Презентация, доклад на тему Организация специальных занятий по развитию речи дошкольников с ОНР

Содержание

Коррекционное обучение детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи

Слайд 1Подготовили Решецкая Татьяна,
Ольга Шадрина,
Кристина Бахарева,
Елена Погорелова,
Екатерина Токарева
Организация специальных

занятий по развитию речи дошкольников с ОНР
Подготовили Решецкая Татьяна,Ольга Шадрина, Кристина Бахарева, Елена Погорелова, Екатерина ТокареваОрганизация специальных занятий по развитию речи дошкольников с

Слайд 2Коррекционное обучение детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи

Коррекционное обучение детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи

Слайд 3Основными задачами коррекционного обучения являются
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;


воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами;
развитие навыков связной речи.

Основными задачами коррекционного обучения являютсяпрактическое усвоение лексических и грамматических средств языка; воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры

Слайд 4Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные в советской

дефектологии и логопедии (Л.С.Выготский, Р.Е.Лсвина, В.ИЛубовский и др.)


Принцип I

Принцип II

Принцип III

Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л.С.Выготский, Р.Е.Лсвина, В.ИЛубовский

Слайд 5Принцип I Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий

формирования речевой функции ребенка.

Разностороннее обследование дошкольника с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития. В дальнейшем при планировании коррекционной работы это учитывается.

Принцип I Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.Разностороннее обследование

Слайд 6Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной

четкости речи.
Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

Принцип II Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости речи. Развитие фонематического восприятия подготавливает

Слайд 7Принцип III Принцип связи речи с другим сторонами психического развития. Раскрывает зависимость

формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

Принцип III Принцип связи речи с другим сторонами психического развития. Раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от

Слайд 8Занятия по развитию речи дошкольников с ОНР:
Фронтальные
Индивидуальные

Занятия по развитию речи дошкольников с ОНР:ФронтальныеИндивидуальные

Слайд 9Типы фронтальных занятий:
1.  Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
а) занятия по

формированию словарного запаса;
б) занятия по формированию грамматического строя.
2.  Занятия по формированию звуковой стороны речи
3. Занятия по развитию связной речи.

Типы фронтальных занятий:1.  Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:а) занятия по формированию словарного запаса;б) занятия по формированию

Слайд 10Требования к проведению фронтальных логопедических занятий:
четко определить тему и цель занятий;
выделить

предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий;
обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;
при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Требования к проведению фронтальных логопедических занятий:четко определить тему и цель занятий;выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков,

Слайд 11
Логопедические фронтальные занятия строятся с учетом задач и содержания каждого

периода обучения. Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука , развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухоречевой памяти.

Логопедические фронтальные занятия строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика этого вида занятий

Слайд 12Индивидуальные занятия
Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация

и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.
Важным является учет специфических проявлений дефекта.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

Индивидуальные занятияДля эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и

Слайд 13методическая база, моделирование и проведение занятий по развитию речи

методическая база, моделирование и проведение занятий по развитию речи

Слайд 14Метод развития речи - это способ взаимодействия педагога и детей, который обеспечивает

формирование у последних речевых умений и навыков. В дошкольной дидактике в целом и методике развития речи в частности принято выделять три группы методов
Метод развития речи - это способ взаимодействия педагога и детей, который обеспечивает формирование у последних речевых умений и

Слайд 15Методические требования к качеству составления детьми самостоятельных рассказов
Предлагаем модель идеального рассказа

ребенка, к составлению которого следует стремиться педагогам и родителям в процессе обучения. Идеальный рассказ дошкольника должен быть:

- полным (без пропусков);

- связным (смысловое объединение частей рассказа и отдельных предложений);

- последовательным (без перестановок);

- логичным (с причинно-следственными зависимостями);

- спланированным (помогает наличие графического плана-схемы, уточнение глагольной цепочки);

- лексически наполненным (разнообразие лексики, точность называния действий, наличие слов-признаков);

- выразительным (с акцентированием значимых слов);

- грамматически верным (без грамматических ошибок);

- фонетически чистым (все звуки речи произносятся правильно, ребенок использует оптимальные темп рассказывания, силу голоса, интонацию, логические ударения);

- непрерывным (без пауз).

Методические требования к качеству составления детьми самостоятельных рассказовПредлагаем модель идеального рассказа ребенка, к составлению которого следует стремиться

Слайд 18Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования

Слайд 19Задачи наглядного моделирования

Задачи наглядного моделирования

Слайд 20Модель развития речевой активности

Модель развития речевой активности

Слайд 21Требования к занятиям
по развитию речи

Требования к занятиям по развитию речи

Слайд 23Логопедическое обследование детей с ОНР

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ:
1. Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями.
2. Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с нормативами.
3. Выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка.
4. Оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления.
5. Определить степень овладения компонентами языковой системы.
Логопедическое обследование детей с ОНР           ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ

Слайд 24 Этапы логопедического обследования:
1. Ориентировочный этап на

котором производится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации. 2. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха или интеллекта. 3. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием. 4. Обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключение. 5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
Этапы логопедического обследования:1. Ориентировочный этап на котором производится целенаправленный опрос родителей, беседы

Слайд 25


В ходе обследования логопед отмечает
1.Какими ответами пользуется ребенок;
2.Насколько ответы развернуты, правильны ли по содержанию;
3.Как ребенок оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически).
4.Большое внимание уделяется самостоятельным высказываниям, т.к. в данном случае ослабляется контроль над речью.

В ходе обследования логопед

Слайд 26 План обследования ребенка:
Составление рассказа по картинке;
Составление

рассказа по серии картинок;
Пересказ;
Составление рассказа-описания игрушки или предмета;
Объяснение значения слов;
Самостоятельное называние видовых понятий, объединенных одной лексической темой (например, назвать чайную посуду).

Массивные, толстые губы, отсутствие передних и коренных зубов, высокое или узкое, плоское небо.
При осмотре языка отмечается укороченная подъязычная уздечка или ее отсутствие.
В строении челюстей дефект их прикуса. При обследовании подвижности языка отмечается быстрота и точность переключаемости с одного артикуляционного положения на другое.

Обследование речевого развития:

Обследование артикуляционного аппарата :

План обследования ребенка:Составление рассказа по картинке;Составление рассказа по серии картинок;Пересказ;Составление рассказа-описания игрушки

Слайд 27 Итог обследования:
Данные о состоянии

речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на большое количество примеров детской речи и динамическое наблюдение.
Констатируются пробелы в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи.
Отмечается спонтанное речевое продвижение.
Определение имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно опираться при дальнейшем обучении языку.
Отбор наиболее эффективных путей и методов коррекционной работы.
Итог обследования:Данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть