Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗНЫЕ НАРУШЕНИЯ, С
УЧЕТОМ ИХ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 4 г. Салехард
Фоголева М.А.
Слайд 2Образовательная потребность представляет собой обусловленное социокультурными доминантами активно-деятельностное отношение человека к
сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации.
Потребность в образовании – это сложная комплексная потребность, имеющая свою структуру и конкретизирующаяся в таких потребностях, как потребности в знаниях, умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации, самоактуализации.
Слайд 3Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ – спектр образовательных и реабилитационных
средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации (В.З. Денискина).
Т.В. Фуряева определяет особые образовательные потребности детей с ОВЗ как «как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса».
Таким образом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса.
Слайд 4Современные научные представления позволили ученым (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина) выделить общие
для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности.
В аспекте времени начала специального образования – потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка (потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии).
Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
Слайд 5В аспекте содержания образования коррекционных классов – потребность во введении специальных
разделов обучения, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка.
Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети – занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи.
Дети с нарушениями речи –
занятия по развитию фонематического
восприятия и слуха с целью
профилактики дисграфии и дислексии.
Дети, имеющие ДЦП, – занятия
по развитию моторики,
зрительно-слухового восприятия.
Дети с нарушением зрения,
зрения и слуха, интеллекта –
социально-бытовая ориентация.
Слайд 6В аспекте методологии обучения в нашей школе– потребность в построении «обходных
путей», использовании специфических средств обучения, современных коррекционных технологий, разработанных в соответствии с принципами коррекционно-развивающего обучения.
Принцип мотивации к обучению
а) постановка проблемно-практических инструкций;
б) включение в урок современных реалий;
в) создание условий для достижения, а не получения оценки;
г) проблемные задания, познавательные вопросы;
д) призы, поощрения, развернутая словесная оценка.
Принцип продуктивной обработки информации
а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
б) дозированная поэтапная помощь педагога;
в) перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.
Слайд 7В аспекте организации обучения МБОУ СОШ № 4- потребность в качественной
индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ (потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы).
Необходимость разработки
ИОМ возникает, когда ребенку
требуется помощь нескольких
педагогов. Как правило, это дети,
имеющие тяжелые и/или
комплексные (множественные)
нарушения развития.
Слайд 8В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного
пространства за пределы образовательного учреждения – различные формы инклюзии.
В аспекте продолжительности образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет).
Слайд 9В аспекте определения круга специалистов, участвующих в образовании, модели их эффективного
взаимодействия МБОУ СОШ № 4
(потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении).
Единство служб
медицина коррекционная специальная социальные
педагогика психология науки
междисциплинарные связи
РЕБЕНОК
специалисты
дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, специальный психолог, воспитатель, врачи (психиатр, невролог, ортопед, окулист, отоларинголог, нейрофизиолог)
I модуль II модуль III модуль
комплексно- коррекционно- коррекционно-
диагностический диагностический психолого-
педагогический
Слайд 10Потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха» (потребность в
построении «обходных путей» обучения), которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения и возраста, в котором оно наступило.
Л.С. Выготский
Первичное Социальный Вторичные
нарушение вывих отклонения
Нарушения на Поиск Психолого-
уровне органов, обходных педагогическая
систем путей коррекция
Лечение, Ранняя помощь,
протезирование инклюзия
Слайд 11При ДЦП – большой тонус в общей мускулатуре распространяется на глазодвигательные
мышцы.
ограничение движения взора
пассивность зрительного восприятия
Для восприятия картины мира необходимо учить прослеживать взором в разных направлениях и учить «собирать увиденное в образ»
Потребность в организации доступной образовательной среды в школе.
- специальные учебники и учебные пособия (плоскопечатные книги с крупным шрифтом, линованные листы);
специальные технические средства (компьютер, специальная клавиатура, калькулятор, локальная подсветка, одиночная парта с упором для руки …);
Слайд 12Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой в
школе и соответствия этих программ их познавательным возможностям.
«Портфель учебных достижений».
В портфель достижений могут быть включены следующие материалы (в соответствии с возможностями ребенка):
Выборка детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных;
Слайд 13Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Работы должны быть подобраны таким образом, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Слайд 14 По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения,
сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.
По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.
Слайд 15По предметам естественно-научного цикла – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью,
аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.
Слайд 16Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой
деятельности.
Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.
Собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.
Характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).
Слайд 17Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка в нашей школе
и особая подготовка родителей силами специалистов (потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ).
1. Рекомендации по созданию в семье условий, благоприятных для двигательного и умственного развития детей.
2. Привлечение родителей к коррекционной работе:
присутствие родителей на занятиях с целью оказания помощи детям и педагогу;
- демонстрация приемов и упражнений по закреплению формируемых умений;
- обучение созданию ситуации совместной деятельности с ребенком;
- обучение приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни;
- консультации и практические занятия по формированию у детей знаний и умений.
Слайд 19Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на:
способы коммуникации ребенка с
ОВЗ с окружающими;
особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;
специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования.