостаток) – физический

или
психический недостаток, вызывающий нарушение
нормального развития ребенка.

(лат. deprivatio - лишение) - состояние, развивающееся
вследствие ограничения или полной блокировки важных
психологических потребностей ребенка

(лат. deviatio – сбиваться с пути) – отклонение от
нормального положения, строения.

разрушение компенсаторных механизмов
больного человека

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ(лат. defectus – недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение

Слайд 11Аномальное развитие
Аномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в

структуре и (или) функции организма в целом или его частей.

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития.

Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.
Аномальное развитиеАномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в

Слайд 12Дефект (лат.defectus – недостаток)
Дефект одной из функций нарушает

развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения:







100%

50%

50%



АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ

АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ, Т.К.
СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ

Дефект (лат.defectus – недостаток)   Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах.

Слайд 13СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Детей и подростков школьного возраста
обучаются в системе специального


образования

т.е. 4,5% детской популяции
нуждаются в специальном
образовании

статуса инвалида не имеют,
но имеют ограниченные возможности
здоровья

имеют статус инвалида

имеет ограниченные
возможности
здоровья и
жизнедеятельности

СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИДетей и подростков школьного возраста обучаются в системе специального образованият.е. 4,5% детской популяции нуждаются в

Слайд 14ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. -

М.. 1999.
Дефектологический словарь [Текст]. – М., 1970.
Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.
Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИГонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 1999.Дефектологический словарь [Текст]. – М.,

Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть