Презентация, доклад на тему Основные периоды развития речи у детей

Содержание

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи периоды:1.доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев)2. 1 – 1,5 г.3. 1,5 – 2 г.4. 2 –

Слайд 1Основные периоды развития речи у детей
Подготовила учитель логопед МАДОУ №19 г.

Гая
Левченко Н.В.
2019г.
Основные периоды развития речи у детейПодготовила учитель логопед МАДОУ №19 г. ГаяЛевченко Н.В.2019г.

Слайд 2Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи периоды:
1.доречевой – 1

год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев)
2. 1 – 1,5 г.
3. 1,5 – 2 г.
4. 2 – 3 г.
5. 3 – 5 лет
6. 6 - 7 лет


Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи периоды:1.доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до

Слайд 31 месяц
Ребёнок внимательно смотрит в лицо

наклонившегося над ним человека. Кричит, когда голоден, когда хочет спать, когда у него болит живот или промокли пелёнки.
2 месяца
Ребёнок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.

3 месяца
Хорошо заметен так называемый "комплекс оживления". Когда к ребёнку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки, гласные и звукосочетания.

1 месяц     Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Кричит, когда

Слайд 43 - 6 месяцев
Ребёнок громко хохочет, если с

ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен – что является одним из показателей нормального нервно – психического развития.
В этом же возрасте (3 месяца) появляется гуление - мягкая голосоподача, отражающая физиологический комфорт ребёнка.

Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных ("а", "э", "ы") и согласных ("г", "х"). Например: "гы", "эга".

Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному.
Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи).


3 - 6 месяцев   Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами,

Слайд 55 месяцев
Ребёнок начинает петь - длительно

тянет звуки, похожие на гласные, причём их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав человеческий голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону.
Повод для обращения к оториноларингологу: ребёнок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивается на голос. А также, если ребёнок перестал гулить, но не начинает лепетать.

6-8месяцев
Появляется лепет - многократное повторение «цепочек» слогов.
Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: "ба-ба-ба", "ля-ля-ля".
Лепет не у всех детей; может запаздывать.
Тренирует голос, дыхание, артикуляцию;
подготавливает механизм слогообразования.
В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки. Понимание речи. Дети больше реагируют на
общую ритмико-мелодическую структуру
слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.



5 месяцев    Ребёнок начинает петь - длительно тянет звуки, похожие на гласные, причём их

Слайд 610 месяцев
Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении

с незнакомыми людьми.
Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые, и отзывается на своё имя.

1 год
Ребёнок, прощаясь, машет ручкой «пока-пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?»; «Где папа?». На требования «дай!», «покажи!» либо выполняет, либо качает головой в знак отрицания.
Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти», «ма-ти-тя» и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых.
Сознательно употребляет первые короткие слова ("мама", "папа", "дядя", "дай" и т. д.)

10 месяцев    Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми.

Слайд 7Важные диагностические параметры
речевого развития ребёнка к 1 году жизни:
- первоочерёдное

усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/,
хорошее понимание обращённой речи,
завершение лепетной стадии и появление первых слов,
сформированность базовых навыков глотания и жевания.


Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни:- первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза

Слайд 81-1,5г.

1,5-2г.

Понимание речи – на бытовом уровне,
простые инструкции.

Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные,
звукоподражания).

Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.

Поведение не регулируется речью взрослых.

Понимание речи – удерживают в памяти и
выполняют двухступенчатые инструкции.
Активно стремятся к речевому контакту со
взрослым, обращаются с просьбами.
Формируется интонационная сторона речи
/интонация требования, вопроса/.
Словарь – до 200 слов.

1-1,5г.                1,5-2г.Понимание

Слайд 91,5-2 года
Активно используются изобразительные,
указательные жесты.
Слоговая структура – 2-3х сложные слова.

Звукопроизношение

– В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х.
/тенденция к смягчению/

К 2 годам появляется фраза.

Поведение не регулируется речью взрослого.


1,5-2 годаАктивно используются изобразительные, указательные жесты.Слоговая структура – 2-3х сложные слова.Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х.

Слайд 102-3 года
Активность в речи и познавательной
деятельности. Любимое слово: «Почему?»

Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них.

Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.



2-3 годаАктивность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?»   Чем лучше умственное развитие ребёнка,

Слайд 112-3 года
Словарь – до 1000 слов.
Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С],

[С'],[З], [З'], [Ц]).
Осваиваются основные грамматические
категории.
Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения.
«Расцвет» конструктивной речевой
деятельности – неологизмы /показатель
нормального речевого развития/.


Речь ситуативная.
Активно развивается самокоммуникация,
эгоцентрическая речь/показатель
нормального речевого развития/.
Большой интерес к детским текстам: стихи,
сказки. Хорошо запоминают.

Поведение хорошо регулируется речью
взрослого.


2-3 годаСловарь – до 1000 слов.Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С'],[З], [З'], [Ц]). Осваиваются основные грамматические

Слайд 123-5 лет
Заканчивается формирование фонетико-
фонематической стороны.
Хорошо развита лексико-грамматическая
сторона. Пользуются и сложноподчинёнными


предложениями.
Активное становление монолога /описание,
повествование/.


Эгоцентрическая речь свёртывается во
внутренний план.

Интерес и понимание слов с обобщающим,
абстрактным значением.

Формируется чувство языковой нормы.

Сформированы предпосылки к овладению
чтением.

3-5 летЗаканчивается формирование фонетико-фонематической стороны.Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями.Активное становление монолога /описание, повествование/.Эгоцентрическая речь

Слайд 133-5 лет
Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает

окружающее.
Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

Звукопроизношение
С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]).
С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р']).
Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» - дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

3-5 летЧем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее.     Основная

Слайд 146-7 лет
К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически,

лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.
К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом.

6-7 летК шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он

Слайд 15Закономерности развития речи в норме
Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению

к экспрессивной.
Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже).


Закономерности развития речи  в нормеНаиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной.Структурные компоненты языка развиваются

Слайд 16Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину)
1. Период

дофонемного развития речи - до 11 месяцев
/понимание речи строится не на восприятии
специфических языковых средств – фонем, а
на улавливании общей ритмико - мелодической структуры слова, фразы/

Становление фонематического слуха  у детей в норме  (по Н.Х. Швачкину)1. Период дофонемного развития речи -

Слайд 172. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев

до 1 года 10 месяцев

1 стадия. Различение гласных
различение А от других гласных;
различение И – У, Э – О, И – О, Э – У;
различение И – Э, У – О.

2 стадия. Различение согласных
- различение наличия согласных /крот-рот/;


различение сонорных и артикулируемых
шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В;
различение твёрдых и мягких согласных:
Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ;
различение носовых и ротовых соноров:
М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й,
М – Й;
различение носовых соноров: М – Н;
различение плавных ротовых соноров: Р – Л;


2. Период фонемного развития речи –    с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев1

Слайд 18различение соноров и неартикулируемых
шумных: М – З, Л

– Х, Н – Ж;
различение губных и язычных:
Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж;
различение взрывных и щелевых:
Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж;
различение переднеязычных и заднеязычных:
Д – Г, С – Х, Ш – Х;


различение глухих и звонких согласных:
П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж;
различение шипящих и свистящих:
Ж – З, Ш – С;
- различение плавных ротовых соноров и Й:
Р – Й, Л – Й.

различение соноров и неартикулируемых  шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж;различение губных и

Слайд 19СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть