Презентация, доклад на тему Основные направления и формы взаимодействия школы и семьи в коррекционной работе

Содержание

Наиболее сложным и «уязвимым» является переходный период от дошкольного к школьному детству. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и родителей является: ознакомление их со способами правильного общения с

Слайд 1Основные направления и формы взаимодействия школы и семьи в коррекционной

работе.
Основные направления   и формы взаимодействия  школы и семьи в  коррекционной работе.

Слайд 2 Наиболее сложным и «уязвимым» является переходный период

от дошкольного к школьному детству. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и родителей является:
ознакомление их со способами правильного общения с
детьми;
оказания им психологической поддержки;
создание в семье и школе благоприятного
психологического климата.
Правильные взаимодействия между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка.

Основные направления и формы взаимодействия
школы и семьи в коррекционной работе

Наиболее сложным и «уязвимым» является переходный период от дошкольного к школьному детству. Поэтому

Слайд 3 Какие же взаимоотношения можно считать правильными?
Это те,

в которых взрослый:
сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
поддерживает ребенка при неудачах.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Он нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Какие же взаимоотношения можно считать правильными?  Это те, в которых взрослый:сосредотачивается на позитивных сторонах

Слайд 4 Для нормального развития ребенка нужна коррекция всех его

семейных взаимоотношений, таких как:
1. Завышенные требования родителей. Они сделают успех труднодостижимым. Если ребенок в детском саду был «самым способным», то они ожидают от него того же в школе.
2. Соперничество братьев и сестер. Родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с блестящими достижениями другого. Такое соперничество может привести к сильным переживаниям ребенка и разрушить прежде хорошие отношения.
3. Чрезмерные амбиции ребенка, «взращенные в семье». Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно.
Для нормального развития ребенка нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, таких как: 1. Завышенные

Слайд 5 Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и

семьи. Поэтому в своем союзе они руководствуются общей программой развития детей, опираясь, при этом, на сильные стороны семейного и школьного воспитания.
Воспитательная сторона этой программы предусматривает:
обогащение кругозора детей и развитие их речи;
развитие общедеятельностных умений;
формирование социально-нравственных качеств.
Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и семьи. Поэтому в своем союзе они

Слайд 6 В семейном воспитании должны решаться эти же педагогические задачи,

но средства их решения будут специфическими.
Одной из важнейших забот семьи, когда ребенок пошел в школу, должна стать забота о его комфортном самочувствии в новом статусе учения.
Важной заботой семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка.
Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор: с раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем; развивать эстетическое воспитание; получать радость общения, дружбы с близкими людьми.
Приобщение ребенка к труду. В труде воспитываются терпение, спокойствие, устойчивость внимания.
В семейном воспитании должны решаться эти же педагогические задачи, но средства их решения будут специфическими.Одной

Слайд 7Ответственность семьи за физическое воспитание ребенка. Систематические занятия спортом, физкультурой развивают

ловкость, сноровку, увеличивают работоспособность, помогают бодрому, радостному настроению.
Большое значение имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональный режим укрепляет нервную систему.
Особое внимание следует обратить на детские игры дома. Дети пусть играют, но родители должны подумать, как обогатить содержание игр ребенку.
В работе с семьей школа ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.

Однако, до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остается переменной. Причин много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Ответственность семьи за физическое воспитание ребенка. Систематические занятия спортом, физкультурой развивают ловкость, сноровку, увеличивают работоспособность, помогают бодрому,

Слайд 8авторитарный характер действий;
неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на

решение педагогических задач;
низкая педагогическая культура учителей;
статичность педагогической позиции;
неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;
нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Факторы, тормозящие развитие
сотрудничества со стороны педагогов:

авторитарный характер действий;неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;низкая педагогическая культура учителей;статичность

Слайд 9низкая общая и педагогическая культура;
недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
отсутствие должного

внимания к воспитанию детей;
субъективный подход к оценки поведения и черт характера ребенка;
переоценка своих воспитательных возможностей.

Факторы, тормозящие развитие
сотрудничества с позиции родителей:

низкая общая и педагогическая культура;недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;отсутствие должного внимания к воспитанию детей;субъективный подход к

Слайд 10 Основная задача сотрудничества школы и

семьи – оказание им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.
Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм обучения.

Формы обучения родителей

семинары

консультации

деловая
игра

вечера вопросов
и ответов

классные
родительские
собрания

день
открытых
дверей

наглядная
педагогическая
пропаганда

родительские
конференции

Основная задача сотрудничества школы и семьи – оказание им психолого-педагогической помощи

Слайд 11Задачи:
Расширение знаний родителей о психологии воспитания ребенка.
Расширение знаний о педагогических

приемах взаимодействия с детьми.
Отношение родителей к процессу воспитания.

На семинарах родители учатся:
более адекватно воспринимать друг друга;
у них меняется представление о своем ребенке;
расширяется спектр воспитательных приемов;
они вовлекаются в обсуждение семейных проблем;
обмениваются опытом.

Родительские семинары

Задачи: Расширение знаний родителей о психологии воспитания ребенка.Расширение знаний о педагогических приемах взаимодействия с детьми.Отношение родителей к

Слайд 12 Приемы работы на родительских семинарах.

Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов,
психологов, социальных

работников, дефектологов т. п.)
по отдельным вопросам.
Темы, интересующие конкретную группу:
«Индивидуальные особенности детей»
«Возрастные кризисы развития ребенка»
«Искусство хвалить и наказывать»

2. Групповые дискуссии. Темы:
«Нравственные основы родительства»
«Как наши страхи становятся страхами детей»
«Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей»
«Наши конфликты с детьми»

3. Книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении
содержания специально подобранных к семинару: научно-популярных,
методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и
семейного воспитания.




