Слайд 1 Организация учебной деятельности
детей с ОВЗ с учетом нозологии
Слайд 2Анализ статистических данных
Физиологические незрелые – 80%;
Перинатальное поражение ЦНС – 70%;
Необходимость в
реабилитации – 30%;
В коррекционной помощи – 45%.
Среди отстающих детей 85 – 90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Слайд 3Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Слайд 4Дети с ограниченными возможностями здоровья
Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
Нарушения речи;
Нарушения зрения (слепые,
слабовидящие);
Нарушения опорно – двигательного аппарата;
Задержка психического развития;
Умственная отсталость;
Детский аутизм;
Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).
Слайд 5Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития – это пограничная форма
интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Слайд 6Причины возникновения ЗПР
Неблагоприятное течение беременности:
болезни матери во время беременности (краснуха,
паротит, грипп);
хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
токсикозы, особенно второй половины беременности;
токсоплазмоз;
интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Слайд 7Причины возникновения ЗПР
II. Патология родов:
травмы вследствие механического повреждения плода при использовании
различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
асфиксия новорожденных и ее угроза.
III. Социальные факторы
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3-х лет), так и в более поздние возрастные этапы;
наличие криминального окружения;
низкий уровень образования родителей.
IV. Наследственные факторы
врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы.
Слайд 9Особенности детей
с ЗПР конституционного происхождения
Эмоциональная и личностная незрелость;
Инфантильный тип телосложения;
«Детскость»
мимики;
Преобладание эмоциональных реакций в поведении;
Поверхностность представлений;
Легкая внушаемость.
Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной.
Заниматься они не любят и не хотят!
Слайд 10Особенности детей
с ЗПР церебрально-органического генеза
На этот вид ЗПР могут оказать
свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п.
Несформированность эмоционально-волевой сферы;
Негрубая неврологическая симптоматика;
Стойкие энцефалопатические расстройства;
Парциальные нарушения корковых функций.
Страдают функции регуляции психической деятельности – звено контроля и звено программирования, что обуславливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой).
Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно.
Слайд 11Педагогическая запущенность
Особые состояния формируются у детей вследствие
педагогической запущенности
У ребенка с
полноценной нервной системой, длительно находящегося в условиях информационной и часто эмоциональной депривации (дефицита полноценных эмоциональных контактов со взрослыми), наблюдается недостаточный уровень развития навыков, знаний, умений.
Слайд 12Наиболее характерные
особенности детей с ЗПР
снижение работоспособности;
повышенная истощаемость;
неустойчивость внимания;
более низкий уровень
развития восприятия;
недостаточная продуктивность произвольной памяти;
отставание в развитии всех форм мышления;
дефекты звукопроизношения;
своеобразное поведение;
бедный словарный запас;
низкий навык самоконтроля;
незрелость эмоционально-волевой сферы;
ограниченный запас общих сведений и представлений;
трудности в счете.
Слайд 13Ребенок с особыми
образовательными
потребностями
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
(ведущий специалист)
Педагог-психолог
Инструктор
физического
воспитания
Учитель
Музыкальный
руководитель
Слайд 14Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР
Слайд 151. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо
специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Слайд 166. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им
особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Слайд 17С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше
времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам
Слайд 18
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического
развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.