Приемы работы на родительских семинарах.Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов,психологов, социальных работников, дефектологов т. п.)по отдельным вопросам.Темы,

Слайд 13
Задачи:
Изменение неадекватных родительских позиций.
Улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия.
Расширение мотивов осознанности в воспитании

детей.
Оптимизация форм родительского воздействия.

Индивидуальные и групповые консультации

Задачи:Изменение неадекватных родительских позиций.Улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия.Расширение мотивов осознанности в воспитании детей.Оптимизация форм родительского воздействия.Индивидуальные и групповые

Слайд 14Индивидуальное консультирование (7 факторов эффективности работы с родителями):
1. Создание психолого-педагогического

климата. Педагог должен убедить родителя, что он хочет помочь в разрешении проблемы.
2. Педагог задает наводящие вопросы, вызывая родителей на откровенности.
3. Педагог должен вникнуть глубоко в суть проблемы и увидеть в ней положительное, что не заметил родитель.
4. Педагог должен понять причину проблемы.
5. Не называя причину проблемы, педагог подводит родителя к ее пониманию.
6. Родитель осознает причину, а педагог подсказывает пути ее решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их.
7. Педагог должен подтвердить правильность догадки родителя и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.
Индивидуальное консультирование (7 факторов эффективности работы с родителями):1.  Создание психолого-педагогического климата. Педагог должен убедить родителя, что

Слайд 15Групповое консультирование.
Назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в

успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д.
Консультация может состоять из сообщения учителя и ответов на вопросы родителей или участием учителей-предметников, школьного врача, психолога.
Консультация может носить инструктивный характер.
Консультация может проходить в форме обсуждения воспитательных ситуаций.
Существует консультация на дому.

Групповое консультирование.Назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания

Слайд 16 Является основной формой взаимодействия учителя с родителями.

Оно признано стать местом:
обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы;
проведения бесед педагогического содержания;
организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа и стандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д.

Классное родительское собрание

Является основной формой взаимодействия учителя с родителями.   Оно признано стать местом:обсуждения актуальных проблем

Слайд 17 Подготовка и проведение родительского собрания требует большой подготовки учителя:
тщательно

продумать «сценарий» собрания;
подготовить вопросы, которые следует задать родителям;
провести анкетирование родителей и детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;
подготовить стенгазету, видеофрагменты и др. материалы;
расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях;
продумать персонально приглашение каждому родителю на собрание;
привлекать на собрание родительский комитет класса или отдельных активных родителей.
Подобная форма дает возможность узнать родителям как бы заново своего ребенка, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.
Подготовка и проведение родительского собрания требует большой подготовки учителя:тщательно продумать «сценарий» собрания;подготовить вопросы, которые следует

Слайд 18 Позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания:
через материалы стендов, тематические

выставки;
показать воспитательно-образовательный процесс;
показать передовые методы работы;
донести необходимую педагогическую информацию, рисунки, аппликации, лепку детей и т.п.
выставки на темы, касающиеся трудового, эстетического, физического воспитания.

Наглядная педагогическая пропаганда

Позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания:через материалы стендов, тематические выставки;показать воспитательно-образовательный процесс;показать передовые методы работы;донести

Слайд 19 Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные

ситуации.

В них участвуют учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др.
Темой могут быть разного рода конфликтные ситуации.

Деловая игра

Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации.   В них участвуют

Слайд 20 Представляют сбор педагогической информации по разнообразным проблемам. Ответы на

вопросы носят дискуссионный характер.
Это – непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов.
На таких вечерах присутствует большинство педагогов, специалистов: медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания обсуждаемых вопросов.

Вечера вопросов и ответов

Представляют сбор педагогической информации по разнообразным проблемам. Ответы на вопросы носят дискуссионный характер.  Это

Слайд 21 Предназначены для обмена опытом воспитателя.
Конференции проводятся как

по проблемам, затрачивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по вопросам семейного воспитания.
Например: «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание у детей познавательной активности и и интереса к учению» и др.

Родительские конференции

Предназначены для обмена опытом воспитателя.  Конференции проводятся как по проблемам, затрачивающим широкий круг психолого-педагогических

Слайд 22 Объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы

в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются методисты, социальные педагоги, психологи, классные руководители и т.д.
Родители получают возможность:
наблюдать за своими детьми;
сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей;
перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий;
увидеть уроки и внеклассные занятия;
посмотреть, как учат их детей, как сами работают дети.
Это эффективный путь наглядно-конкретного обучения родителей.

День открытых дверей

Объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день.

Слайд 23 В заключение можно отметить,

что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его стремление включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.
А для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослые должны уметь эффективно общаться с ним.
В заключение можно отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с

Слайд 24 1. Беседуйте с ребенком

дружелюбно, в уважительном тоне. Тон, с которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности. 2. Будьте одновременно тверды и добры. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи. 3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. 4. Поддерживайте ребенка. Поддержка нужна тогда, когда ребенок не достигает успеха. 5. Имейте мужество. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. 6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Общие правила эффективного
общения взрослого и ребенка.

1.  Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.

Слайд 25Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред.

пед. учебн. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
М.Н. Недвецкая. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи. / Начальная школа. №1. 2007
Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

Используемая литература

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / И.В. Дубровина,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть